Логин: Пароль:
  
  Время выбирать профессию ! • Регистрация   • Забыли пароль?  

Независимо от того, является человек писателем или читателем, задача его прежде всего в том, чтобы прожить свою собственную, а не навязанную или предписанную извне, даже самым благородным образом выглядящую жизнь. Ибо она у каждого из нас только одна, и мы хорошо знаем, чем все это кончается.
И.Бродский, Нобелевская лекция.

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 
Психологическая служба ГОУ СОШ № 230
 
Старт - Краснодарский методический центр информационно-коммуникационных технологий
 
 


Г.В. Резапкина
Диагностика и развитие мотивационно-потребностной
и ценностно-смысловой сферы подростков

От автора

Занятие 1. Мотивы профессиональной деятельности.
Методика "За двумя зайцами" (модификация методики Е.И. Головахи)
Методика "Я-Другой, Карьера-Дело" (Г.В. Резапкина)

Занятие 2. Иерархия потребностей.
Методика "Актуальные потребности" (Г.В. Резапкина)

Занятие 3. Мотивы труда.
Методика "Иерархия мотивов труда" (Г.В. Резапкина)

Занятие 4. Жизненные ценности.
Анкета "Жизненные ценности"
Методика "Иерархия жизненных ценностей" (Г.В. Резапкина)

Заключение.

Приложение. Результаты самодиагностики.


Занятие 2. Иерархия потребностей.

Человеческие потребности можно разделить на три группы.

Телесные, или физиологические потребности свойственны любому живому организму. Это потребности в отдыхе, воде, пище, нормальной температуре воздуха, безопасности. Если эти потребности не удовлетворяются, живое существо испытывает дискомфорт, страдает, может даже погибнуть. Это потребности низшего уровня, которыми многие ограничиваются.

Следующий уровень - душевные, или социальные потребности. Это потребность в общении, любви и признании других людей, эстетические и познавательные потребности. Хорошего человека иногда называют душевным. Действительно, Любовь, Доброта, Великодушие, Щедрость, Способность прощать, Доверчивость, Скромность - все это прекрасные свойства человеческой души. Но в душе рождаются и злые помыслы: зависть, гнев, жадность, обида, подозрительность, тщеславие.

Потребность командовать и подчиняться, любить и быть любимым, заботиться о членах своей семьи свойственны не только людям, но и высшим животным. Потребности сами по себе ни хороши, ни плохи - главное, кто кем управляет: человек своими потребностями, или потребности - человеком.

Вся жизнь "душевного" человека - череда падений и подъемов. Большинство из нас - на этом уровне.

Третий уровень - это духовные потребности. Именно они отличают нас от животных. Только человек способен верить, творить, искать смысл в своей жизни. Это - самое трудное. Иногда духовные потребности смешивают с душевными: ходит на выставки и концерты, пишет и читает книги, занимается наукой, значит, духовный. Совсем не обязательно!

И наоборот - можно не быть и не слыть интеллектуалом, иметь смутное представление о культурной, в понимании большинства, жизни, и при этом - быть духовным человеком: великодушным, милосердным, способным любить и прощать. Всем нравится быть рядом с таким человеком. Стать таким - под силу единицам.

Согласно теории "трех ключей", у каждого человека должно быть три ключа: от квартиры, машины и дачи. Тогда человек начнет делиться своим добром с теми, у кого еще нет "трех ключей". На практике раздача лишних ключей не наблюдается: вместо этого стремительно растет разрыв между богатыми и бедными.

Мечта о "трех ключах" (по другой версии - "трех кожаных пальто") легла в основу теории мотивации американского психолога Абрахама Маслоу, который был убежден, что выход на следующий уровень невозможен, пока не удовлетворена потребность низшего уровня. К такому выводу он пришел, наблюдая за крысами. Что говорить, некоторые в минуты опасности ведут себя подобно животным. К счастью, есть множество примеров, когда человек отдавал саму жизнь за друга или за свои убеждения (только поэтому человечество еще существует).

Человек развивается полноценно только в том случае, если не застревает на нижних ступенях. Работа дает возможность реализовать все потребности, если воспринимать ее как жизненную задачу, решая которую мы поднимаемся на новую ступень. С помощью следующей методики вы можете узнать, какие потребности для вас актуальны сейчас.

Представьте, что вы страдаете от жажды, а в это время вам рассказывают о перспективах нанотехнологий. Вы не спали двое суток, а вас приглашают в ресторан. Вы хотите есть, а вас тянут в музей. Мы испытываем дискомфорт и раздражение, если наши актуальные потребности игнорируются. Это действует закон доминанты: системы рефлексов, обеспечивающих удовлетворение доминирующей потребности. Остальные потребности отступают на второй план как менее актуальные: когда утолим жажду, сможем воспринимать информацию, а, выспавшись, с удовольствием поужинаем.

Инструкция.Перед вами - список потребностей разного уровня. Проранжируйте их, поставив рядом с самой важной №1, рядом с менее важной - №2, и так далее до №15 рядом с самой незначимой для вас в данный момент потребностью.

  1. Избавление от боли
  2. Возможность спать, сколько хочется
  3. Утоление голода или жажды
  4. Отдых после тяжелой работы
  5. Смена температурного режима (с холода - в тепло, из жары - в прохладу)
  6. Общение с друзьями, интересными людьми
  7. Вкус победы (в спорте, творческих конкурсах, научных олимпиадах)
  8. Признание твоих заслуг и достоинств (награда, похвала, комплименты)
  9. Чтение интересной книги, просмотр хорошего фильма
  10. Получение подарков
  11. Дарение подарков
  12. Бескорыстная помощь людям
  13. Сознание хорошо выполненной работы
  14. Чувство вдохновения в работе
  15. Примирение с близкими

В первую пятерку входят физиологические потребности. Если они для вас актуальны, возможно, ваше физическое состояние находится вне зоны комфорта. Обратите внимание на свое здоровье, условия труда и отдыха,

Следующая пятерка - душевные, или социальные потребности. Попробуйте самостоятельно разобраться в их мотивах - чем для вас значимы и дороги те или иные события вашей жизни.

Если в верхней части вашего списка встречаются потребности из последней пятерки, вероятно, вы находитесь на верхней ступени "пирамиды потребностей". Это здорово, но мало достичь этого уровня - надо суметь удержаться на вершине.


Далее:

Занятие 3. Мотивы труда.
Методика "Иерархия мотивов труда" (Г.В. Резапкина)

Занятие 4. Жизненные ценности.
Анкета "Жизненные ценности"
Методика "Иерархия жизненных ценностей" (Г.В. Резапкина)

Заключение.

Приложение. Результаты самодиагностики.

   
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс цитирования сайта metodkabi.net.ru LiveInternet: показано число просмотров и посетителей за 24 часа Наш сайт в каталоге manyweb.ru Интернет-сообщество учителей: материалы для учителя: планирование, рекомендации, презентации. Форум учителей Психология 100 Все новости образования Некоммерческое партнерство Родительский Комитет
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
Copyright © 2007-2017, Joe