Логин: Пароль:
  
  Время выбирать профессию ! • Регистрация   • Забыли пароль?  

Отец велел своему вспыльчивому сыну в минуту гнева вбивать гвоздь в дерево. С каждым днем число забиваемых гвоздей уменьшалось. И вот настал день, когда он ни разу не потерял самообладания. Когда отец узнал об этом, он сказал сыну, что в тот день, когда ему удастся сдержать себя, он может вытащить из дерева один гвоздь. Наконец пришел день, когда в дереве не осталось ни одного гвоздя. Отец сказал: «Ты хорошо потрудился над собой, но ты видишь, что это дерево уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него тоже остается шрам. Человеку еще больней, чем дереву".

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 
Психологическая служба ГОУ СОШ № 230
 
Старт - Краснодарский методический центр информационно-коммуникационных технологий
 
 


Г.В. Резапкина
Уроки самоопределения
(система классных часов для учащихся 5-9 классов)

II. Направленность личности



7 класс. Свобода и ответственность

    Я уяснил, что значит быть свободным.
    Я разобрался в этом чувстве трудном,
    Одном из самых личных чувств на свете.
    И знаете, что значит быть свободным?
    Ведь это значит быть за все в ответе!
    Л. Мартынов
…Одна из авиационных компаний провела эксперимент среди своего персонала. Организовали имитацию полетов в условиях плохой видимости, когда эмоциональное возбуждение и умственное напряжение способствуют стереотипному реагированию. Капитанов просили имитировать неспособность справиться с ситуацией в критический момент, совершая ошибки, которые привели бы к катастрофе. Ни один член команды не оспорил явно ошибочные действия капитана!

  • Как вы понимаете эпиграф к уроку?
  • Особенности нервной системы, мышления, памяти и внимания играют важную, но не определяющую роль в жизни человека. Есть факторы более существенные. Одним из них способность брать на себя ответственность за то, что происходит в твоей жизни. Следующая методика поможет вам определить сформированность этого качества.

      «Определение уровня внутренней свободы». (Авторская модификация методики УСК).

    Прослушайте утверждения и поставьте в бланке ответов рядом с соответствующим номером «+», если вы с ним согласны, и «—», если не согласны.

    1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.
    9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16.
    17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24.
    25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32.
    33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40.

    1.	Успешная карьера больше зависит от случая, чем от способностей и усилий человека.
    2.	Большинство разводов происходит оттого, что люди не хотят приспособиться друг к другу.
    3.	Болезнь — дело случая: если суждено заболеть, то заболеешь.
    4.	Люди оказываются одинокими, потому что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
    5.	Исполнение моих желаний чаще зависит от случайного стечения обстоятельств.
    6.	Бесполезно прилагать усилия, чтобы завоевать симпатию других людей.
    7.	Отношения между людьми зависят от их связей, благосостояния, условий жизни.
    8.	Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
    9.	Как правило, руководство более эффективно, когда начальник контролирует действия подчиненных.
    10.	Мои отметки больше зависели от настроения учителя, чем от моих усилий.
    11.	Когда я строю планы, то верю в их осуществление.
    12.	То, что многие считают удачей или везением, на самом деле — результат упорного труда.
    13.	Если люди не подходят друг другу, то, как бы они не старались наладить отношения,
    	все равно ничего не получится.
    14.	Все хорошее, что я делаю, другие обычно замечают и ценят.
    15.	Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
    16.	Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
    17.	Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того,
    	как сложатся обстоятельства.
    18.	Мои отметки в школе зависели от моих знаний.
    19.	В семейных конфликтах я часто чувствую свою вину.
    20.	Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
    21.	Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
    22.	Как правило, неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха.
    23.	В плохой работе организации виноваты ее сотрудники.
    24.	Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях.
    25.	Если я захочу, то смогу расположить к себе любого.
    26.	На молодых людей влияет так много обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию
    	часто оказываются напрасными.
    27.	То, что со мной случается, зависит от меня самого.
    28.	Трудно понять, почему взрослые поступают именно так, а не иначе.
    29.	Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не приложил
    	достаточно усилий.
    30.	Чаще всего я могу добиться от членов своей семьи того, что мне надо.
    31.	В моих неудачах чаще всего были виноваты другие.
    32.	Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать.
    33.	В сложных обстоятельствах я жду, пока проблемы решатся сами собой.
    34.	Успех является результатом упорной работы и мало зависит от везения.
    35.	Мне трудно понять, почему я нравлюсь одним и не нравлюсь другим.
    36.	Обычно я принимаю решения сам, не надеясь на советы других людей.
    37.	К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными.
    38.	Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только себя.
    39.	Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других.
    40.	Большинство неудач в моей жизни произошло от моего неумения или лени.
    

    Обработка и интерпретация результатов:

      Подсчитайте количество ответов, совпадающих с ключом:

      «+»: 2, 4, 11,12, 14, 15, 16, 18,19, 21, 23, 25, 27, 29, 30, 32, 34, 36, 38, 40.
      «—»: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 17, 20, 22, 24, 26, 28, 31, 33, 35, 37, 39.

      Если ваш ответ на вопрос совпал с ключом, зачеркните его. Подсчитайте количество всех зачеркнутых номеров и запишите это число. Менее 15 баллов. Чем меньше баллов, тем сильнее человек зависит от внешних обстоятельств и мнения окружающих. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их, склонны приписывать ответственность за все, что с ними происходит, другим людям, случаю, судьбе. Они с готовностью принимают общепринятые нормы и традиции, являясь идеальным потребителем, послушным моде и рекламе. Творческие способности блокируются необходимостью быть «как все».

      15—25 баллов. Есть потребность следовать моде и образцам, принятым в окружении. Этот человек может принимать решения под давлением обстоятельств и авторитетов. Желание сохранить свою индивидуальность и внутреннюю независимость вступает в противоречие с опасением потерять расположение значимых для него людей, оказавшись «белой вороной», может вызвать внутренний конфликт. Ответственность за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни полностью не сформирована.

      Более 25 баллов. Такие люди меньше, чем другие, зависят от чужого мнения, потому что живут по своим внутренним законам. Они принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами. Их отличает чувство внутренней свободы. Такие люди не склонны подчиняться давлению других людей, остро реагируют на посягательства на личную свободу, активны и уверены в себе. Общепринятые ценности они принимают только в том случае, если те совпадают с их ценностями. Если правила игры их не устраивают, они предлагают свои или выходят из игры. Их душевное равновесие зависит от чувства оправданности поступков перед собой. Чувство повышенной ответственности отличает профессионала, успешного в различных сферах деятельности.

  • Сравните два высказывания:
      1. «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас».
      2. «Не мы такие — жизнь такая».


      Какое из них вам ближе? Возможны ли другие варианты?

  • Примечание. Тема, затронутая на этом занятии, настолько значима для профессионального и личностного самоопределения подростка, что лучше воздержаться от оценок и комментариев, дав возможность учащимся самостоятельно осмыслить полученные результаты. Вопрос о третьем варианте возник, когда его предложил один подросток: «Стань лучше, и мир вокруг тебя изменится к лучшему». Похоже, мы недооцениваем наших детей…


       
    Рейтинг@Mail.ru   Яндекс цитирования сайта metodkabi.net.ru LiveInternet: показано число просмотров и посетителей за 24 часа Наш сайт в каталоге manyweb.ru Интернет-сообщество учителей: материалы для учителя: планирование, рекомендации, презентации. Форум учителей Психология 100 Все новости образования Некоммерческое партнерство Родительский Комитет
    Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
    Copyright © 2007-2017, Joe