Селекция или развитие?
Директор гимназии отказался от помощи психолога-профконсультанта, хотя родители старшеклассников были очень заинтересованы в подобной работе. Аргумент директора был забавен: ребята уже выбрали профессию, многие даже уже поступили в институты, а профконсультант им скажет, что они неправильно выбрали профессию. Что им тогда делать?
Этот курьезный случай, происшедший задолго до начала профильного эксперимента, заставляет задуматься: как должны взаимодействовать родители, психологи, учителя, администрация в условиях предпрофильной подготовки, чтобы помочь подростку осознать свои возможности и сделать выбор, за который потом «не будет мучительно больно»?
Современный взгляд на профессиональную успешность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, а не дана человеку от рождения. Для овладения профессиональным мастерством необходимы соответствующие способности, на основе которых формируются навыки, а также положительная профессиональная мотивация, то есть интерес к работе.
Школа может направить свои усилия на отбор, селекцию «перспективных» детей, зарабатывая «очки» на медалистах и стремясь к 100% поступлению выпускников в ВУЗы. Или – на развитие способностей, трудовой мотивации и формирование жизненных ценностей своих учеников. Первый вариант – это накатанная дорога, по которой отечественная школа ведет несколько поколений учеников. Чем-то этот подход сродни спартанскому отношению к слабым и увечным.
Второй путь требует осознанной и слаженной работы всех участников образовательного процесса, хороших программ и учебников, компетентных специалистов в области профильного обучения и предпрофильной подготовки…
Для психолога смысл предпрофильной подготовки – формирование у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов. Хотя о «формировании» надо было думать на несколько лет раньше…
В соответствии с рекомендациями Министерство образования РФ по организации предпрофильной подготовки (№03-51-157ин/13-03 от 20.08.2003) в 9-х классах общеобразовательных учреждений, к предпрофильной подготовке относятся мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся 9-х классов, их анкетирование, консультирование, организация «пробы сил» и т.п. Профильная ориентация должна способствовать «принятию школьниками обоснованного решения о выборе направления дальнейшего обучения».
Но, чтобы решение было действительно обоснованным, в школе должна быть система психолого-профориентационного сопровождения учащихся с первого по девятый класс – до момента выбора профильного обучения. Модули этой системы (годовые программы для каждого класса) должны учитывать возрастные особенности детей. Их цель – воспитание нравственной, самостоятельной и способной к саморазвитию личности. Самая яркая из имеющихся программ – «Жизненные навыки». Она создана авторским коллективом под руководством С.В. Кривцовой. По мнению учителей и родителей, ребята, прошедшие обучение по программе «Жизненные навыки», отличаются от остальных детей. Они способны ставить цели и достигать их, они любят и умеют учиться, дружить. Через 3-4 года эти ребята будут выбирать профиль обучения или просто профессию. Может быть, их не коснутся проблемы современных подростков? Или они будут успешно с ними справляться?
Пока же все это – фрагменты мозаики, никак не складывающейся в стройную систему воспитания личности, о котором в последнее время так много говорится.
Программы профессионального самоопределения и предпрофильной подготовки «повисают в воздухе», если не опираются на фундамент, заложенный в начальной школе. А то и раньше – в семье. Но это уже совсем другая тема.
Галина Резапкина