Логин: Пароль:
  
  Время выбирать профессию ! • Регистрация   • Забыли пароль?  

Секрет удачного выбора сотрудников прост: надо находить людей, которые хотят делать то, что вам надо.
Г.Селье

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 
Психологическая служба ГОУ СОШ № 230
 
Старт - Краснодарский методический центр информационно-коммуникационных технологий
 
 


ЗАМЕТКИ ПРОФКОНСУЛЬТАНТА

Парсонс и теперь – живее всех живых
Человеческий фактор
Принцип лояльности
Селекция или развитие?
Территория выбора

Селекция или развитие?

Директор гимназии отказался от помощи психолога-профконсультанта, хотя родители старшеклассников были очень заинтересованы в подобной работе. Аргумент директора был забавен: ребята уже выбрали профессию, многие даже уже поступили в институты, а профконсультант им скажет, что они неправильно выбрали профессию. Что им тогда делать?

Этот курьезный случай, происшедший задолго до начала профильного эксперимента, заставляет задуматься: как должны взаимодействовать родители, психологи, учителя, администрация в условиях предпрофильной подготовки, чтобы помочь подростку осознать свои возможности и сделать выбор, за который потом «не будет мучительно больно»?

Современный взгляд на профессиональную успешность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, а не дана человеку от рождения. Для овладения профессиональным мастерством необходимы соответствующие способности, на основе которых формируются навыки, а также положительная профессиональная мотивация, то есть интерес к работе.

Школа может направить свои усилия на отбор, селекцию «перспективных» детей, зарабатывая «очки» на медалистах и стремясь к 100% поступлению выпускников в ВУЗы. Или – на развитие способностей, трудовой мотивации и формирование жизненных ценностей своих учеников. Первый вариант – это накатанная дорога, по которой отечественная школа ведет несколько поколений учеников. Чем-то этот подход сродни спартанскому отношению к слабым и увечным.

Второй путь требует осознанной и слаженной работы всех участников образовательного процесса, хороших программ и учебников, компетентных специалистов в области профильного обучения и предпрофильной подготовки…

Для психолога смысл предпрофильной подготовки – формирование у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов. Хотя о «формировании» надо было думать на несколько лет раньше…

В соответствии с рекомендациями Министерство образования РФ по организации предпрофильной подготовки (№03-51-157ин/13-03 от 20.08.2003) в 9-х классах общеобразовательных учреждений, к предпрофильной подготовке относятся мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся 9-х классов, их анкетирование, консультирование, организация «пробы сил» и т.п. Профильная ориентация должна способствовать «принятию школьниками обоснованного решения о выборе направления дальнейшего обучения».

Но, чтобы решение было действительно обоснованным, в школе должна быть система психолого-профориентационного сопровождения учащихся с первого по девятый класс – до момента выбора профильного обучения. Модули этой системы (годовые программы для каждого класса) должны учитывать возрастные особенности детей. Их цель – воспитание нравственной, самостоятельной и способной к саморазвитию личности. Самая яркая из имеющихся программ – «Жизненные навыки». Она создана авторским коллективом под руководством С.В. Кривцовой. По мнению учителей и родителей, ребята, прошедшие обучение по программе «Жизненные навыки», отличаются от остальных детей. Они способны ставить цели и достигать их, они любят и умеют учиться, дружить. Через 3-4 года эти ребята будут выбирать профиль обучения или просто профессию. Может быть, их не коснутся проблемы современных подростков? Или они будут успешно с ними справляться?

Пока же все это – фрагменты мозаики, никак не складывающейся в стройную систему воспитания личности, о котором в последнее время так много говорится.

Программы профессионального самоопределения и предпрофильной подготовки «повисают в воздухе», если не опираются на фундамент, заложенный в начальной школе. А то и раньше – в семье. Но это уже совсем другая тема.

Галина Резапкина



    Добавление комментария

  Ваше имя:

  Введите текст:
  

  Введите код, изображенный на картинке:
  
  

   
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс цитирования сайта metodkabi.net.ru LiveInternet: показано число просмотров и посетителей за 24 часа Наш сайт в каталоге manyweb.ru Интернет-сообщество учителей: материалы для учителя: планирование, рекомендации, презентации. Форум учителей Психология 100 Все новости образования Некоммерческое партнерство Родительский Комитет
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
Copyright © 2007-2017, Joe