Логин: Пароль:
  
  Время выбирать профессию ! • Регистрация   • Забыли пароль?  

Многие, кто жалуется, что не получают того, что заслужили, просто не знают, как им везёт!
Альфред Ньюмен

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 
Психологическая служба ГОУ СОШ № 230
 
Старт - Краснодарский методический центр информационно-коммуникационных технологий
 
 


ЗАМЕТКИ ПРОФКОНСУЛЬТАНТА

Парсонс и теперь – живее всех живых
Человеческий фактор
Принцип лояльности
Селекция или развитие?
Территория выбора

Селекция или развитие?

Директор гимназии отказался от помощи психолога-профконсультанта, хотя родители старшеклассников были очень заинтересованы в подобной работе. Аргумент директора был забавен: ребята уже выбрали профессию, многие даже уже поступили в институты, а профконсультант им скажет, что они неправильно выбрали профессию. Что им тогда делать?

Этот курьезный случай, происшедший задолго до начала профильного эксперимента, заставляет задуматься: как должны взаимодействовать родители, психологи, учителя, администрация в условиях предпрофильной подготовки, чтобы помочь подростку осознать свои возможности и сделать выбор, за который потом «не будет мучительно больно»?

Современный взгляд на профессиональную успешность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, а не дана человеку от рождения. Для овладения профессиональным мастерством необходимы соответствующие способности, на основе которых формируются навыки, а также положительная профессиональная мотивация, то есть интерес к работе.

Школа может направить свои усилия на отбор, селекцию «перспективных» детей, зарабатывая «очки» на медалистах и стремясь к 100% поступлению выпускников в ВУЗы. Или – на развитие способностей, трудовой мотивации и формирование жизненных ценностей своих учеников. Первый вариант – это накатанная дорога, по которой отечественная школа ведет несколько поколений учеников. Чем-то этот подход сродни спартанскому отношению к слабым и увечным.

Второй путь требует осознанной и слаженной работы всех участников образовательного процесса, хороших программ и учебников, компетентных специалистов в области профильного обучения и предпрофильной подготовки…

Для психолога смысл предпрофильной подготовки – формирование у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов. Хотя о «формировании» надо было думать на несколько лет раньше…

В соответствии с рекомендациями Министерство образования РФ по организации предпрофильной подготовки (№03-51-157ин/13-03 от 20.08.2003) в 9-х классах общеобразовательных учреждений, к предпрофильной подготовке относятся мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся 9-х классов, их анкетирование, консультирование, организация «пробы сил» и т.п. Профильная ориентация должна способствовать «принятию школьниками обоснованного решения о выборе направления дальнейшего обучения».

Но, чтобы решение было действительно обоснованным, в школе должна быть система психолого-профориентационного сопровождения учащихся с первого по девятый класс – до момента выбора профильного обучения. Модули этой системы (годовые программы для каждого класса) должны учитывать возрастные особенности детей. Их цель – воспитание нравственной, самостоятельной и способной к саморазвитию личности. Самая яркая из имеющихся программ – «Жизненные навыки». Она создана авторским коллективом под руководством С.В. Кривцовой. По мнению учителей и родителей, ребята, прошедшие обучение по программе «Жизненные навыки», отличаются от остальных детей. Они способны ставить цели и достигать их, они любят и умеют учиться, дружить. Через 3-4 года эти ребята будут выбирать профиль обучения или просто профессию. Может быть, их не коснутся проблемы современных подростков? Или они будут успешно с ними справляться?

Пока же все это – фрагменты мозаики, никак не складывающейся в стройную систему воспитания личности, о котором в последнее время так много говорится.

Программы профессионального самоопределения и предпрофильной подготовки «повисают в воздухе», если не опираются на фундамент, заложенный в начальной школе. А то и раньше – в семье. Но это уже совсем другая тема.

Галина Резапкина



    Добавление комментария

  Ваше имя:

  Введите текст:
  

  Введите код, изображенный на картинке:
  
  

   
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс цитирования сайта metodkabi.net.ru LiveInternet: показано число просмотров и посетителей за 24 часа Наш сайт в каталоге manyweb.ru Интернет-сообщество учителей: материалы для учителя: планирование, рекомендации, презентации. Форум учителей Психология 100 Все новости образования Некоммерческое партнерство Родительский Комитет
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
Copyright © 2007-2017, Joe