Логин: Пароль:
  
  Время выбирать профессию ! • Регистрация   • Забыли пароль?  

Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом - ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело - ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа.
Д.Сэлинджер, "Над пропастью во ржи"

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 
Психологическая служба ГОУ СОШ № 230
 
Старт - Краснодарский методический центр информационно-коммуникационных технологий
 
 


Г.В. Резапкина
Диагностика и развитие мотивационно-потребностной
и ценностно-смысловой сферы подростков

Программа включает сценарии четырех психологических занятий, цель которых - помощь в осознании подростками своих профессиональных мотивов, потребностей, жизненных ценностей. Вести занятия могут психологи, классные руководители, специалисты, ответственные за профориентационную работу.

    От автора

Любая деятельность более эффективна и благотворна для человека, если в ее основе лежат не только внешние, но и внутренние мотивы, в основе которых - убеждения и ценности.

До сих пор психологи, занимающиеся профдиагностикой, пользуются схемой, предложенной в 1908 году американским ученым Ф. Парсоном. Он был убежден, что достаточно "просчитать" человека с помощью тестов, узнать требования каждой профессии, а затем организовать встречу человека с "подходящей" профессией. Ученые и практики десятилетиями разрабатывали профессиограммы - подробные описаний профессиональной деятельности и требования к профессионалам.

Чтобы получить идеальную модель профессионала, психологи тестировали успешных представителей различных профессии по методикам, выявляющим профессионально важные качества, а профессиональная пригодность определялась путем "наложения" имеющегося "эталона". Считалось, что вероятность успешной профессиональной деятельности тем выше, чем меньше разница между "эталоном" и полученными данными. На практике добросовестные исследователи отмечали, что большое число работников, чьи результаты не вписывались в параметры "эталонов", были успешны в профессиональной деятельности. В то же время немалое число работников, чьи результаты были близки к "эталонным", не оправдывали возлагаемых на них надежд.

В школьной профориентации модель Парсона представлена в виде трех кругов "хочу", "могу", "надо". Ее логика безупречна: будущая профессия должны нравиться ("хочу"), соответствовать возможностям человека "могу") и быть востребованной в обществе ("надо"). Однако мы можем бесконечно говорить подросткам о том, как важно совпадение или хотя бы сближение этих сфер, но на деле им хочется не того, что "можется", а надо что-то иное.

Для многих школьных психологов тестирование - любимая, если не единственная форма работы. Но даже качественная психологическая диагностика - это, в лучшем случае, только констатация факта. Много ли проку от врача, который не лечит, а только ставит диагноз?

Диагностика, в которой не заложен потенциал для личностного развития, бессмысленна, если не безнравственна. Наивно ждать эффекта от тестирования, в основе которого лежит плоская, упрощенная модель изучения личности, основанная на диагностике интересов, темперамента и мышления, без учета характерологических особенностей и мировоззрения человека.

Великий русский психолог Б.Г. Ананьев говорил о невозможности проектирования оптимальных режимов воспитания без учета особенностей как возрастно-половых характеристик личности, так и характеристик высшей структуры личности, ее мировоззрения, направленности, ценностных ориентаций и целей.

Механизмы самоидентификации тесно связаны с системой ценностей. Смысл воспитания заключается в способности различать добро и зло, развитии добродетелей и преодолении пороков - категорий, универсальных для всех времен и народов. Это жизнь, здоровье, любовь, семья, образование, труд, мир, красота, творчество, познание. Эти ценности конструктивны, поскольку направлены на развитии личности и общества в целом. Развитие - это движение вперёд и вверх, против "общественного ветра" (В.А. Ясвин). Есть ценности деструктивные, в основе которых - стремление к богатству, славе и власти. Эти взгляды в наше время многим кажутся не такими уж бесспорными - дилеммы, над которыми бились лучшие умы XX века - "иметь или быть", "быть или казаться" - в наши дни получили неожиданное решение: "иметь, чтобы казаться". Неверно думать, что мы живем в идеологическом вакууме: сегодня активно насаждается идеология потребления, провоцирующая оно из самых тяжелых личностных расстройств - нарциссизм, идет целенаправленное размывание представлений о добре и зле, сознание людей регрессирует до морали готтентота:

Миссионер спросил готтентота: "Что такое зло?"
- "Это когда сосед украл у меня барана", - ответил тот.
"А что такое добро?"
- "Это когда я украл у соседа барана".

Переоценка ценностей может произойти в любом возрасте благодаря новому опыту, драматическим событиям, судьбоносным встречам. Однако ценности легче всего усваиваются в отрочестве при целенаправленном и грамотном педагогическом воздействии.

Диагностику мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы осложняет то, что большинство методик основано на самооценке и представляет собой набор прямолинейных, лобовых утверждений, нередко провоцирующих протестные реакции или социально одобряемые ответы. В авторских методиках, включенных в пособие, число подобных утверждений сведено до минимума. Использование косвенных вопросов и ценностных суждений, прошедших культурный отбор и определяющих основные нравственные понятия, которые понимаются всеми людьми одинаково и без доказательств, снижает вероятность искажений при тестировании.

Диагностика является не целью, а средством осознания подростками особенностей мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы, без чего невозможно профессиональное и личностное самоопределение. Поэтому кроме работы с методиками в занятия входят беседы, комментарии и обсуждение полученных результатов. Заполненные анкеты и бланки необходимо хранить в условиях, исключающих доступ к ним третьих лиц.

Занятия могут проходить в форме групповой или индивидуальной работы на уроках, классных часах, консультациях, продолжая темы самоопределения, затронутые в средней школе.

План занятий по программе
«Диагностика и развитие мотивационно-потребностной
и ценностно-смысловой сферы подростков»

Занятие 1. Мотивы профессиональной деятельности.

Методика "За двумя зайцами" (модификация методики Е.И. Головахи)
"Методика Я-Другой, Карьера-Дело" (Г.В. Резапкина)

Занятие 2. Иерархия потребностей.

Методика "Актуальные потребности" (Г.В. Резапкина)

Занятие 3. Мотивы труда.

Методика "Иерархия мотивов труда" (Г.В. Резапкина)

Занятие 4. Жизненные ценности.

Анкета "Жизненные ценности"
Методика "Иерархия жизненных ценностей" (Г.В. Резапкина)

Заключение.

Приложение. Результаты самодиагностики.


   
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс цитирования сайта metodkabi.net.ru LiveInternet: показано число просмотров и посетителей за 24 часа Наш сайт в каталоге manyweb.ru Интернет-сообщество учителей: материалы для учителя: планирование, рекомендации, презентации. Форум учителей Психология 100 Все новости образования Некоммерческое партнерство Родительский Комитет
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
Copyright © 2007-2017, Joe