Логин: Пароль:
  
  Сайт психолога-профконсультанта Галины Резапкиной - путеводитель молодёжи в выборе профессии • Регистрация   • Забыли пароль?  

Понимание – это рычаг, орудие, которым учитель пользуется в своей работе. Милосердие – это позиция учителя по отношению к ученику, способ восприятия. Есть милосердие – есть воспитание. Там, где милосердие отсутствует, идет не воспитание, а дрессировка.
А., Б.Стругацкие, "Отягощенные злом, или сорок лет спустя"

 

Главная
 
 
 
 
Тема дня
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 


    Галина Владимировна Резапкина,
    старший научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления, Центра развития психологической службы образования Федерального института развития образования
     



Акцентуация и выбор профессии

    В акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.

    К. Леонгард

Все профессии можно условно разделить на две большие группы. Первая - те, в которых важность технологии выходит на первый план. Вторая группа - профессии, в которых человеческий фактор несравнимо важнее технологического. События последних лет показывают, что именно этот фактор является "слабым звеном", определяющим прочность (или непрочность?) всей цепи. Чтобы укрепить слабое место, его необходимо найти. Столетний опыт профдиагностики показывает, что найти "слабое место" в человеке намного сложнее, чем в любой конструкции.

До сих пор психологи, занимающиеся профдиагностикой, руководствуются моделью, предложенной в 1908 году американским ученым Ф. Парсонсом. Он был убежден, что достаточно "просчитать" человека с помощью хитроумных тестов, узнать требования каждой профессии, а затем организовать встречу человека с "подходящей" профессией. Ученые и практики десятилетиями работали над разработкой профессиограмм - подробных описаний профессиональной деятельности. Чтобы получить идеальную модель профессионала, психологи тестировали успешных представителей различных профессии по методикам, выявляющим профессионально важные качества, а профессиональная пригодность определялась путем "наложения" имеющегося "эталона". Считалось, что вероятность успешной профессиональной деятельности тем выше, чем меньше разница между "эталоном" и полученными данными. На практике добросовестные исследователи отмечали, что большое число работников, чьи результаты не вписывались в параметры "эталонов", были успешны в профессиональной деятельности. В то же время немалое число работников, чьи результаты были близки к "эталонным", не оправдывали возлагаемых на них надежд.

В школьной профориентации модель Парсонса представлена в виде трех кругов "хочу", "могу", "надо". Ее логика безупречна: будущая профессия должны нравиться ("хочу"), соответствовать возможностям человека "могу") и быть востребованной в обществе ("надо").

Однако мы можем бесконечно говорить подросткам о том, как важно совпадение или хотя бы сближение этих сфер, но на деле хочется не того, что "можется", а надо вообще что-то иное. И самая совершенная диагностики здесь не силах помочь, потому что, во-первых, она не затрагивает мировоззрение человека, его мотивы и ценности, тот самый загадочный "человеческий фактор", не сводимый к набору профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков, но имеющий решающее значение для профессиональной успешности.

Во-вторых, диагностика - это, в лучшем случае, только констатация факта. Много ли проку от врача, который не лечит, а только ставит диагноз? Диагностика, в которой не заложен потенциал для личностного развития, бессмысленна, если не безнравственна. Наивно ждать эффекта от тестирования, в основе которого лежит плоская, упрощенная модель изучения личности, основанная в лучшем случае на изучении интересов, темперамента и мышления, без учета характерологических особенностей и мировоззрения человека.

Великий русский психолог Б.Г. Ананьев говорил о невозможности планирования и проектирования оптимальных режимов воспитания без учета особенностей как возрастно-половых характеристик личности, так и характеристик высшей структуры личности, ее мировоззрения, направленности, ценностных ориентаций и целей.

Рассматривая характерологические особенности, ограничивающие профессиональную успешность, психолог Т.В. Орлова вводит понятие "проблемное место" - личностная особенность, которая может осложнять профессиональную деятельность. [1] "Проблемное место" плохо осознается человеком и с трудом поддается коррекции извне. Для психолога важно не только самому видеть проблемные места, но и дать возможность клиенту осознать свои личностные особенности, которые могут осложнить любую профессиональную деятельность, в том числе:

  • невротический склад личности, проявляющийся в необоснованной тревожности, при которой любые препятствия на пути к цели воспринимаются как непреодолимые;

  • эгоистический склад личности с отчетливой доминантой на себе, при которой другие люди воспринимаются лишь как средство достижения своих целей;

  • импульсивность, которая проявляется в том, что подросток идет на поводу своих желаний, плохо переносит отсроченность их исполнения, практически не способен ставить перед собой серьезные цели и достигать их;

  • ригидность установок, закрывающая доступ к новым идеям и подходам, сужающая диапазон возможностей;

  • эмоциональная холодность, препятствующая полноценному межличностному взаимодействию;

  • нереалистичные самооценка и уровень притязаний, основанные на искаженном самовосприятии и ориентации на внешние оценки.

По мнению Т.В. Орловой, "акцентуация личности может быть проблемным местом для профессии, но проблемное место не обязательно является акцентуацией". Особенности влияния акцентуаций характера на выбор профессии до конца не изучены. Некоторые исследователи (Дергач А.А., Зазыкина В.Г.) считают, что характерологические особенности, относимые к акцентуациям характера, не препятствуют профессиональной успешности. По их мнению, некоторые акцентуации при условии, что они контролируются человеком, могут быть востребованы в профессиональной деятельности. [2]

Само понятие "акцентуация" и классификацию акцентуаций предложил выдающийся немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Его концепция акцентуации личности была использована и доработана А.Е. Личко и его сотрудниками для изучения характера подростков. Акцентуация характера, по Личко,- это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.[3] Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и с возрастом сглаживаются. Однако подростковый возраст настолько важен для дальнейшего самоопределения человека, что оказывает влияние не только на стадии формирования профессиональных интересов и намерений, но и на дальнейшую профессиональную адаптацию. Тип акцентуации указывает на проблемные места, позволяя прогнозировать и предотвращать травмирующие ситуации, в том числе связанные с несоответствием типологических особенностей человека и выбранной профессиональной среды.

Связь между психологическим типом человека и профессиональной средой обосновал американский психолог Дж. Холланд. Согласно его подходу, существует шесть типов личности: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский и конвенциональный. Удовлетворенность своей работой, и, следовательно, ее эффективность, зависит от того, насколько выбранный вид деятельности соответствует типу личности.

Исследования взаимовлияния процессов профессионального становления и развития личностных качеств подтверждают связь между акцентуацией характера, выбором профессии и профессиональной адаптацией (Э.Ф. Зеер, С.Ф. Вакарина, И.В. Крыжановская, Н.Р. Лавренко, М.Е. Литвак, С.Н. Морозюк и др.). Корреляции устанавливались с помощью клинических методов диагностики, наблюдения, интервью, анализа объективных данных.

Признавая необходимость изучения характерологических особенностей как важнейшего фактора профессионального самоопределения, следует отметить, что использование данных методов в целях профессионального самоопределения подростков затруднительно.

Методики должны быть не только надежны, но и компактны, удобны в обработке. Интерпретация должна быть понятна самому подростку, не должна содержать терминов и оценок, иметь практическую направленность. Рассчитанная на самодиагностику, методика, тем не менее, должна давать психологу информацию, достаточную для выводов о степени акцентуации и возможностях профессиональной адаптации.

Методика "Характер и профессия" разрабатывалась с учетом всех этих требований. Она позволяет молодым людям в возрасте от 14 лет уточнить свои характерологические особенности и соотнести их с видами профессиональной деятельности.

В опроснике приводятся 24 группы утверждений, затрагивающие те сферы, в которых наиболее ярко проявляется характер человека: отношение к себе, другим, работе, вещам. По результатам диагностики выявляется выраженность каждого из восьми диагностируемых типов (демонстративный, тревожный, эмотивный, целеустремленный, педантичный, импульсивный, оригинальный), соответствующих истероидному, тревожно-мнительному, эмотивному, паранойяльному, педантичному, эпилептоидному и шизоидному типу акцентуации по К. Леонгарду и А.Е. Личко. Типы отобраны с учетом их значимости для профессиональной деятельности. Интерпретация открыта для самостоятельного ознакомления клиента. Основные характеристики каждого из восьми типов даны в поддерживающем ключе с акцентом на профессиональные склонности и учетом возможных трудностей профессиональной адаптации.

Возможности методики не ограничиваются задачами выбора профессии - психолог, знакомый с клиническими методами диагностики, в ходе индивидуальной консультации может дать более глубокую интерпретацию, оценить степень дисгармоничности личностного развития, и, в случае необходимости, предложить индивидуальные или групповые формы коррекционной работы, дать рекомендации для педагогов и родителей.

Методика "Характер и профессия" находится в стадии апробации, однако уже выявлена высокая корреляция с результатами, полученными по методикам "Определение профессионального типа личности" (Дж. Холланд) и "Опросник профессиональных склонностей" Л.А. Йовайши (модификации Г.В. Резапкиной).

Роль акцентуации при выборе профессии и в ходе профессиональной адаптации очевидна. Однако остается открытым вопрос о том, как ее оценивать - положительно или отрицательно? Какую цену платит человек, выбирая профессию в соответствии с выраженными чертами характера или вопреки им? Что лучше - идти по пути наименьшего сопротивления, углубляя русло акцентуации, или осваивать новые модели поведения, идя наперекор своей природе?

Опросник "ХАРАКТЕР И ПРОФЕССИЯ" (Г.В. Резапкина)

    Инструкция. С помощью этой методики вы можете узнать особенности своего характера. Прочитайте утверждения и продолжите их, выбрав один из четырех вариантов - А, Б, В или Г. Отметьте выбранный вариант в бланке.

Скачать опросник и бланк ответов: blank_harakt-prof.zip

Образец бланка
  I II III IV V VI VII VIII
1  А    Б    В    Г  
2      А  Б    В  Г  
3  А  Б      В      Г
4  А  Б    В    Г    
5    А    Б  В      Г
6      А      Б  В  Г
7  А  Б    В      Г  
8      А    Б    В  Г
9  А  Б  В      Г    
10  А    Б  В    Г    
11    А    Б  В      Г
12          А  Б  В  Г
13  А  Б    В        Г
14      А    Б  В  Г  
15    А    Б  В  Г    
16  А    Б        В  Г
17    А    Б    В    Г
18  А    Б    В    Г  
19  А    Б  В  Г      
20    А        Б  В  Г
21    А    Б  В    Г  
22  А    Б      В  Г  
23      А  Б  В      Г
24  А  Б        В    Г
                 

  1. Знакомясь с людьми, я ловлю себя на мысли, что тут же забываю их имена
      А) часто
      Б) редко
      В) нет, потому что записываю их
      Г) я не думаю об этом

  2. Для меня очень важно, чтобы меня окружали люди
      А) душевные
      Б) ответственные
      В) жизнерадостные
      Г) дисциплинированные

  3. В большой веселой компании
      А) я люблю быть в центре внимания
      Б) я чувствую себя неуютно
      В) я обычно скучаю
      Г) я с трудом подыскиваю тему для разговора

  4. Публичные выступления для меня - это
      А) возможность показать себя и свои способности
      Б) большой стресс
      В) донести до слушателей свои идеи
      Г) форма общения

  5. В любом коллективе важнее всего
      А) отсутствие конфликтов
      Б) работа на результат
      В) дисциплина
      Г) возможность работать творчески

  6. Нового человека я обычно воспринимаю
      А) с доброжелательным интересом
      Б) как потенциального союзника
      В) как потенциального соперника
      Г) нейтрально

  7. Если мне нужно купить что-то из одежды, я выберу
      А) самую модную вещь
      Б) что-нибудь неброское
      В) классический костюм
      Г) удобную и практичную одежду

  8. Мой любимый жанр кино
      А) мелодрама
      Б) документальное кино
      В) боевик
      Г) фэнтэзи

  9. Мне хотелось бы провести каникулы или отпуск
      А) в какой-нибудь экзотической стране
      Б) в тихом, уединенном месте
      В) вместе с близкими людьми
      Г) путешествуя в компании друзей

  10. Мне кажется, что я трачу слишком много времени
      А) на себя
      Б) на других людей
      В) на работу, учебу
      Г) на развлечения

  11. Когда я прихожу в магазин, то я
      А) долго не могу ничего выбрать из массы товаров
      Б) точно знаю, что должен купить
      В) сравниваю и оцениваю товар, прежде чем сделать покупку
      Г) беру то, что попадается под руку

  12. Если бы я был миллионером, то
      А) приумножал бы свое богатство
      Б) ни в чем бы себе не отказывал
      В) не стал бы сорить деньгами
      Г) поддерживал бы проекты, связанные с наукой или искусством

  13. Я предпочитаю работу, на которой есть возможность
      А) общаться с известными людьми
      Б) ни за что не отвечать
      В) принимать ответственные решения
      Г) решать творческие задачи

  14. Меня привлекает работа, требующая
      А) способности сопереживать людям
      Б) точности и аккуратности в ведении дел
      В) навыков общения с разными людьми
      Г) силы и решительности

  15. Мне ближе высказывание
      А) "Лучшее - враг хорошего"
      Б) "Цель оправдывает средства"
      В) "Доверяй, но проверяй"
      Г) "Хочешь жить - умей вертеться"

  16. Меня привлекает работа
      А) аниматора
      Б) врача
      В) военного
      Г) ученого

  17. Окружающие чаще считают меня
      А) идеальным исполнителем
      Б) хорошим организатором
      В) душой компании
      Г) генератором идей

  18. Моя главная черта - это
      А) стремление нравиться
      Б) сочувствие
      В) пунктуальность
      Г) вспыльчивость

  19. Главное в жизни
      А) слава
      Б) любовь
      В) власть
      Г) порядок

  20. Меня часто
      А) беспокоит завтрашний день
      Б) переполняет энергия
      В) раздражают всякие мелочи
      Г) посещают интересные идеи

  21. Мне трудно
      А) принимать решения
      Б) учитывать интересы других людей
      В) отступать от инструкции
      Г) контролировать свои эмоции

  22. День рождения для меня - это, прежде всего, возможность
      А) напомнить о себе
      Б) задуматься о своей жизни
      В) повеселиться с друзьями
      Г) получить подарки

  23. В профессиональном плане меня больше привлекает
      А) медицина и образование
      Б) управление и бизнес
      В) контроль и оценка
      Г) искусство и наука

  24. При выборе одежды я, скорее
      А) выберу цвета, модные в этом сезоне
      Б) предпочту темные тона или оттенки серого
      В) выберу яркие, насыщенные цвета
      Г) вообще не обращу внимания на ее цвет

    Обработка результатов. Подсчитайте число отмеченных букв А, Б, В и Г в каждом столбце и запишите результаты в нижних клетках бланка.

    Примечание. Отнесенность к определенному типу правомерна в случае его выраженности на фоне остальных типов (более 6 баллов). Сочетание повышенных показателей по 2-3 типам говорит о смешанных типах. Равномерное (2-4 балла) распределение баллов по всем типам может свидетельствовать об отсутствии акцентуации.


      10-12 баллов – ярко выраженный тип
      7-9 баллов – выраженный тип
      4-6 баллов – слабо выраженный тип
      0-3 баллов – тип не выражен

    Отложив на каждой из восьми осей от центра, значение равное числу набранных баллов и соединив полученные точки линиями (см. рисунок), мы получим профиль характера. Как правило, у человека бывает 2-3 "пика". Чем дальше точки от центра, тем ярче выражены типы, описание которых приводится ниже.



ОПИСАНИЕ ТИПОВ



I. Демонстративный тип

Демонстративные дети обладают выразительной мимикой, они любят и умеют нравиться, стремятся быть в центре внимания. Черты демонстративного типа подкрепляются воспитанием: в погоне за очередной порцией внимания демонстративные дети впадают в истерику, а подростковом возрасте с этой целью могут предпринимать попытки самоубийства. Проблемы со здоровьем также нередко вызваны подсознательным стремлением привлечь внимание к себе.

Демонстративные личности легко вживаются в разные социальные роли, обладают развитым воображением, но иногда настолько увлекаются, что теряют грань между вымыслом и реальностью. Для них характерна быстрая смена настроений, поверхностность переживаний, ревность к чужим успехам, чувствительность к оценкам, нетерпимость к критике, самоуверенность, завышенный уровень притязаний, потребность в признании.

Подростки демонстративного типа способны увлечь других артистизмом, неординарностью мышления и поступков, однако они плохо прогнозируют последствия своих действий, неспособны к методичной работе, требующей терпения и усилий. Они легко устанавливают контакты, но в отношениях с другими людьми нет глубины и стремления понять другого. Ярко выраженный демонстративный тип характеризуется доминантой на себе, при которой другие являются только фоном.

Дети и подростки данного типа с удовольствием участвуют в концертах и спектаклях, охотно занимаются общественной работой, дающей возможность быть в центре внимания.

Демонстративные черты характера необходимы артистам, поскольку им требуется умение перевоплотиться в своих героев. Преподаватель, политик, общественный деятель также обладают демонстративными чертами характера, которые помогают донести свои идеи до слушателей. Однако наличие этих черт еще не является гарантией профессиональной успешности - необходимы таланты и способности, а также терпение и трудолюбие, которых демонстративным личностям часто не хватает.

Возможно, поэтому их не привлекает работа, требующая способности к искреннему сопереживанию, умения слышать другого и ставить себя на его место, оказывать помощь (социальная работа); концентрации на проблеме, терпения и упорства (научная работа); устойчивости к монотонному труду и четкой регламентации (работа на производстве и в офисе).

Представители демонстративного типа при выборе профессии часто руководствуются соображениями престижа, поэтому предпочитают деятельность, связанную с выступлениями перед публикой; работу в СМИ, политику; шоу-бизнес; актерско-сценическую деятельность, а также профессии, которые в данный момент пользуются популярностью.

Для успешной работы необходимо развивать ответственность, самоконтроль, критичность к себе и внимание к другим людям, способность доводить начатое дело до конца.



II. Тревожный тип

Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, не могут оставаться одни. Они не любят чрезмерно шумных игр со сверстниками, застенчивы настолько, что часто стесняются отвечать перед классом, а контрольная работа или экзамен являются для них стрессогенной ситуацией. Им свойственны низкая контактность, беспокойство, пониженный фон настроения, нерешительность, робость, неуверенность в себе, угрызения совести.

Люди этого типа обладают чувствительной нервной системой, способны предвидеть негативное развитие событий, однако склонны преувеличивать серьезность положения, нередко испытывают волнение и беспокойство без объективных причин. Они осторожны и предусмотрительны, не любят быть в центре внимания, избегают перемен. Обостренное чувство вины заставляет их болезненно переживать критику. Хотя у них рано формируется чувство ответственности, им трудно принимать решения и делать выбор. Они предъявляют высокие моральные требования прежде всего к себе.

Нередко подростки тревожного типа испытывают чувство собственной неполноценности на фоне более благополучных в эмоциональном плане сверстников, стараясь компенсировать его за счет успехов в комфортных для них видах деятельности, не требующих быстрого принятия решений. При выборе профессии они обычно занижают уровень притязаний, недооценивая свои возможности.

Деятельность, связанная с риском, неопределенностью, повышенной ответственностью за других людей, интенсивным общением, новыми контактами, принятием важных решений может даваться им ценой значительного нервно-психического напряжения.

Представители тревожного типа, как правило, аккуратны, исполнительны и надежны, что позволяет быть успешным, выполняя четко структурированную работу в предсказуемых, стабильных условиях, с ограниченным числом контактов: научная работа, делопроизводство, работа с текстами и объектами природы, ручная работа, требующая аккуратности, усидчивости, устойчивости к монотонии.



III. Эмотивный тип

Драматические сцены, грустная концовка сцена фильма книги вызывает у эмотивных детей искренние слезы. Так же легко у них появляются слезы радости. С возрастом сила чувств эмотивных личностей не ослабевает: они переживают горе и радость острее, чем другие люди.

Эмотивные дети и подростки не любят больших компаний, азартных, подвижных игр. Открыты и общительны они обычно бывают только с теми, кого хорошо знают. Эмотивные подростки разборчивы в общении и постоянны в привязанностях, могут испытывать трудности адаптации среди сверстников. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая их наружу. У них рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и окружающим людям. Благодаря ответственности и трудолюбию они обгоняют более способных, но менее старательных сверстников. При выборе профессии нередко руководствуются советами родителей, к которым очень привязаны.

Самая яркая черта эмотивной личности - способность к сопереживанию, отзывчивость, великодушие. Несмотря на низкий порог чувствительности, эмотивы обладают достаточно сильной нервной системой, чтобы справляться с эмоциональными нагрузками, однако в длительной стрессовой ситуации есть риск возникновения психосоматических заболеваний.

В принятии решений эмотивы чаще руководствуются эмоциями, чем логикой. Они обладают хорошей интуицией, позволяющей чувствовать фальшь в отношениях. В отношении с другими людьми тактичны и дружелюбны, предпочитают неформальное общение.

В работе ответственны и добросовестны. Однако им бывает сложно принимать жесткие решения, затрагивающие интересы других людей. Именно поэтому ярко выраженным представителям эмотивного типа не рекомендуется управленческая работа.

Эмотивной личности наиболее подходят профессии, связанные с образованием, воспитанием, консультированием, обслуживанием, социальной работой. Эмотивы комфортно чувствуют себя в видах деятельности, связанных с искусством и природой.



IV. Целеустремленный тип

Целеустремленность традиционно считается достоинством и гарантией успеха, поэтому детям внушается, что нужно добиваться своих целей. Однако существует особый тип личности, который, кажется, и так "запрограммирован" на достижение высоких показателей в любом виде деятельности.

Люди этого типа не слишком общительны - более широким и теплым контактам препятствует обидчивость, недоверчивость, конфликтность и склонность к нравоучениям. Убеждение в своей правоте и жесткость в отстаивании своих убеждений полезны в исключительных случаях, но чаще эти качества препятствуют конструктивному решению вопросов. В конфликтных ситуациях целеустремленные личности предпочитают стратегию соперничества.

Благодаря трудолюбию и честолюбию целеустремленные личности достигают больших карьерных успехов, но с годами удовольствие от достижений часто сменяется разочарованием.

Мнение окружающих для них безразлично - они настолько убеждены в своей правоте, что сами способны многих переубедить. Сильная нервная система позволяет им добиваться поставленных целей, не взирая на средства. Однако недостаток гибкости в принятии решений, излишняя прагматичность и недооценка "человеческого фактора" может снижать их эффективность.

Многие чиновники, военачальники, политики и общественные деятели, формальные и неформальные лидеры относятся к целеустремленному типу. Люди этого типа могут быть эффективны в различных видах деятельности, так как обладают хорошими организаторскими способностями, они дисциплинированы и способны контролировать свои эмоции.

Однако целеустремленным людям может не хватать способности к сопереживанию, умения слышать другого и ставить себя на его место, оказывать помощь, творческого мышления, что препятствует успехам в творческих видах деятельности и социальной работе.



V. Педантичный тип

Дети, относящиеся к этому типу, отличаются не свойственными их возрасту серьезностью и ответственностью, постоянством в привязанностях.

Люди это типа законопослушны, и поэтому остро реагируют на любое нарушение порядка, иногда доходя в своих требованиях до формализма. Они пунктуальны и аккуратны, много внимания уделяют чистоте, порядку и качеству работы, но сомневаются в правильности выполненной работы, часто перепроверяют себя и других. Аккуратность и предусмотрительность сочетаются с неуверенностью и постоянным самоконтролем.

Они не стремятся к лидерству, уклоняются от конфликтов, не любят авралов и неожиданностей, не умеют импровизировать, поэтому работа, требующая умения нестандартно мыслить и самостоятельно принимать решения ярким представителям этого типа не слишком подходит. Работа в условиях неопределенности людям этого типа может даваться ценой значительного психоэмоционального напряжения.

Однако их исполнительность, готовность заниматься рутинной работой, умение подчиняться установленному порядку, следовать инструкциям и директивам и требовать того же от других необходимы в планово-экономической деятельности, работе офисного работника, чиновника, сотрудника службы безопасности, военного, специалиста по работе с персоналом.



VI. Гипертимный тип

Воспитатели и учителя часто жалуются на отвлекаемость и недисциплинированность гипертимных детей, отмечая при этом их хорошие способности и живой ум. Мелочный контроль со стороны взрослых, навязчивая опека, постоянные нравоучения вызывают у гипертимов протестные реакции, провоцируют нарушение правил и порядков.

У гипертимов высокий жизненный тонус, хороший аппетит и здоровый сон, они обгоняют сверстников в физическом развитии, легко справляются с физическими нагрузками. Но отличное настроение могут испортить вспышки раздражения, вызванные противодействием в реализации их планов. Гипертимы с трудом подчиняются чужой воле и плохо переносят жесткую регламентацию деятельности, а также одиночество и вынужденное безделье, невозможность применить бьющую через край энергию.

Гипертимы стремятся к неформальному лидерству среди сверстников, и это им легко удается благодаря энергии, смелости, находчивости, готовности рисковать и умению убеждать и вести за собой. Правда, авантюризм гипертима может иметь непредсказуемые последствия для него самого и его последователей. У гипертимов высок риск зависимого поведения.

Увлечения гипертимных подростков отличаются разнообразием, но непостоянством. При стремлении командовать роль официальных лидеров их не привлекает, так как она сопряжена с ответственностью. Они обычно с легкостью дают обещания, но не всегда их выполняют.

Всегда хорошее настроение и высокий жизненный тонус создают благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей. Взгляд на собственное будущее, как правило, полон оптимизма, даже при отсутствии к этому каких-либо оснований. Профессию нередко выбирают за компанию.

Гипертимы не выносят рутинную, однообразную работу, однако способны быть инициатором различных проектов, эффективно выполнять работу, связанную с передачей информации и организацией мероприятий, презентацией товаров и услуг.

Для успешной работы необходимо развивать ответственность, самоконтроль, критичность к себе и внимание к потребностям других людей, способность доводить начатое дело до конца.



VII. Импульсивный тип

Импульсивные дети доставляют много хлопот сверстникам и взрослым вспыльчивостью и раздражительностью, которые нередко выливаются в физическую агрессию. Импульсивные подростки отличаются атлетическим телосложением и большой физической силой, поэтому показывают высокие результаты в спорте.

Импульсивные личности нетерпимы и не склонны идти на компромисс. Неуживчивость может быть причиной частой смены работы. Им трудно контролировать свои инстинкты и желания, поэтому любые препятствия на своем пути вызывают у них гнев и могут толкнуть на противоправные поступки. Хотя импульсивным людям трудно скрывать и контролировать свои негативные эмоции, особенно в тех случаях, когда ситуация выходит из-под их контроля, природный интеллект и хорошее воспитание способны сгладить эти черты характера.

Люди этого типа обычно имеют активную личностную позицию, проявляют высокую поисковую активность и мотивацию достижений, быстро принимают решения. Они смелы и решительны, в других уважают силу, умеют постоять за себя, не боятся обострения ситуации, склонны к расширению своего влияния, полностью отдаются своей работе, с трудом переключаясь на другой вид деятельности.

Все эти качества позволяют им добиваться успеха в профессиях, требующих силы, выносливости, четкого соблюдения инструкции: спорт, экстремальные виды деятельности, сельское хозяйство, производство, охранная деятельность. Однако есть виды деятельности, в которых необходимы качества, не свойственные этому типу: гибкость, способность к сопереживанию, умение слышать другого и ставить себя на его место, оказывать помощь (образование, социальная работа); нестандартное мышление (наука, искусство).



VIII. Оригинальный тип

Представители оригинального типа с детства отличаются своеобразием интересов и способностей и на всю жизнь сохраняют детскую непосредственность и непредсказуемость. Их не тяготит одиночество, а взрослая компания для них интереснее, чем компания сверстников. Их часто считают чудаками, не понимают и не принимают всерьез, поэтому они могут испытывать трудности социализации.

Люди этого типа способны находить оригинальные решения самых различных задач. Они критически относятся к мнению и вкусам большинства людей, живя в соответствии со своим внутренним ритмом, своими ценностями. Предметы и быт для них значат гораздо меньше, чем душевный комфорт и мир идей.

Интересы и способности представителей оригинального типа непостижимы для людей других типов. Нестандартное мышление, развитая интуиция и высокая работоспособность позволяет им достигать успехов в искусстве и науке, в том числе в сфере Интернет-технологий, совершать открытия, делать изобретения. Однако они не всегда понимают состояния других людей, испытывают трудности с выражением своих чувств, слабо владеют навыками общения.

Пренебрежение формальной стороной работы, индивидуализм, неприятие жесткого регламента не способствуют успехам в сфере управления, воспитания, коммуникаций и делопроизводства, требующих развитых навыков общения, умения слышать другого и ставить себя на его место, способности выполнять рутинную работы и точно следовать инструкции.

Литература
    1. Орлова Т.В. Проблемная диагностика личности как эффективный подход к изучению профессиональных способностей. Служба кадров, № 12, 2008.

    2. Дергач А.А., Зазыкина В.Г. Акмеология. СПб., 2003.

    3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., Медицина, 1983.


   
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс ИКС metodkabi.net.ru
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
       Copyright © 2007-2022, Joe