Логин: Пароль:
  
  Сайт психолога-профконсультанта Галины Резапкиной - путеводитель молодёжи в выборе профессии • Регистрация   • Забыли пароль?  

Я очень силён в спорах. Спросите у любого из моих оставшихся друзей. Я могу одержать вверх в споре на любую тему, против любого оппонента. Люди это знают и сторонятся меня на вечеринках. Часто, в знак большого уважения, они меня даже не приглашают.
Д. Барри

 

Главная
 
 
 
 
Тема дня
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 


    Галина Резапкина 



Профориентация младших школьников. Диагностика, вплетенная в браслет

У ранней профориентации хватает сторонников и противников. Сторонники утверждают, что одна из причин низкой эффективности профориентационной работы – ее смещение на подростковый возраст, когда поздно формировать и воспитывать, все уже выросло, впору пропалывать. Противники представляют себе дошкольников в форме шахтеров, пожарников или железнодорожников, за которых уже все решили взрослые дяди и тети, озабоченные судьбами отечественной экономики. Попробуем разобраться, когда и как следует говорить с детьми о будущей профессии?

Начиная профессиональную ориентацию в 8-9 классе, мы игнорируем закономерности психологического развития детей, ожидая чуда – правильного и осознанного выбора профессии в старших классах.

Профориентационная работа, которая начинается в начальной школе и продолжается в основной школе, способна принести плоды не только в виде правильного выбора профессии: главным ее результатом будет развитие качеств, определяющих жизненную философию человека.

В младшем школьном возрасте корректнее говорить не о профессиональном, а о личностном самоопределении как основе выбора профессии в подростковом возрасте.

Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий начинается в 2,5-3 года и продолжается до 10-12 лет. В этом возрасте закладывается профессиональное самосознание: ребенок «проигрывает» действия профессионалов, которые его окружают, подражает им в спонтанных ролевых играх «в больницу», «в школу», «в магазин».

Начинать профориентационную работу в начальной школе можно и нужно, но для этого нужны адекватные возрастным задачам программы и методики. Важна эмоциональная насыщенность занятий, которая достигается благодаря использованию разных видов игр, и активизирующих методик, фрагментов из художественных и мультипликационных фильмов, музыки, литературы, примеров из жизни, наглядных пособий. Необходим педагогический такт и знание психологических особенностей младших школьников. Впрочем, это относится не только к психолого-педагогическому сопровождению самоопределения.

Психологическая диагностика – наиболее рискованная часть профориентационной работы. Если уж и проводить ее, то деликатно, в игровой форме, не раньше 3-4 класса, и только в том случае, если она встроена в занятия, направленные на знакомство с миром профессии, воспитание универсальных профессиональных качество и трудовых навыков.

Для диагностики профессиональных интересов младших школьников можно использовать адаптированный вариант Дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова. В школах республики Беларусь используется рисуночная форма этой методики: дети сравнивают и выбирают не утверждения, а иллюстрации к описываемым действиям. Кстати, рисунки могут делать сами учащиеся на уроках рисования, реализуя межпредметные связи. Опросник профессиональных интересов младших школьников разработан на основе той же типологии Е.А. Климова, но форма вопросов иная. Встраивая эти методики в профориентационную работу, мы уточняем и расширяем представления детей о мире профессии и своих профессиональных интересах.

Обработка результатов, то есть подсчет баллов и ознакомление с результатами – процесс для детей довольно скучный и трудоемкий. Наша задача – сделать его увлекательным. Для этого понадобится катушка толстой эластомерной нити (леска-резинка), которая используется для плетения браслетов, и бусины пяти цветов – по числу предметов труда. Наборы бусин можно купить в магазине для рукоделия. В маминых шкатулках наверняка найдутся старые разорванные бусы, которые подойдут для этой работы – главное, чтобы цвета были примерно одного оттенка.

После того, как ребята выполнили методику, они в соответствии со своими результатами получают бусины разных цветов, символизирующие пять предметов труда, и нанизывают их на леску-резинку. Зримый и осязаемый итог диагностики – неповторимый, сделанный своими руками браслет, в котором «закодирован» полученный результат. Такую диагностику можно органично совмещать с уроками технологии.

Вместо бусин можно использовать новую технику рукоделия, которой сейчас увлечены многие дети и подростки – плетение браслетов из резинок. Подробное описание технологии плетения можно найти на многочисленных сайтах, посвященных рукоделию. Один набор разноцветных резиночек заменит десятки, если не сотни, бланков и опросников, заодно развивая тонкую моторику, чувство цвета и терпение младших школьников. А самое главное – сделает профдиагностику живой и увлекательной.


   
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс ИКС metodkabi.net.ru
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
       Copyright © 2007-2022, Joe