Г.В. Резапкина
Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов
«ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ»
От автора
«Психология и выбор профессии» - моя седьмая книга о профессиональном самоопределении молодежи. Первая, «Я и моя профессия», вышла в 2000 году.
За пять лет выпускниками стали дети, родившиеся после «перестройки». Они уже – другие, но еще – не «чужие». Да и страна, в которой мы живем, уже другая. Поэтому не срабатывают традиционные программы, приемы и методы. Если мы надеемся хотя бы на внимание и понимание, не говоря уже о передачи какого-то опыта, мы должны, прежде всего, сами верить в то, чему учим. Беда многих программ в том, что дети безошибочно чувствуют их фальшь. Особенно это касается программ профессионального самоопределения, которые транслируют социально одобряемые, но оторванные от жизни установки и ценности. Это – все равно, что учить детей соблюдать правила дорожного движения там, где их не соблюдают водители.
Что делать? Не выходить из дома или самим не соблюдать никакие правила? Ни то, ни другое. Просто смотреть, думать и принимать решения. Современная программа профессионального самоопределения должна честно рассказывать не только о «технологии выбора», но и той ответственности, которую каждый человек несет за свой выбор, дополняя этический взгляд на выбор профессии рациональными аргументами, значимыми для нового поколения прагматичных и целеустремленных людей.
В результате перехода к профильному обучению в 10-11 классах образование большинства детей ограничится девятью классами. Школа «выдавит» лишних детей в том возрасте, когда им особенно необходимы жизненные ориентиры. Так что до курса «Профессиональное самоопределение и карьера» и учебника «Технология профессионального успеха» 10-11 классов дойдут не все. Программа «Психология и выбор профессии» не дублирует курс, разработанный творческим коллективом ученых РАО под руководством профессора С.Н.Чистяковой, потому что ставит перед собой иные задачи.
На занятиях по программе «Психология и выбор профессии» школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого-педагогическими средствами мы создаем поле выбора профиля обучения и формируем психологическую готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.
Занятия могут быть полноценными в том случае, если у всех учащихся будут рабочие тетради с бланками, текстами опросников и заданиями, которые они должны выполнять на уроках и дома. Пособие для учителя содержит примерный конспект всех уроков с необходимыми пояснениями и комментариями, а также ответами на вопросы (правильные ответы выделены жирным шрифтом). При подборе материала к урокам я следовала принципу избыточности информации, поэтому ничего страшного не произойдет, если ребята не успеют выполнить за урок все задания.
Говорить, что в ходе этих занятий у всех учеников произойдет коррекция самооценки и резко поменяются приоритеты и ценности, сформированные и поддерживаемые личным опытом, было бы преждевременно. Очень многое зависит от личности преподавателя, стиля семейного воспитания, атмосферы образовательного учреждения. Убеждена, что учителя и психологи, которые будут работать по этой программе, увидят и разовьют ее возможности.
План занятий по программе «Психология и выбор профессии»
-
I четверть. Что я знаю о своих возможностях
- 1 урок. Самооценка и уровень притязаний.
- 2 урок. Темперамент и профессия. Определение темперамента.
- 3 урок. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.
- 4 урок. Что такое стресс.
- 5 урок. Определения типа мышления.
- 6 урок. Внимание и память.
- 7 урок. Уровень внутренней свободы.
- 8 урок. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях».
-
II четверть. Что я знаю о профессиях
- 9 урок. Классификации профессий. Признаки профессии.
- 10 урок. Формула профессии. Профессия, специальность, должность.
- 11 урок. Определение типа будущей профессии.
- 12 урок. Интересы и склонности в выборе профессии.
- 13 урок. Определение профессионального типа личности.
- 14 урок. Профессионально важные качества.
- 15 урок. Профессия и здоровье.
- 16 урок. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях».
-
III четверть. Способности и профессиональная пригодность.
- 17 урок. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.
- 18 урок. Способности к интеллектуальным видам деятельности.
- 19 урок. Способности к профессиям социального типа.
- 20 урок. Способности к офисным видам деятельности.
- 21 урок. Способность к предпринимательской деятельности.
- 22 урок. Эстетические способности.
- 23 урок. Уровни профессиональной пригодности.
- 24 урок. Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность».
-
IV четверть. Планирование профессиональной карьеры
- 25 урок. Мотивы и потребности.
- 26 урок. Ошибки в выборе профессии.
- 27 урок. Современный рынок труда.
- 28 урок. Пути получения профессии.
- 29 урок. Навыки самопрезентации.
- 30 урок. Стратегия выбора профессии.
- 31 урок. Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры».
- 32 урок. Заключительный урок-конференция «Моя будущая профессия».