Логин: Пароль:
  
  Сайт психолога-профконсультанта Галины Резапкиной - путеводитель молодёжи в выборе профессии • Регистрация   • Забыли пароль?  

Счастье очень трудно найти в себе и невозможно – в другом месте.
Н.Шамфор

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 


«Слепое пятно»

    Лекция по философии. Немолодая преподавательница занимает место за кафедрой. По аудитории волной проносится изумленный шелест: «Постирала!» Сотни глаз изумленно таращатся на грудь философии в поисках привычного пятна на свитере. Женщина берет мел, поворачивается к доске и слышит за спиной непонятный ей вздох облегчения: все в порядке, пятно просто «переехало» на спину.

    У каждого человека есть «пятно», которое видят все, кроме его самого. Это – наши привычки, особенности поведения и внешности, которые мы не воспринимаем, потому что не можем видеть себя со стороны. Эта невидимая зона в психологии называется «слепое пятно». Размер «слепого пятна» зависит в первую очередь от способности человека осознавать себя: чем выше эта способность, тем меньше пятно. Осознаванию мешают стереотипы и профессиональные деформации. А может, наоборот – профессиональной деформации подвержен тот, кто не утруждает себя рефлексией своих чувств, не отслеживает свои реакции, не дает себе честной, иногда нелицеприятной оценки?

   …Классный час на тему выбора профессии. Программы интересная и насыщенная – экспресс-диагностика, фрагменты из фильма, встреча с главным конструктором известного предприятия. Организаторы предусмотрели все до мелочей. Кроме поведения классного руководителя. Думали, что его роль будет пассивной – собрать, привести, поприсутствовать. Не получилось. Учительница громкими и неуместными замечаниями мешает выступающим говорить, а ребятам – слушать. Потом вскакивает с места и набрасывается на спокойно сидящего ученика со словами «Я его знаю, он никому не даст покоя, его надо отсадить». Женщина пенсионного возраста отволокла упирающегося девятиклассника вместе со стулом в угол, откуда ему нечего не было видно, и села рядом с чувством исполненного долга.

    В такие моменты я жалею, что нет под рукой видеокамеры. Это надо показывать студентам педвузов. Или абитуриентам. Недавно я встретила своего классного руководителя. Наш класс был ее первым выпуском. Мы помним, как она возилась с нами, приглашала к себе домой. В ответ на дежурные вопросы «как работа, как дети?» на полном серьезе слышу: «Этих детей сразу надо было притапливать».

    Я впервые задумалась о смене профессии, проработав в школе пять лет. Поводом стал мелкий эпизод у входа в какой-то старинный немецкий замок, куда я приехала на экскурсию. Меня возмутило поведение детей, которые громко смеялись и бросались фантиками. Я подошла и сказала что-то типа «ну-ка быстро собрали!» И они действительно «быстро собрали». В эту минуту подошла их классная дама и с той же интонацией сказала фразу на неизвестном мне языке. Когда говорит учитель, перевод не нужен.

    Профессиональная деформация — явление, заметное только окружающим. Учитель, у которого потребность учить, давать оценки и всех контролировать становится второй натурой; военный, который даже дома не может избавиться от привычки всех «строить»; врач, воспринимающий всех людей как своих потенциальных клиентов и мысленно ставящий всем диагноз — не случайно «деформируются» представители социономических профессий.

    В профориентации используются понятия «предмет труда», «объект труда». Дико звучит «человек – предмет труда», «ученик – объект воспитания». Если для врача больной – только объект, наделенный рядом симптомов, исцеления ждать не приходится. Если ученик для учителя – только носитель формальных характеристик – «успеваемость, поведение, общественная активность», может ли идти речь о воспитании и обучении? Помните Сократа? «Я ничему не могу его научить, потому что он меня не любит». Наивно, зато – честно.

    «Объектный» подход – это монологический, эгоцентрический подход. Это – воздействие, пусть из самых добрых намерений, которые известно, куда ведут, а не взаимодействие двух людей, наделенных способностью мыслить, чувствовать, принимать решения. Диалогический подход отличается от монологического подхода доминантой на собеседнике. Встретить человека с доминантой на собеседнике – большая удача и большая редкость. Такой человек чувствует интерес к другому, а не изображает его. Он способен смотреть на мир не только своими глазами, но и глазами собеседника. Он может отстаивать свою точку зрения, но при этом слышит аргументы другого. Про таких говорят – «врач от Бога», «учитель от Бога», «руководитель от Бога».

    Мы ежедневно и ежечасно творим свои «доминанты».

Галина Резапкина, 04.04.2007



    Добавление комментария

  Ваше имя:

  Введите текст:
  

  Введите код, изображенный на картинке:
  
  

   
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс ИКС metodkabi.net.ru
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
       Copyright © 2007-2019, Joe