Логин: Пароль:
  
  Время выбирать профессию ! • Регистрация   • Забыли пароль?  

В будничных житейских делах трудолюбие способно делать все, на что способен гений, а кроме того – множество вещей, которые гений делать не умеет.
Б. Уорд

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 
Психологическая служба ГОУ СОШ № 230
 
Старт - Краснодарский методический центр информационно-коммуникационных технологий
 
 


«Слепое пятно»

    Лекция по философии. Немолодая преподавательница занимает место за кафедрой. По аудитории волной проносится изумленный шелест: «Постирала!» Сотни глаз изумленно таращатся на грудь философии в поисках привычного пятна на свитере. Женщина берет мел, поворачивается к доске и слышит за спиной непонятный ей вздох облегчения: все в порядке, пятно просто «переехало» на спину.

    У каждого человека есть «пятно», которое видят все, кроме его самого. Это – наши привычки, особенности поведения и внешности, которые мы не воспринимаем, потому что не можем видеть себя со стороны. Эта невидимая зона в психологии называется «слепое пятно». Размер «слепого пятна» зависит в первую очередь от способности человека осознавать себя: чем выше эта способность, тем меньше пятно. Осознаванию мешают стереотипы и профессиональные деформации. А может, наоборот – профессиональной деформации подвержен тот, кто не утруждает себя рефлексией своих чувств, не отслеживает свои реакции, не дает себе честной, иногда нелицеприятной оценки?

   …Классный час на тему выбора профессии. Программы интересная и насыщенная – экспресс-диагностика, фрагменты из фильма, встреча с главным конструктором известного предприятия. Организаторы предусмотрели все до мелочей. Кроме поведения классного руководителя. Думали, что его роль будет пассивной – собрать, привести, поприсутствовать. Не получилось. Учительница громкими и неуместными замечаниями мешает выступающим говорить, а ребятам – слушать. Потом вскакивает с места и набрасывается на спокойно сидящего ученика со словами «Я его знаю, он никому не даст покоя, его надо отсадить». Женщина пенсионного возраста отволокла упирающегося девятиклассника вместе со стулом в угол, откуда ему нечего не было видно, и села рядом с чувством исполненного долга.

    В такие моменты я жалею, что нет под рукой видеокамеры. Это надо показывать студентам педвузов. Или абитуриентам. Недавно я встретила своего классного руководителя. Наш класс был ее первым выпуском. Мы помним, как она возилась с нами, приглашала к себе домой. В ответ на дежурные вопросы «как работа, как дети?» на полном серьезе слышу: «Этих детей сразу надо было притапливать».

    Я впервые задумалась о смене профессии, проработав в школе пять лет. Поводом стал мелкий эпизод у входа в какой-то старинный немецкий замок, куда я приехала на экскурсию. Меня возмутило поведение детей, которые громко смеялись и бросались фантиками. Я подошла и сказала что-то типа «ну-ка быстро собрали!» И они действительно «быстро собрали». В эту минуту подошла их классная дама и с той же интонацией сказала фразу на неизвестном мне языке. Когда говорит учитель, перевод не нужен.

    Профессиональная деформация — явление, заметное только окружающим. Учитель, у которого потребность учить, давать оценки и всех контролировать становится второй натурой; военный, который даже дома не может избавиться от привычки всех «строить»; врач, воспринимающий всех людей как своих потенциальных клиентов и мысленно ставящий всем диагноз — не случайно «деформируются» представители социономических профессий.

    В профориентации используются понятия «предмет труда», «объект труда». Дико звучит «человек – предмет труда», «ученик – объект воспитания». Если для врача больной – только объект, наделенный рядом симптомов, исцеления ждать не приходится. Если ученик для учителя – только носитель формальных характеристик – «успеваемость, поведение, общественная активность», может ли идти речь о воспитании и обучении? Помните Сократа? «Я ничему не могу его научить, потому что он меня не любит». Наивно, зато – честно.

    «Объектный» подход – это монологический, эгоцентрический подход. Это – воздействие, пусть из самых добрых намерений, которые известно, куда ведут, а не взаимодействие двух людей, наделенных способностью мыслить, чувствовать, принимать решения. Диалогический подход отличается от монологического подхода доминантой на собеседнике. Встретить человека с доминантой на собеседнике – большая удача и большая редкость. Такой человек чувствует интерес к другому, а не изображает его. Он способен смотреть на мир не только своими глазами, но и глазами собеседника. Он может отстаивать свою точку зрения, но при этом слышит аргументы другого. Про таких говорят – «врач от Бога», «учитель от Бога», «руководитель от Бога».

    Мы ежедневно и ежечасно творим свои «доминанты».

Галина Резапкина, 04.04.2007



    Добавление комментария

  Ваше имя:

  Введите текст:
  

  Введите код, изображенный на картинке:
  
  

   
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс цитирования сайта metodkabi.net.ru LiveInternet: показано число просмотров и посетителей за 24 часа Наш сайт в каталоге manyweb.ru Интернет-сообщество учителей: материалы для учителя: планирование, рекомендации, презентации. Форум учителей Психология 100 Все новости образования Некоммерческое партнерство Родительский Комитет
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
Copyright © 2007-2017, Joe