Логин: Пароль:
  
  Сайт психолога-профконсультанта Галины Резапкиной - путеводитель молодёжи в выборе профессии • Регистрация   • Забыли пароль?  

Понимание – это рычаг, орудие, которым учитель пользуется в своей работе. Милосердие – это позиция учителя по отношению к ученику, способ восприятия. Есть милосердие – есть воспитание. Там, где милосердие отсутствует, идет не воспитание, а дрессировка.
А., Б.Стругацкие, "Отягощенные злом, или сорок лет спустя"

 

Главная
 
 
 
 
Тема дня
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 


Цена исполненного долга

Дети и животные безошибочно чувствуют хорошего человека и платят ему доверием и любовью. Чувствуют, потому что их восприятие не сковано догмами и стереотипами. Платят, потому, что со всеми потрохами зависят от взрослых – наших установок, настроения и капризов.

Привычная картина. Класс «не готов к уроку». Это может быть что угодно: бумажка на полу, слово на доске…

Ход мыслей «уважающих себя» учителей: «Начинать урок в такой обстановке – не уважать себя. Я себя уважаю, значит, пока класс не будет приведен в порядок, урока им не будет».

Ход мыслей учеников: «Класс! (не в смысле «кабинет», а в смысле «отлично») Эти разборки (поиски крайнего и веника) займут пол-урока, а там видно будет…»

Когда класс приведен в порядок, учитель с чувством исполненного долга начинает урок.

Попробуем взглянуть на ситуацию глазами психолога. Что произошло? Учитель выплеснул на учеников порцию негативных эмоций. Она предназначалась виновникам инцидента. А получили ее все по полной программе. Кстати, самим возмутителям спокойствия гнев учителя – что слону дробина. Не исключено, что весь этот балаган был ими же и спровоцирован, чтобы сорвать урок или хотя бы оттянуть его начало. Что происходит с остальными, с теми, кто вообще «не при делах»? Дети могут воспринимать происходящее как бесплатное представление, в котором учитель даже не понимает отведенной ему роли. Еще хуже, когда негативные эмоции передаются детям. И тогда начинают работать механизмы, о существовании которых мы редко задумываемся.

Защитные механизмы психики «блокируют» негативную информацию. Кстати, именно поэтому прошлое люди вспоминают с умилением: «Ах, как тогда все было хорошо!» Да и тогда не все было хорошо, это мудрая природа «отфильтровала» негативную информацию, чтобы она не отравляла нам жизнь. Если у человека эти механизмы нарушены, он постоянно находится в подавленном, депрессивном состоянии.

Что происходит с детьми, которым учитель, обоснованно или нет, испортил настроение перед уроком? Даже если урок был выстроен и проведен безупречно с методической точки зрения, информация, которую учитель намеревался передать детям, будет блокирована защитными механизмами их психики.

И слава Богу, потому что в другом случае (когда эти механизмы не работают) – цена этого – не потерянный урок, а потерянное психическое здоровье тех, ради кого мы живем и работаем – наших детей.

Психологический практикум.

    В каждой паре утверждений отметьте то, с которым Вы согласны в большей степени.

      А. Я никогда не испытываю отрицательных чувств по отношению к ученикам.
      Б. При общении с учениками у меня возникают самые разные чувства, в том числе гнев, раздражение и даже страх.

      А. Регулярно указывая ребенку на его ошибки, я действую для его же блага, т.к. это способствует достижению высоких результатов.
      Б. Постоянное подчеркивание ошибок приводит не к безошибочной деятельности, а к потере интереса к предмету.

      А. Часто мои ученики, совершают поступки, достойные презрения.
      Б. Чем хуже поведение ученика, тем больше поддержки ему нужно.

      А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослый умнее, старше и опытнее его.
      Б. Сотрудничать с детьми – значит, быть с ними на равных, радоваться, играть, грустить, совершать ошибки вместе с ними.

      А. Мои ученики не в состоянии что-нибудь сделать самостоятельно, а если и сделают, то обязательно не так.
      Б. Дети имеют право совершать ошибки, и все, что может взрослый – это научить детей видеть ошибки и спокойно исправлять их последствия.

      А. Детей надо учить, как можно чаще указывая на примерных сверстников.
      Б. Если детей сравнивать, в будущем у них могут возникнуть серьезные психологические проблемы.

      А. Детей не должны интересовать чувства, мысли и внутренние переживания взрослых.
      Б. Даже когда взрослые тщательно скрывают свои чувства, дети распознают их по интонации и жестам.

      А. Хороший учитель должен давать материал по предмету, а не заниматься внутренним миром и переживаниями учеников.
      Б. Хороший учитель чувствует эмоциональное состояние учеников и всесторонне учитывает его в своей работе.

Если Вы чаще выбирали вариант Б, значит, Вам близки интересы учеников и их проблемы. Ваше поведение отличается естественностью и открытостью. Благоприятная эмоциональная обстановка на Ваших уроках дает возможность творческой, плодотворной работы, сохраняет Ваше здоровье и здоровье Ваших учеников.

Если Вы чаще выбирали вариант А, то, возможно, Вы являетесь лидером в коллективе и имеете репутацию «сильного педагога». Ученик для Вас – объект воздействия, а не равноправный партнер. Наличие авторитарных тенденций не совместимо с эмоциональным комфортом и творческой атмосферой урока. Хотя в практике педагогического общения право на существование имеет каждый стиль, авторитарный стиль педагога в его наиболее ярком проявлении оказывает разрушительное воздействие на учащихся и тормозит профессиональный и личностный рост самого учителя.

Если Вы выбрали по пять вариантов А и Б – значит, Вы ищете свой неповторимый стиль работы с детьми. Надеюсь, этот тест Вам поможет полностью реализовать свой творческий потенциал. Удачи Вам!

Галина Резапкина


   
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс ИКС metodkabi.net.ru
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
       Copyright © 2007-2022, Joe