Логин: Пароль:
  
  Сайт психолога-профконсультанта Галины Резапкиной - путеводитель молодёжи в выборе профессии • Регистрация   • Забыли пароль?  

Прямолинейные, будьте осторожны на поворотах!
Е. Лец

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 


Стратегия выбора профессии
(главы из книги Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника, Г.В. Резапкина, Москва, "Генезис", 2007, 140 с.)

Слагаемые успеха
Интересы и склонности
Cпособности и профессиональная пригодность
Рынок труда
Ошибки в выборе профессии

Слагаемые успеха

Правильный выбор профессии позволит вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели. Цели должны быть:

  • конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде, хочу получить хорошее образование, пробежать марафонскую дистанцию за три часа и т.д.);
  • реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями – физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т.д. (если нет литературных способностей, то Нобелевская премия в области литературы – цель нереалистичная, если никогда не бегал, то лучше не выходить на марафонскую дистанцию);
  • ограниченными во времени («цель – это мечта, которая должна осуществится точно к назначенному сроку»).

    Французский писатель и философ Ларошфуко писал: «Умный человек определяет место для каждого из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем главное».

Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами – личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними – деньги, связи, случай. При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты:

  1. главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);
  2. цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы);
  3. пути и средства достижения целей (знания и умения, связи и деньги);
  4. внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);
  5. внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);
  6. запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).

Если ваша цель – выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы:

  • на какой уровень образования (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще) я могу рассчитывать, учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения;
  • каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать;
  • какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд – реальный минимум заработной платы;
  • какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время – или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу;
  • хочу я работать рядом с домом, или мне это безразлично.

Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.

    Во-первых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных.

    Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.

    В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.

Представим эти условия в виде трех окружностей – «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО», и посмотрим, что означает несовпадение или частичное совпадение этих окружностей.

1 вариант. Требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются. Результат описан в известной басне И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука». Можно только пожалеть человека, который хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

2 вариант. Требования рынка, профессиональной успешности. По мере освоения профессии может расти возможности и желания человека пересекаются, хотя не совпадают. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что можно найти компромисс между тремя условиями интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

3 вариант. Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека. К сожалению, самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

    «То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая», — писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.

«ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО» - это слагаемые успеха.

    Рассмотрим каждое из них.

    Галина Резапкина


   ира : 23 сентября 2010, 18:02:34  
    хочу
   Людмила : 1 марта 2011, 16:23:11  
    :))))))))))))
   Денис : 1 марта 2011, 18:27:30  
    Могу, но не надо
   Helen : 6 сентября 2011, 11:52:52  
    НЕ НАДООООООООООООООООООООООООООООО
   леша купреенко : 6 сентября 2011, 12:00:33  
    я не хочу учиться и работать тоже я буду собирать железные банки исдавать их по 59 копеек
   .... : 6 сентября 2011, 12:02:03  
    написаны совершенно банальные и известные вещи, зачем это писать, неужели так мало дураков?=0
   Галина Резапкина : 6 сентября 2011, 12:09:02  
    К сожалению, не так мало :) А вы что здесь делаете?
   Денис : 25 января 2012, 12:26:57  
    Банальные относительно кого? Для учеников общеобразовательных школ это увы, далеко не банальные и известные вещи!
   Виктория : 30 марта 2012, 12:05:03  
    полезная информация! вещи, которые здесь подробно рассматриваются, далеко не банальные, а необходимые выпускникам! возможно я не открыла для себя столько нового, сколько убедилась в том, что моя будущая профессия мне подходит и я смогу преодолеть преграды на пути осуществления своей цели. снимаю шляпу перед автором.
   Ирина : 10 февраля 2014, 17:34:51  
    Считаю данный материал, нужным и необходимым для подростков общеобразовательных школ. Спасибо автору, использую вашу литературу и методики в своей работе, очень помогает , и мне и ребятам.
   777ae777 : 12 июня 2014, 05:06:43  
    хочу стат лучшии програмист . лингвист .инжинер . економист .математик
   Joji : 8 ноября 2017, 19:47:02  
    Хочу получить образование, могу читать морали, надо понимать алгебру и физику....


    Добавление комментария

  Ваше имя:

  Введите текст:
  

  Введите код, изображенный на картинке:
  
  



   
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс ИКС metodkabi.net.ru
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
       Copyright © 2007-2019, Joe