Стратегия выбора профессии
(главы из книги Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника, Г.В. Резапкина, Москва, "Генезис", 2007, 140 с.)
Слагаемые успеха
Интересы и склонности
Cпособности и профессиональная пригодность
Рынок труда
Ошибки в выборе профессии
Слагаемые успеха
Правильный выбор профессии позволит вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели. Цели должны быть:
- конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде, хочу получить хорошее образование, пробежать марафонскую дистанцию за три часа и т.д.);
- реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями – физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т.д. (если нет литературных способностей, то Нобелевская премия в области литературы – цель нереалистичная, если никогда не бегал, то лучше не выходить на марафонскую дистанцию);
- ограниченными во времени («цель – это мечта, которая должна осуществится точно к назначенному сроку»).
Французский писатель и философ Ларошфуко писал: «Умный человек определяет место для каждого из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем главное».
Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами – личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними – деньги, связи, случай. При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты:
- главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);
- цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы);
- пути и средства достижения целей (знания и умения, связи и деньги);
- внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);
- внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);
- запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).
Если ваша цель – выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы:
- на какой уровень образования (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще) я могу рассчитывать, учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения;
- каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать;
- какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд – реальный минимум заработной платы;
- какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время – или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу;
- хочу я работать рядом с домом, или мне это безразлично.
Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.
Во-первых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных.
Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.
В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.
 |
Представим эти условия в виде трех окружностей – «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО», и посмотрим, что означает несовпадение или частичное совпадение этих окружностей.
1 вариант. Требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются. Результат описан в известной басне И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука». Можно только пожалеть человека, который хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.
2 вариант. Требования рынка, профессиональной успешности. По мере освоения профессии может расти возможности и желания человека пересекаются, хотя не совпадают. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что можно найти компромисс между тремя условиями интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.
3 вариант. Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека. К сожалению, самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.
|
«То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая», — писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.
«ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО» - это слагаемые успеха.
Рассмотрим каждое из них.
Галина Резапкина
|
ира : | 23 сентября 2010, 18:02:34 | |
Людмила : | 1 марта 2011, 16:23:11 | |
Денис : | 1 марта 2011, 18:27:30 | |
Helen : | 6 сентября 2011, 11:52:52 | НЕ НАДООООООООООООООООООООООООООООО |
леша купреенко : | 6 сентября 2011, 12:00:33 | я не хочу учиться и работать тоже я буду собирать железные банки исдавать их по 59 копеек |
.... : | 6 сентября 2011, 12:02:03 | написаны совершенно банальные и известные вещи, зачем это писать, неужели так мало дураков?=0 |
Галина Резапкина : | 6 сентября 2011, 12:09:02 | К сожалению, не так мало :) А вы что здесь делаете? |
Денис : | 25 января 2012, 12:26:57 | Банальные относительно кого? Для учеников общеобразовательных школ это увы, далеко не банальные и известные вещи! |
Виктория : | 30 марта 2012, 12:05:03 | полезная информация! вещи, которые здесь подробно рассматриваются, далеко не банальные, а необходимые выпускникам! возможно я не открыла для себя столько нового, сколько убедилась в том, что моя будущая профессия мне подходит и я смогу преодолеть преграды на пути осуществления своей цели. снимаю шляпу перед автором. |
Ирина : | 10 февраля 2014, 17:34:51 | Считаю данный материал, нужным и необходимым для подростков общеобразовательных школ. Спасибо автору, использую вашу литературу и методики в своей работе, очень помогает , и мне и ребятам. |
777ae777 : | 12 июня 2014, 05:06:43 | хочу стат лучшии програмист . лингвист .инжинер . економист .математик |
Joji : | 8 ноября 2017, 19:47:02 | Хочу получить образование, могу читать морали, надо понимать алгебру и физику.... |
Елена : | 14 июля 2020, 19:51:13 | |
Лазарева Елена : | 24 июля 2020, 10:51:48 | Я бы хотела работу приносящую удовольствие и согласна про жадность много хотим но не всегда получаем
|
|
|