Логин: Пароль:
  
  Время выбирать профессию ! • Регистрация   • Забыли пароль?  

Я убежден, что состояние пустоты ("экзистенциального вакуума") — беда, главным образом, интеллектуального и образованного человека. С моей точки зрения, сам экзистенциализм — во многом философия, написанная "яйцеголовыми" и для "яйцеголовых»
Г. Оллпорт

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 
Психологическая служба ГОУ СОШ № 230
 
Старт - Краснодарский методический центр информационно-коммуникационных технологий
 
 


Кошмар на у…роке литературы

    Жил-был черный психолог. Однажды он встретился с черным филологом, и они стали думать, как погубить детей. Черный психолог знал, где у детей расположены кнопочки, чтобы заставить их делать то, что ему надо… А черный филолог написал учебники, по которым детей стали учить в школе…

Несколько лет назад в сборнике элективных курсов, в редакционную коллегию которого входило два десятка кандидатов и докторов педагогических и психологических наук, я обнаружила удивительную программу под названием «Целительные силы». В программе было снятие порчи и сглаза, диагностика кармы и даже практические занятия по уринотерапии.

Тогда я расценила это как некий курьез – ну, недосмотрели ученые и чиновники. Сегодня я склонна рассматривать «вбрасывание» в школы этой и другой подобной продукции как разведку боем – «прокатит или нет»?

Прокатило. Сегодня мы имеем линию учебников по литературе оккультно-мистической направленности. Одни из них рекомендованы Министерством науки и образования Российской Федерации, другие «допущены», третьи и без всяких грифов издаются многотысячными тиражами.

Уже с эпиграфа к учебнику-хрестоматии по литературе для 6-го класса «Год после детства» из серии «Школа 2100», чувствуется, что авторы при составлении учебника оттянулись по полной программе.

    - А вы сами-то верите в приведения? – спросил лектора один из слушателей.
    - Конечно, нет, - ответил лектор и медленно растаял в воздухе. Правдивая история.
    А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»

Наверное, вспомнили, как сладко замирало сердце от ночных страшилок в пионерском лагере… Но всему свое время, место и мера. Ночь кошмаров длиною в полугодие – это перебор даже для поколения, выросшего на фильмах ужасов. Тем более, что смотреть или не смотреть фильм – это ваше личное дело. А тут – будьте любезны, ответьте, «как от строфы к строфе нарастает чувство ужаса в душе героя и читателя баллады «Лесной царь» Гете. Кто из взрослых позабыл, это в которой «ездок доскакал… В руках его мертвый младенец лежал».

Чувствуется, что авторы свое дело знают. В рекомендациях для учителя баллада Жуковского «Светлана» снабжена двумя (!) переводами первоисточника – баллады Бюргера «Ленора», а также дан оригинал на немецком языке с подстрочником! Понимая, что далеко не все студенты филологических факультетов знакомятся с текстами в таком объеме, а у родителей не всегда есть время читать учебники своих детей, поясню, что речь идет о безутешной невесте, проклинающей небо за смерть своего жениха. Ночью Леноре является убитый жених и увозит ее к себе домой, на кладбище:

Кусок одежды за кустом
Слетел с него, как тленье;
И нет уж кожи на костях;
Безглазый череп на плечах;
Нет каски, нет колета;
Она в руках скелета…
И так далее. В общем, все умерли. Очень актуально для шестиклассников.

Дальше – «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя (это в сентябре-то – хоть бы к календарю привязали!), мистическое начало в повести «Вий», «Упырь» А.К.Толстого, «Утопленник», «Бесы» и «Вурдалак» А.С.Пушкина… Филологиня тетя Лена, поводырь по страницам учебника, просвещает шестиклассницу Веры насчет древних славянских богов и со знанием дела дает классификацию всякой нечести. Интересно, будут учителя спрашивать на уроках, кто такие ведьмак, баенник, злыдень, вий, и чем оборотни отличаются от вампиров?

После этой обоймы негатива делается неуклюжая попытка психологической реабилитации школьников рассказом А.П. Чехова «Страшная ночь» из серии «здесь смеяться». Может быть, авторы надеются таким образом смягчить урон, нанесенный детской психике двухмесячным путешествием в загробный мир? Кому-то это поможет. Кто-то отделается легким испугом. Однако у особо впечатлительных могут возникнуть невротические симптомы.

Но Бунеевы на этом не останавливаются – подумаешь, детская психика. Говорят, она пластична… В учебнике есть произведения, представляющие серьезную духовную опасность. Понимают ли это авторы-составители? Боюсь, что да.

Из письма и.о. президента РАО Д.И. Фельдштейна директору Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ И.И.Калине (от 11.12.06):
Произведения, которые условно можно назвать «мистическими», включены в учебник 6 класса и присутствуют всего в одном разделе. В основном, все они входят в государственный образовательный стандарт и рекомендованы для включения в любой государственный учебник литературы (В.А.Жуковский «Светлана», Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством», А.С.Пушкин «Бесы», «Песни западных славян» и другие. Стихотворение В.А.Жуковского «Лесной царь» всегда традиционно предлагается для чтения учащимся при изучении романтизма. Пародийный юмористический рассказ А.П.Чехова «Страшная ночь» даже условно трудно отнести к мистике. Присутствие данных произведений оправдано концептуально и методически, так как на их основе изучается направление романтизм и мистическая тема в российской литературе, без которых невозможно адекватное представление о литературном процессе. Кроме того, в вышеназванных учебниках через эти произведения учащиеся знакомятся с нашей национальной славянской мифологией, без знания которой невозможно понимание русской классики 18-19 веков в старших классах. Никакого отношения к «развитию суеверий и оккультизма» произведения данного раздела не имеют, это проверено десятилетиями педагогической практики, и случаев «травмирующего психологического воздействия» их на нормальную детскую психику до сих пор отмечено не было.

Малоизвестная широкому читателю новелла Мопассана «Орля», которую Л.Андреев назвал истерической, написана в форме дневниковых записей больного, страдающего манией преследования. Психически больной писатель раскрывает суть процессов, происходящих в сознании человека, больного шизофренией.

Кстати, вам известно значение слова «Орля»? Из учебника Бунеевых я узнала, что «это слово сейчас принято понимать в значении «внешнее, находящееся за пределами действительности». Кем принято, не сказано. Орля, одним словом!

Герой Мопассана борется с таинственным Орля, пытается перехитрить невидимку («О, да, я буду ему повиноваться, следовать его внушениям, выполнять его приказания, стану кротким, покорным, трусливым! Он сильнее. Но мой час придет...») Он запирает Орля и поджигает свой дом, но возникают сомнения: "Мертвый? Да так ли? А его тело? Ведь его светопроницаемое тело не уничтожить средствами, убивающими наши тела!". Герой приходит к выводу, что избавление возможно только в случае самоубийства…

Прошу прощения у тех, кому пришлось это читать. Но самый верный способ узнать, что изучают наши дети – прочитать выдержки из их учебников. Заботясь о психическом здоровье читателей, не буду приводить вопросы к тексту: чтобы ответить на них, нужно настолько глубоко войти в образ героя, что есть риск не вернуться.

И вот какая странность: в методических рекомендациях к учебнику, написанных Е.Баровой (почему-то думала, что рекомендации должны писать авторы) в издании 1999 года об «Орля» - ни слова! После мрачной новеллы П.Мериме «Венера Илльская» о том, как бронзовая статуя задушила жениха на брачном ложе – сразу «Синяя птица» Метерлинка. А в методических рекомендациях от 2005 года – уже не только подробные разработки уроков по Мопассану с цитатным планом, но и первоначальный вариант произведения, который до сих пор был известен только узкому кругу литературоведов…

Значит, наши авторы не стоят на месте, а дополняют уже готовые учебники! Значит, в рекомендованные и допущенные Министерством образования относительно безвредные учебники Бунеевых для 4 и 5 класса в любой момент могут быть вставлены новые куски! А на обложке будет скромно стоять «Издание …, переработанное и дополненное».

Тема проникновения оккультно-мистического мировоззрения в сферу образования давно требует специального и глубокого исследования разными специалистами, от врачей до работников правоохранительных органов.

Иногда мне кажется, что современное школьное образование – это и есть Орля – таинственная и неуловимая сила, которая целенаправленно разрушает здравый смысл, навязывает самоубийственные модели поведения и диктует свои правила игры в целях, известных только узкому кругу лиц. Авторы типа Бунеевых – пешки в этой игре, проводники чьих-то сомнительных идей. Но горе этим проводникам! Им не оправдаться ни ностальгией по пионерской юности, ни специфическим литературным вкусом.

Художественный текст в отличие от научного не может быть нейтрален, потому что несет в себе энергию автора, его ценности, открытия и заблуждения. Читайте ребенку стихи и рассказы, написанные талантливым, но душевно больным или эмоционально ущербным человеком – и вы рискуете вырастить его подобие, правда, лишенное таланта. Хотите вырастить человека с чистым сердцем и ясным умом – питайте его книгами, написанными людьми с чистым сердцем и ясным умом. И чем раньше это произойдет, тем прочнее будет результат. Поэтому так легко формируются в этом возрасте искаженные ценности – информация, полученная первой, да еще из авторитетных рук воспитателя или учителя, воспринимается как единственно верная. Так цыплята, высиженные уткой, принимают ее за мать и лезут за ней в воду.

Из письма и.о. президента РАО Д.И. Фельдштейна директору Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ И.И.Калине (от 11.12.06):
… проведенные экспертизы дают основание утверждать, что Образовательная система «Школа 2100» и реализующий ее непрерывный учебно-методический комплекс отвечают требованиям государственного стандарта, основным стратегическим направлениям развития образования, являются здоровьесберегающими, соответствуют государственной политике Российской Федерации в области образования и закону «Об образовании» (№ 3266-1 от 10.07.92).

Галина Резапкина

   
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс цитирования сайта metodkabi.net.ru LiveInternet: показано число просмотров и посетителей за 24 часа Наш сайт в каталоге manyweb.ru Интернет-сообщество учителей: материалы для учителя: планирование, рекомендации, презентации. Форум учителей Психология 100 Все новости образования Некоммерческое партнерство Родительский Комитет
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
Copyright © 2007-2017, Joe