Логин: Пароль:
  
  Время выбирать профессию ! • Регистрация   • Забыли пароль?  

Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак, что пора меняться.
Марк Твен

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 
Психологическая служба ГОУ СОШ № 230
 
Старт - Краснодарский методический центр информационно-коммуникационных технологий
 
 


Г.В. Резапкина
Уроки самоопределения
(система классных часов для учащихся 5-9 классов)

III. Эмоционально-волевая сфера



8 класс. Эмоциональный интеллект

    Хорошему управляющему надо уметь
    слушать не меньше, чем говорить.
    Л. Якокка

Высокий уровень интеллекта (IQ) не гарантирует успех в бизнесе и карьере. Результаты многих исследований показывают, что успешность руководителей только на 15-20% определяется данным коэффициентом. А остальные 80%?

Сравнительно недавно появился новый термин - «эмоциональный интеллект» (EQ).

Люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта (EQ), способны более эффективно использовать свои способности. Слаженное взаимодействие эмоции и интеллекта обеспечивает успех человека во многих сферах жизни и деятельности.

Самосознание – главная составляющая эмоционального интеллекта. Человек с высокой степенью самосознания знает свои сильные и слабые стороны и умеет осознавать свои эмоции, потребности и побуждений.

Наше отношение привязывает нас к людям, идеям, ситуациям и последствиям…. Позитивное отношение (любовь, оптимизм, мужество) придает нам силы. Негативное же отношение (подозрительность, страх, сомнение, зависть) разрушает надежды и ограничивает круг наших возможностей. В отношениях заложены мощные силы, определяющие саму природу человеческого бытия. До тех пор, пока наши отношения скрыты в области подсознания, человек не может управлять ими. Человек с глубоко запрятанными в подсознании отношениями похож на судно, где нарушена связь между рулем и штурвалом. Штурвал в данном случае олицетворяет наши мысли, чувства и действия, в то время как руль — наши отношения, нашу ориентацию в жизни. Без ясного, четкого и честного осознания наших отношений все попытки повернуть штурвал наших мыслей и чувств обречены на неудачу.
/П.Вайнцвайг, Десять заповедей творческой личности/

Самоконтроль – это следствие самосознания. Он позволяет людям не быть рабами своих страстей. Люди, способные себя контролировать, умеют не только обуздать собственные эмоции, но и направить их в полезное русло.

Отец велел своему вспыльчивому сыну в минуту гнева вбивать гвоздь в дерево. С каждым днем число вбитых гвоздей уменьшалось. И вот настал день, когда сын ни разу не потерял самообладания. Когда отец узнал об этом, он сказал сыну, что в тот день, когда ему удастся сдержать себя, он может вытащить из дерева один гвоздь. Пришел день, когда в дереве не осталось ни одного гвоздя. Отец сказал: «Ты хорошо потрудился над собой, но ты видишь, что это дерево уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него тоже остается шрам. Человеку еще больней, чем дереву».

Эмпатия – это умение ставить себя на место другого, учитывать в процессе принятия решений чувства и эмоции других людей.

В день золотой свадьбы жена сказала мужу: «Каждое утро во время завтрака я отдавала тебе свою самую любимую, верхнюю часть булочки, а сама съедала нижнюю. Сегодня я хочу сделать наоборот». «Слава Богу, – воскликнул муж, – я терпеть не могу верхнюю часть булочки, но пятьдесят лет молчал, думая, что ты ее тоже не любишь».

Навыки взаимодействия – это умение строить взаимовыгодные отношения с другими людьми. Общительный человек, у которого отсутствуют все остальные составляющие эмоционального интеллекта, скорее всего потерпит неудачу.

Директор парашютной школы говорит новому инструктору: «Часто люди после своего первого прыжка влюбляются в небо, в это сказочное ощущение свободного полета, и через много лет, завершая свой земной путь, просят их похоронить возле того места, где они испытали эти яркие переживания. И вот именно так подробно все это и надо объяснять, а то у вас уже полгруппы разбежалась, потому что вы им говорите лишь, что это кладбище парашютистов нашей школы».

Самомотивация – стремление к поставленной цели, а не просто реакция на те или иные виды поощрений и наказаний.

У людей, занятых одним делом, спрашивают, что они делают. Один отвечает: «Я таскаю камни». Другой: «Зарабатываю на пропитание». Третий: «Строю храм».

Измерить эмоциональный интеллект трудно, потому что все тесты основаны на самооценке. Некоторое представление о сформированности пяти компонентом эмоционального интеллекта дает следующая методика.

    Эмоциональный интеллект (опросник EQ Н.Холла)

    Инструкция. Если высказывание отражает ваше эмоциональное отношение к людям и событиям – поставьте в клетке с его номером плюс, если не отражает – минус. Запишите число плюсов в последней колонке рядом с буквами.

1 6 11 16 21 26 СС -
2 7 12 17 22 27 СК -
3 8 13 18 23 28 СМ -
4 9 14 19 24 29 Э -
5 10 15 20 25 30 НВ -

    1.  Для меня  дороги как отрицательные, так и положительные эмоции, потому что они
    учат меня, как надо поступать в жизни. 2. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны. 3. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным. 4. Я способен выслушивать проблемы других людей. 5. Я могу действовать успокаивающе на других людей. 6. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни. 7. Я слежу за тем, как я себя чувствую. 8. Когда необходимо, я могу вызвать у себя как веселье, радость, энтузиазм. 9. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других. 10. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей. 11. Я способен наблюдать изменение своих чувств. 12. После того как что-то расстроило меня, я быстро прихожу в себя. 13. Я могу заставить себя снова взяться за дело, в котором потерпел неудачу. 14. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто. 15. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей. 16. Когда есть время, я обращаюсь к своим переживания, чтобы понять их причину. 17. Я не застреваю на отрицательных эмоциях. 18. Я воспринимаю жизненную проблему как творческую задачу. 19. Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица. 20. Я способен улучшить настроение других людей. 21. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы». 22. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения. 23. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности. 24. Мне легко понять, чего хотят другие. 25. Ко мне часто обращаются за советами по вопросам отношений между людьми. 26. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью. 27. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей. 28. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать. 28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей. 30. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.
    Первая строка – СС - «Самосознание», вторая – СК - «Самоконтроль», третья – СМ - «Самомотивация», четвертая – Э - «Эмпатия», пятая – НВ - «Навыки взаимодействия».

    Обработка теста заключается в подсчете плюсов в каждой строке:

      1-2 балла – низкий уровень;
      3-4 – средний уровень;
      5-6 – высокий уровень выраженности качества.

    Работа в микрогруппах (4-6 человек).

В течение 10 минут составьте Правила эффективного общения, используя информацию, полученную на уроке. Представители групп зачитывают и комментируют правила.

Примечание. Ниже приводится примерные рекомендации, однако работу ребят не следует оценивать по степени совпадения с ними – важнее сам процесс составления правил.

Если позволит время, можно составить общий список из 6-8 самых удачных пунктов, и записать их на доске или плакате:

    1. Избегайте негативных оценок личности собеседника
    2. Не будьте категоричны и агрессивны
    3. Не навязывайте собеседнику собственных мнений и оценок
    4. Умейте встать на точку зрения партнера
    5. Смотрите на собеседника
    6. Начните разговор с легкой темы, устанавливая желательный контакт
    7. Следите за логикой
    8. Делайте паузы
    9. Исходите из того, что ваш собеседник – не соперник, а партнер


   
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс цитирования сайта metodkabi.net.ru LiveInternet: показано число просмотров и посетителей за 24 часа Наш сайт в каталоге manyweb.ru Интернет-сообщество учителей: материалы для учителя: планирование, рекомендации, презентации. Форум учителей Психология 100 Все новости образования Некоммерческое партнерство Родительский Комитет
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
Copyright © 2007-2017, Joe