Высокий уровень интеллекта (IQ) не гарантирует успех в бизнесе и карьере. Результаты многих исследований показывают, что успешность руководителей только на 15-20% определяется данным коэффициентом. А остальные 80%?
Сравнительно недавно появился новый термин - «эмоциональный интеллект» (EQ).
Люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта (EQ), способны более эффективно использовать свои способности. Слаженное взаимодействие эмоции и интеллекта обеспечивает успех человека во многих сферах жизни и деятельности.
Самосознание – главная составляющая эмоционального интеллекта. Человек с высокой степенью самосознания знает свои сильные и слабые стороны и умеет осознавать свои эмоции, потребности и побуждений.
Наше отношение привязывает нас к людям, идеям, ситуациям и последствиям…. Позитивное отношение (любовь, оптимизм, мужество) придает нам силы. Негативное же отношение (подозрительность, страх, сомнение, зависть) разрушает надежды и ограничивает круг наших возможностей. В отношениях заложены мощные силы, определяющие саму природу человеческого бытия. До тех пор, пока наши отношения скрыты в области подсознания, человек не может управлять ими. Человек с глубоко запрятанными в подсознании отношениями похож на судно, где нарушена связь между рулем и штурвалом. Штурвал в данном случае олицетворяет наши мысли, чувства и действия, в то время как руль — наши отношения, нашу ориентацию в жизни. Без ясного, четкого и честного осознания наших отношений все попытки повернуть штурвал наших мыслей и чувств обречены на неудачу.
/П.Вайнцвайг, Десять заповедей творческой личности/
Самоконтроль – это следствие самосознания. Он позволяет людям не быть рабами своих страстей. Люди, способные себя контролировать, умеют не только обуздать собственные эмоции, но и направить их в полезное русло.
Отец велел своему вспыльчивому сыну в минуту гнева вбивать гвоздь в дерево. С каждым днем число вбитых гвоздей уменьшалось. И вот настал день, когда сын ни разу не потерял самообладания. Когда отец узнал об этом, он сказал сыну, что в тот день, когда ему удастся сдержать себя, он может вытащить из дерева один гвоздь. Пришел день, когда в дереве не осталось ни одного гвоздя. Отец сказал: «Ты хорошо потрудился над собой, но ты видишь, что это дерево уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него тоже остается шрам. Человеку еще больней, чем дереву».
Эмпатия – это умение ставить себя на место другого, учитывать в процессе принятия решений чувства и эмоции других людей.
В день золотой свадьбы жена сказала мужу: «Каждое утро во время завтрака я отдавала тебе свою самую любимую, верхнюю часть булочки, а сама съедала нижнюю. Сегодня я хочу сделать наоборот». «Слава Богу, – воскликнул муж, – я терпеть не могу верхнюю часть булочки, но пятьдесят лет молчал, думая, что ты ее тоже не любишь».
Навыки взаимодействия – это умение строить взаимовыгодные отношения с другими людьми. Общительный человек, у которого отсутствуют все остальные составляющие эмоционального интеллекта, скорее всего потерпит неудачу.
Директор парашютной школы говорит новому инструктору: «Часто люди после своего первого прыжка влюбляются в небо, в это сказочное ощущение свободного полета, и через много лет, завершая свой земной путь, просят их похоронить возле того места, где они испытали эти яркие переживания. И вот именно так подробно все это и надо объяснять, а то у вас уже полгруппы разбежалась, потому что вы им говорите лишь, что это кладбище парашютистов нашей школы».
Самомотивация – стремление к поставленной цели, а не просто реакция на те или иные виды поощрений и наказаний.
У людей, занятых одним делом, спрашивают, что они делают. Один отвечает: «Я таскаю камни». Другой: «Зарабатываю на пропитание». Третий: «Строю храм».
Измерить эмоциональный интеллект трудно, потому что все тесты основаны на самооценке. Некоторое представление о сформированности пяти компонентом эмоционального интеллекта дает следующая методика.
Эмоциональный интеллект (опросник EQ Н.Холла)
Инструкция. Если высказывание отражает ваше эмоциональное отношение к людям и событиям – поставьте в клетке с его номером плюс, если не отражает – минус. Запишите число плюсов в последней колонке рядом с буквами.
1 |
6 |
11 |
16 |
21 |
26 |
СС - |
2 |
7 |
12 |
17 |
22 |
27 |
СК - |
3 |
8 |
13 |
18 |
23 |
28 |
СМ - |
4 |
9 |
14 |
19 |
24 |
29 |
Э - |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
НВ - |
1. Для меня дороги как отрицательные, так и положительные эмоции, потому что они
учат меня, как надо поступать в жизни.
2. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.
3. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным.
4. Я способен выслушивать проблемы других людей.
5. Я могу действовать успокаивающе на других людей.
6. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.
7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.
8. Когда необходимо, я могу вызвать у себя как веселье, радость, энтузиазм.
9. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.
10. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.
11. Я способен наблюдать изменение своих чувств.
12. После того как что-то расстроило меня, я быстро прихожу в себя.
13. Я могу заставить себя снова взяться за дело, в котором потерпел неудачу.
14. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.
15. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.
16. Когда есть время, я обращаюсь к своим переживания, чтобы понять их причину.
17. Я не застреваю на отрицательных эмоциях.
18. Я воспринимаю жизненную проблему как творческую задачу.
19. Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.
20. Я способен улучшить настроение других людей.
21. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».
22. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.
23. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.
24. Мне легко понять, чего хотят другие.
25. Ко мне часто обращаются за советами по вопросам отношений между людьми.
26. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.
27. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.
28. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.
28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.
30. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.
Работа в микрогруппах (4-6 человек).
В течение 10 минут составьте Правила эффективного общения, используя информацию, полученную на уроке. Представители групп зачитывают и комментируют правила.
Примечание. Ниже приводится примерные рекомендации, однако работу ребят не следует оценивать по степени совпадения с ними – важнее сам процесс составления правил.
Если позволит время, можно составить общий список из 6-8 самых удачных пунктов, и записать их на доске или плакате:
- Избегайте негативных оценок личности собеседника
- Не будьте категоричны и агрессивны
- Не навязывайте собеседнику собственных мнений и оценок
- Умейте встать на точку зрения партнера
- Смотрите на собеседника
- Начните разговор с легкой темы, устанавливая желательный контакт
- Следите за логикой
- Делайте паузы
- Исходите из того, что ваш собеседник – не соперник, а партнер