Логин: Пароль:
  
  Время выбирать профессию ! • Регистрация   • Забыли пароль?  

Человеку, который знает, куда идет, мир дает дорогу.
Джордан

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 
Психологическая служба ГОУ СОШ № 230
 
Старт - Краснодарский методический центр информационно-коммуникационных технологий
 
 


Г.В. Резапкина
Диагностика и развитие мотивационно-потребностной и
ценностно-смысловой сферы подростков

От автора

Занятие 1. Мотивы профессиональной деятельности.
Методика "За двумя зайцами" (модификация методики Е.И. Головахи)
Методика "Я-Другой, Карьера-Дело" (Г.В. Резапкина)

Занятие 2. Иерархия потребностей.
Методика "Актуальные потребности" (Г.В. Резапкина)

Занятие 3. Мотивы труда.
Методика "Иерархия мотивов труда" (Г.В. Резапкина)

Занятие 4. Жизненные ценности.
Анкета "Жизненные ценности"
Методика "Иерархия жизненных ценностей" (Г.В. Резапкина)

Заключение.

Приложение. Результаты самодиагностики.


Занятие 1. Мотивы профессиональной деятельности.

У рабочих, возводящих Шартрский собор, однажды спросили, что они делают. Один ответил: "Я таскаю камни". Другой: "Зарабатываю на пропитание". Третий сказал: "Я строю храм".

В трех ответах людей, занятых одним делом, отражены основные мотивы труда. Мотив - это причина, лежащая в основе выбора всех поступков человека. Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: для чего я это делаю? "Я учусь для того, чтобы …." "Я хочу получить профессию, чтобы…"

Некоторые мотивы скрыты так глубоко, что не всегда осознаются.

Инструкция. Прочитайте суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам.

1. В наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества. 5. Работать в хороших условиях, в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций.
2. Достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих.
3. Получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия. 6. Сохранить достаточно энергии и времени для увлечений, общения с друзьями и близкими.
4. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности.

Если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы (профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера).

Если выбранные суждения находятся в правой части таблицы (внепрофессиональная мотивация), значит, сейчас для вас важнее вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным).

Если выбранные суждения оказались в разных частях таблицы, значит, ваша мотивация носит противоречивый характер. Решите, что для вас в сейчас важнее - профессиональное самоопределение или другие вопросы.

Соответствуют ли полученные результаты вашим представлениям о себе?

Если цели определены - подумайте о средствах их достижения. Это, прежде всего, внутренние ресурсы: профессиональные интересы и склонности, способности, профессионально важные качества, образование, опыт.

К внешним средствам можно отнести деньги, связи, случай, ситуацию на рынке труда, состояние экономики, наличие друзей и единомышленников и т.д. Внешние ресурсы могут быть хорошим дополнением к ресурсам внутренним. Но не больше!

Помните, как начинается "Сказка о царе Салтане" А.С. Пушкина?

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
"Кабы я была царица, - говорит одна девица,
Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир".
"Если б я была царица, - говорит ее сестрица,
Я б на целый мир одна наткала бы полотна".
"Если б я была царица, - третья молвила девица,
Я б для батюшки-царя родила богатыря".

Царь в этой сказке поступает как профессиональный менеджер по работе с персоналом: находит каждой девице применение с учетом ее мотивации. У первых двух - профессиональная мотивация, исходя из которой царь их "трудоустроил": одну сделал ткачихой, вторую поварихой. У третьей сестры была ярко выраженная внепрофессиональная мотивация: она хотела не работать, а быть царской женой. Именно ее царь взял в жены.

Многие, подобно сестрам-неудачницам из сказки Пушкина, испытывают чувство досады, разрываясь между противоречивыми мотивами. Как видим, это невозможно. Поэтому следует таким образом выстроить сценарий своей жизни, чтобы последовательно и планомерно добиваться поставленных целей.

Чтобы уточнить, что для вас сегодня важно, а что - второстепенно, оцените варианты ответов, на каждый из поставленных вопросов, обведя одну из цифр под ответом - от 0 баллов за вариант, который безразличен до 3-х баллов за самый значимый вариант. Цифры в каждой группе ответов не должны повторяться!

Скачать бланк методики "Я-Другой, Карьера-Дело" : diagn1_ya_drugoj.zip

I II III IV
1. Мне нравится
иметь много свободного времени добиваться успеха во всех делах делать подарки своим друзьям находить красивое решение трудной задачи
0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3
2. Мой девиз
"Работа не волк, в лес не убежит" "Хочешь жить - умей вертеться" "Что отдал, то твое" "Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать"
0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3
3. Лучшая работа для меня - та, которая
не мешает мне жить своей жизнью дает возможность быстрого продвижения по службе нужна людям интересна
0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3
4. Счастье для меня - это
возможность жить в свое удовольствие высокая должность и хорошая зарплата благополучие моих друзей и близких возможность заниматься любимым делом
0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3
Итого сумма баллов по каждому из столбцов I ... IV:
 
 
 
 
 
 
 
 

Обработка результатов.
Подсчитайте и запишите в нижней строчке сумму баллов по каждому столбцу (I,II,III,IV):

    9-12 баллов - ярко выраженная направленность личности;
    5-8 баллов - умеренно выраженная направленность;
    0-4 балла - направленность не выражена.

I. "Я". Для вас очень важно собственное спокойствие и благополучие. В этом нет ничего страшного, если вы находитесь на содержании богатых родственников. Однако следует помнить, что низкая активность, чрезмерная концентрация на себе и отсутствие потребности в деятельности могут быть признаками утомления или заболевания.

II. "Карьера". Вероятно, вам близки и понятны законы "рынка". В будущей профессии для вас важна возможность карьерного роста. Жизненный успех в вашем понимании - это высокооплачиваемая должность. Если для вас смысл жизни - карьера, вы рискуете растерять себя и близких в погоне за горизонтом.

III. "Другой". Вы относитесь к редкому типу людей, для которых интересы и благополучие других людей не менее важны, чем собственные. Ваш выбор говорит о личностной зрелости и душевном здоровье. Чем бы вы не занимались, ваше отношение к людям всегда будет для вас источником энергии и радости жизни.

IV. "Дело". Какую бы деятельность вы не выбрали, вы будете успешным профессионалом. Главное, чтобы ваша профессия не закрывала от вас смысл жизни, не сводимый к работе.

Для наглядности можно построить график направленности личности, отложив на четырех осях суммы набранных баллов и соединив точки линиями. Чем дальше точка от центра, тем ярче выражена направленность личности.

Итак, для достижения успеха в профессиональной деятельности важна мотивация. В основе любой мотивации лежат потребности человека.


Далее:

Занятие 2. Иерархия потребностей.
Методика "Актуальные потребности" (Г.В. Резапкина)

Занятие 3. Мотивы труда.
Методика "Иерархия мотивов труда" (Г.В. Резапкина)

Занятие 4. Жизненные ценности.
Анкета "Жизненные ценности"
Методика "Иерархия жизненных ценностей" (Г.В. Резапкина)

Заключение.

Приложение. Результаты самодиагностики.

   
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс цитирования сайта metodkabi.net.ru LiveInternet: показано число просмотров и посетителей за 24 часа Наш сайт в каталоге manyweb.ru Интернет-сообщество учителей: материалы для учителя: планирование, рекомендации, презентации. Форум учителей Психология 100 Все новости образования Некоммерческое партнерство Родительский Комитет
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
Copyright © 2007-2017, Joe