Фрагмент поручения Президента РФ Д.А. Медведева
Правительству РФ от 09 2010 года, Пр-2663
Из необходимости выполнять поручение Президента не следует запрет на его осмысление.
Кто хоть немного знаком с азами профессиональной ориентации, тот знает, что выбор профессии из соображений престижа - самая распространенная ошибка молодых людей.
Тема человеческого фактора всплывает в обществе, когда исчерпаны другие ресурсы. Выполняя социальный заказ, таким образом поднимали целину и легкую промышленность, строили БАМ, агитировали на различные профессии, в которых испытывалась нехватка - достаточно вспомнить фильмы "Светлый путь", "Высота", "Офицеры", "Девять дней одного года" и многие другие фильмы, на которых выросло не одно поколение.
В последние десять лет таким "лобовым", прямолинейным способом пытались поднять престиж милиции. Результат всем известен - в милицию хлынул поток молодых людей, работающих по принципу "пистолет дали, и крутись, как хочешь". И никакими чистками и переименованиями ситуацию уже не спасти - честных и самоотверженных взять просто неоткуда. Их надо воспитывать на протяжении поколений. Это долго и трудно, потому что требует, во-первых, понимания - кого мы хотим воспитать, во-вторых - выработки целостной образовательной стратегии, в-третьих - ее методического, финансового и кадрового обеспечения. Это путь государства, у которого есть будущее.
Сегодня нам предлагают другой путь - очередную кампанию по поднятию престижа профессий, которые десятилетиями опускали, как говорят подростки и наши политики, "ниже плинтуса". Насколько решаема эта задача и что стоит за ее постановкой - наивность, благие намерения или попытка отвлечь внимание от более важных проблем?
В основе любого выбора, в том числе и профессионального, лежат мотивы, убеждения, ценности. Конструктивные, то есть направленные на личностный рост и благо общества, надо воспитывать и взращивать. Деструктивные, как сорняки, пробиваются сами, а, если их еще и удобрять, задушат все здоровое, что еще осталось.
Фильмы и книги как формы профпропаганды, моделирующие привлекательный, но далекий от реальности образ профессии, активизируют желание быть на виду, в центре внимания, чтобы о человеке знали и говорили, не важно, хорошо или плохо. Таким образом развивается тщеславие - качество, которое сплошь и рядом встречается у политиков, так называемых общественных деятелей, людей искусства и тех, кто себя к ним причисляет. Оно не имеет ничего общего с профессиональной успешностью, более того, блокирует творческие способности и разрушает личность.
Кроме мотива привлечения внимания к своей персоне есть еще один мощный мотив - стремление к власти. Проще отказаться от денег и славы, чем от власти. Эта потребность не насыщаема - история показывает множество примеров, когда человек держится за власть вопреки здравому смыслу и инстинкту самосохранения. Если стремление к власти - не инструмент достижения каких-то благородных целей, а самоцель, то такой человек опасен для общества.
Наиболее понятный и очевидный мотив - деньги. Известный немецкий психолог Эрих Фромм называет этот мотив "стяжательским" и одним из деструктивных, а тип человека - рыночным. Рыночный человек, по Фромму, воспринимает себя как товар, который надо подороже продать. К этому призывал молодых людей в прошлом году на Селигере их лидер В. Якеменко, который, в отличие от Фромма, не видит в этом мотиве угрозы ни обществу, ни личности.
Все три мотива тесно переплетены и известны с древних времен как славолюбие, властолюбие и сребролюбие. Так, жажда денег обычно обусловлена желанием с их помощью достичь большей власти и славы, а стремлении к власти и славе вызвано желанием иметь много денег. Человек, выбирающий профессию под влиянием этих мотивов, не имеет шансов стать успешным профессионалом. Более того, логическое развитие этих мотивов - патологические состояния, граничащие с психическими заболеваниями.
Задачи "повышения престижа рабочих профессий", "перераспределения трудовых ресурсов с учетом потребностей рынка труда", "ориентации молодежи на профтехобразование" не могут быть решены ни в приказном порядке, административными мерами, ни с помощью манипуляции перечисленными мотивами.
Даже если мы сегодня бросим все силы на пропаганду рабочих или инженерных профессий, завтра - на агитацию в педагогические и медицинские вузы и колледжи, эксплуатируя стремление человека к деньгам, власти и славе, мы получим всего-навсего новое поколение людей, готовых на все ради денег, власти или славы.
Конечно, можно предложить сравнительно честные способы привлечения молодежи в чудом сохранившиеся цеха и лаборатории. Например, достойную стипендию и приличную зарплату, пусть в тысячу раз меньшую, чем у трудолюбивой четы Шуваловых, ежедневный доход которой более миллиона рублей (по данным Правительства РФ). Хорошим стимулом для привлечения молодых людей на производство была бы отсрочка от армии и служебная квартира на время работы. Думается, очень эффектно было бы отправлять детей крупных чиновников, министров и "бизнес-элиты" на учебу не за границу, а в ближайший колледж или техникум. Хотя бы для прикола!
Все это очень грустно и похоже на старинный способ охоты на медведя. Чтобы обезвредить зверя, ему бросают деревянный шар, утыканный железными крючьями. Медведь со всей дури ловит шар, крючья впиваются в подушки лап и все - можно брать его голыми руками. В нашем случае роль шара выполняет вброшенная кем-то идея о "поднятии престижа рабочих профессии" как фрагмент извращенно понимаемой профориентации молодежи.
Дом горит, а маляры красят крышу… Беда не в том, что некому работать на производстве. Беда в том, что огромное число людей спивается, сходит с ума и убивает себя от потери смысла жизни, кто-то видит этот смысл во власти, славе и накопительстве... Одни молодые люди "считывают" модели поведения, которые транслируют им взрослые, другие, чувствуя фальшь или тупиковость этих путей, ищут свои. И это вселяет хоть какую-то надежду.
Галина Владимировна Резапкина