Логин: Пароль:
  
  Время выбирать профессию ! • Регистрация   • Забыли пароль?  

Насколько соблазнительны популярные разговоры о самоосуществлении и самореализации человека! Как будто человек предназначен лишь для того, чтобы удовлетворять свои собственные потребности или же себя самого.
В.Франкл

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 
Психологическая служба ГОУ СОШ № 230
 
Старт - Краснодарский методический центр информационно-коммуникационных технологий
 
 



Дом горит, а маляры красят крышу

Фрагмент поручения Президента РФ Д.А. Медведева
Правительству РФ от 09 2010 года, Пр-2663



Из необходимости выполнять поручение Президента не следует запрет на его осмысление. Кто хоть немного знаком с азами профессиональной ориентации, тот знает, что выбор профессии из соображений престижа - самая распространенная ошибка молодых людей.

Тема человеческого фактора всплывает в обществе, когда исчерпаны другие ресурсы. Выполняя социальный заказ, таким образом поднимали целину и легкую промышленность, строили БАМ, агитировали на различные профессии, в которых испытывалась нехватка - достаточно вспомнить фильмы "Светлый путь", "Высота", "Офицеры", "Девять дней одного года" и многие другие фильмы, на которых выросло не одно поколение.

В последние десять лет таким "лобовым", прямолинейным способом пытались поднять престиж милиции. Результат всем известен - в милицию хлынул поток молодых людей, работающих по принципу "пистолет дали, и крутись, как хочешь". И никакими чистками и переименованиями ситуацию уже не спасти - честных и самоотверженных взять просто неоткуда. Их надо воспитывать на протяжении поколений. Это долго и трудно, потому что требует, во-первых, понимания - кого мы хотим воспитать, во-вторых - выработки целостной образовательной стратегии, в-третьих - ее методического, финансового и кадрового обеспечения. Это путь государства, у которого есть будущее.

Сегодня нам предлагают другой путь - очередную кампанию по поднятию престижа профессий, которые десятилетиями опускали, как говорят подростки и наши политики, "ниже плинтуса". Насколько решаема эта задача и что стоит за ее постановкой - наивность, благие намерения или попытка отвлечь внимание от более важных проблем?

В основе любого выбора, в том числе и профессионального, лежат мотивы, убеждения, ценности. Конструктивные, то есть направленные на личностный рост и благо общества, надо воспитывать и взращивать. Деструктивные, как сорняки, пробиваются сами, а, если их еще и удобрять, задушат все здоровое, что еще осталось.

Фильмы и книги как формы профпропаганды, моделирующие привлекательный, но далекий от реальности образ профессии, активизируют желание быть на виду, в центре внимания, чтобы о человеке знали и говорили, не важно, хорошо или плохо. Таким образом развивается тщеславие - качество, которое сплошь и рядом встречается у политиков, так называемых общественных деятелей, людей искусства и тех, кто себя к ним причисляет. Оно не имеет ничего общего с профессиональной успешностью, более того, блокирует творческие способности и разрушает личность.

Кроме мотива привлечения внимания к своей персоне есть еще один мощный мотив - стремление к власти. Проще отказаться от денег и славы, чем от власти. Эта потребность не насыщаема - история показывает множество примеров, когда человек держится за власть вопреки здравому смыслу и инстинкту самосохранения. Если стремление к власти - не инструмент достижения каких-то благородных целей, а самоцель, то такой человек опасен для общества.

Наиболее понятный и очевидный мотив - деньги. Известный немецкий психолог Эрих Фромм называет этот мотив "стяжательским" и одним из деструктивных, а тип человека - рыночным. Рыночный человек, по Фромму, воспринимает себя как товар, который надо подороже продать. К этому призывал молодых людей в прошлом году на Селигере их лидер В. Якеменко, который, в отличие от Фромма, не видит в этом мотиве угрозы ни обществу, ни личности.

Все три мотива тесно переплетены и известны с древних времен как славолюбие, властолюбие и сребролюбие. Так, жажда денег обычно обусловлена желанием с их помощью достичь большей власти и славы, а стремлении к власти и славе вызвано желанием иметь много денег. Человек, выбирающий профессию под влиянием этих мотивов, не имеет шансов стать успешным профессионалом. Более того, логическое развитие этих мотивов - патологические состояния, граничащие с психическими заболеваниями.

Задачи "повышения престижа рабочих профессий", "перераспределения трудовых ресурсов с учетом потребностей рынка труда", "ориентации молодежи на профтехобразование" не могут быть решены ни в приказном порядке, административными мерами, ни с помощью манипуляции перечисленными мотивами. Даже если мы сегодня бросим все силы на пропаганду рабочих или инженерных профессий, завтра - на агитацию в педагогические и медицинские вузы и колледжи, эксплуатируя стремление человека к деньгам, власти и славе, мы получим всего-навсего новое поколение людей, готовых на все ради денег, власти или славы. Конечно, можно предложить сравнительно честные способы привлечения молодежи в чудом сохранившиеся цеха и лаборатории. Например, достойную стипендию и приличную зарплату, пусть в тысячу раз меньшую, чем у трудолюбивой четы Шуваловых, ежедневный доход которой более миллиона рублей (по данным Правительства РФ). Хорошим стимулом для привлечения молодых людей на производство была бы отсрочка от армии и служебная квартира на время работы. Думается, очень эффектно было бы отправлять детей крупных чиновников, министров и "бизнес-элиты" на учебу не за границу, а в ближайший колледж или техникум. Хотя бы для прикола! Все это очень грустно и похоже на старинный способ охоты на медведя. Чтобы обезвредить зверя, ему бросают деревянный шар, утыканный железными крючьями. Медведь со всей дури ловит шар, крючья впиваются в подушки лап и все - можно брать его голыми руками. В нашем случае роль шара выполняет вброшенная кем-то идея о "поднятии престижа рабочих профессии" как фрагмент извращенно понимаемой профориентации молодежи.

Дом горит, а маляры красят крышу… Беда не в том, что некому работать на производстве. Беда в том, что огромное число людей спивается, сходит с ума и убивает себя от потери смысла жизни, кто-то видит этот смысл во власти, славе и накопительстве... Одни молодые люди "считывают" модели поведения, которые транслируют им взрослые, другие, чувствуя фальшь или тупиковость этих путей, ищут свои. И это вселяет хоть какую-то надежду.

Галина Владимировна Резапкина


   Т.Самолетова : 13 сентября 2011, 23:53:04  

    Вероятно, поручение "поднятие престижа рабочих профессий" основано на реалиях, когда расслоение общества становится катострофичны, и целевая группа определена (хоть и не оговорена) - "малоимущие" молодые люди. Так что дети крупных, не очень крупных и совсем маленьких чиновников в колледж дорогу точно не узнают. И это действительно грустно...
   Joe : 14 сентября 2011, 07:44:17  
    +1
   Н. Семенова : 9 февраля 2013, 15:49:18  
    Трудовое воспитание, рабочие профессии тема не модная в среде молодежи. Работаю профконсультантом. В каждой школе от подростков слышу одно и то же: хочу \" бабок\" много заработать, и \" халявную работу\", чтобы не делать ничего. Только как будут они и мы будем жить в мире, где \"нахаляву\" зубы лечат, дома строят, хлеб пекут? Деньги , вот главная ценность, в них и видят смысл жизни.Это пропагандируют все средства массовой информации. Формировать установки и приучать к труду , подумала, надо с ранних лет.Написала объявление в детском саду:Приглашаю на лекцию всех родителей на тему \" Трудовое воспитание детей в семье\". Пришла одна мама, остальных 500 родителей тема не заинтересовала.


    Добавление комментария

  Ваше имя:

  Введите текст:
  

  Введите код, изображенный на картинке:
  
  

   
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс цитирования сайта metodkabi.net.ru LiveInternet: показано число просмотров и посетителей за 24 часа Наш сайт в каталоге manyweb.ru Интернет-сообщество учителей: материалы для учителя: планирование, рекомендации, презентации. Форум учителей Психология 100 Все новости образования Некоммерческое партнерство Родительский Комитет
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
Copyright © 2007-2017, Joe