8 класс. Человеческий фактор
Стали привычными сообщения о судебных исках, которые изуродованные клиенты предъявляют своим стоматологам, косметологам и пластическим хирургам; родственники умерших пациентов – лечащим врачам, потребители – производителям негодных лекарств и продуктов питания. Падают самолеты, теплоходы не могут разъехаться в открытом море, солдаты по ошибке убивают друг друга.
Причина большинства техногенных катастроф – так называемый «человеческий фактор». Что скрывается за этим безликим словосочетанием? Для успешной профессиональной деятельности необходим набор профессионально важных качеств. Например, работа врача, учителя, продавца требует от человека доброжелательности, отзывчивости, умения контролировать свои эмоции. Для диспетчера или оператора профессионально важными качествами являются хорошее внимание, умение работать с разнородной информацией и оперативно принимать решение. Оперативный работник, сотрудник МЧС, пожарный должны быть эмоционально устойчивы, обладать мгновенной реакцией, силой и выносливостью. Недостаток этих качеств может стоить им здоровья или жизни.
…Однажды к Герою Советского Союза летчику-испытателю М.М. Громову обратился молодой человек. «Мне хочется стать таким же отличным летчиком, как Вы», — объяснил он. Громов назначил встречу. Юноша явился с опозданием, объяснив, что забыл завести часы. Громов долго рассказывал ему о профессии летчика, а потом назвал адрес учреждения, куда можно обратиться. Юноша долго искал ручку. Потом небрежно записал адрес и вспыхнул, когда ему сделали замечание. Достаточно было непродолжительного общения, чтобы заметить качества, которые в авиационной профессии могут сыграть плохую роль. Юноша неточен, небрежен, неорганизован, у него плохая память, он не умеет владеть собой /по книге М.М. Громова «Тому, кто хочет летать и работать лучше»/
Хорошо, если интерес к профессии сочетается с набором профессионально важных качеств. А если нет? Если профессиональный интерес слабый или неустойчивый, лучше изменить свой выбор: «Не получится из меня хорошего артиста — не больно и хотелось, пойду в юристы!»
Если человек не хочет отказаться от своей мечты, он должен развить необходимые качества. Справиться с забывчивостью помогает систематическое ведение различных записей, преодолеть страх высоты — сила воли и самообладание, слабость пространственного и образного мышления — использование макетов и наглядных пособий. Недостаток аналитических способностей юрист может компенсировать высокой работоспособностью. Но есть качества, отсутствие которых ничем нельзя компенсировать, например, порядочность, ответственность, трудолюбие. Непорядочный, ленивый или безответственный человек способен создать много проблем, и чем ответственнее его работа, тем он опаснее для окружающих.
… Известный писатель-фантаст Р.Шекли описывает порядки на планете Транай: «Все должностные лица носили на груди медальон - знак почета и власти. Если сумма претензий к этому лицу превышала некоторый порог, медальон взрывался, и хозяин его погибал. Транайцы говорили землянам: "Вы хотите обладать властью при условии, что она не влечет за собой никакой ответственности и никакого риска. Неправильное отношение..."
Как вам этот закон? Как изменилась бы наша жизнь, если бы все должностные лица в нашей стране – от президента до управдома – должны были носить такой медальон?
По данным исследований, более половины подростков собирается управлять другими людьми или финансами, планирует стать менеджерами, предпринимателями или просто руководителями, хотя только 5—7% людей имеют необходимые для этого способности.
Рассмотрите таблицу, в которой приведены профессионально важные качества руководителя и предпринимателя, и оцените степень развития этих качеств у себя, отметив соответствующую клетку в таблице.
|
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Интеллект |
Может работать при дефиците информации, т.к. реконструирует события по деталям, обладает интуицией, которая помогает предвидеть события. |
Способен анализировать и систематизировать информацию, принимать верные решения и в ряде случаев прогнозировать события. |
Испытывает затруднения при анализе информации, не может построить целостную картину событий из отдельных фактов. |
Общительность |
К людям относится с искренним интересом и дружелюбием, легко устанавливает контакты с представителями различных кругов. |
К людям относится с уважением и интересом, вежлив, корректен, не избегает контактов с людьми, но и не стремится к ним. |
К большинству людей испытывает плохо скрываемое раздражение, с трудом находит общий язык с другими людьми. |
Ответственность |
Готов брать на себя ответственность не только за свои действия и решения, но и за действия своих подчиненных, причины неудач ищет в себе. |
Признает ответственность за свои действия и решения, но готов разделить ее с другими. |
Избегает принимать решения, при удобном случае перекладывает ответственность на других. |
Организаторские способности |
Способен увлечь людей своей идеей, может найти применение каждому человеку, создать условия для его работы и убедить в ее важности. |
Готов организовать других людей на общее дело, но может испытывать при этом трудности. Иногда проще это сделать самому. |
Не любит и не умеет организовывать других людей и испытывает трудности с самоорганизацией. |
Настойчивость |
Если принял решение, проводит его в жизнь быстро, решительно и бесповоротно. Идет к намеченной цели, не обращая внимания на трудности. |
Принятие решения дается ценой некоторых усилий.
Преодолевает преграды на пути к цели ценой большого напряжения. |
Испытывает беспокойство, если от него требуют активных действий, занимает выжидательную позицию. Отступает при первых трудностях. |
В заключении можно рассказать ребятам притчу и предложить им подумать, почему Ивану платят больше, чем Петру? Как называется сейчас профессия приказчика?
Приказчик Петр сказал купцу:
— Хозяин, ты несправедлив. Я приказчик, и Иван приказчик, а платишь ты Ивану вдвое больше. Почему так? Ведь я выполняю все твои поручения.
— Я объясню тебе, — ответил купец. Но сейчас сбегай-ка быстро к дороге. По ней идет обоз, узнай, откуда он.
Петр сбегал к обозу и, вернувшись, сообщил:
— Он едет из деревни Федорино.
— Хорошо, — сказал купец, — а теперь узнай, куда он едет.
Петр выполнил и это задание:
— Он едет в село.
— Иван, — кликнул купец второго приказчика, — сбегай-ка к обозу и узнай, откуда он едет. Иван побежал к дороге и, вернувшись, сказал купцу:
— Хозяин, обоз едет из деревни Федорино в село на ярмарку. Везет много картошки. Нам не надо сегодня отправлять картошку на ярмарку — цена на нее упадет. Надо срочно отправлять туда капусту.
— Теперь ты понял, почему я плачу Ивану вдвое больше? — спросил купец у Петра.
(Грановская Р.М., Конфликты и творчество в зеркале психологии.)
Примечание. Приказчик — это та самая профессия, которая сегодня называется «менеджер». К выполнению одинаковых обязанностей два человека подходят по-разному: Петр — стандартно, Иван — творчески.
|