Большинство людей упускают
благоприятную возможность потому,
что она одета в рабочий халат и похожа на работу.
Эдисон
Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга. Эти особенности еще называют “задатками”, то есть заранее данными от природы качествами. К задаткам относят силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, скорость и точность реакции, врожденные особенности зрения и слуха. Хорошая память, внимание, ум одним даны от природы, другие развивают их упражнениями. Задатки — это наши возможности, которые в благоприятных условиях могут вырасти в способности, а могут погибнуть, как семена, упавшие на каменистую почву.
У Марка Твена есть рассказ о заурядном парикмахере, который после смерти оказался в обществе великих полководцев. Он решил, что это — какая-то ошибка: ведь он никогда не воевал. Однако выяснилось, что в том мире места распределялись по предназначению человека, а не по фактическим достижениям. И спрашивали не за то, чего ты достиг, а за то, как ты распорядился данным ему от Бога талантом.
На основании одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности. Способности — это индивидуально-психологические особенности человека. Способности бывают общими и специальными. Общие способности определяют уровень любой умственной деятельности и зависят от сформированности познавательных процессов — мышления, памяти, внимания. Чем выше общие способности, тем успешнее человек в любой деятельности. Так, интеллект выдающихся спортсменов выше, чем у рядовых спортсменов — величайший футболист Пеле оказался удачливым бизнесменом. Правда, его карьера в спорте и бизнесе закончилась провалом. Вы знаете, почему?
Способный человек, как правило, обладает целым букетом способностей. Пушкин и Лермонтов были не только великими поэтами, но и замечательными художниками и умнейшими людьми своего времени. Писательский талант Грибоедова соперничал с музыкальным и дипломатическим талантами. Выдающийся советский штангист Юрий Власов, уйдя из спорта, стал хорошим писателем. Кажется, что обилие дарований может затруднить выбор профессии. Но это тот случай, когда любое решение — выигрышное.
Существуют способности, необходимые для любой деятельности. Для практических видов деятельности особое значение имеют способности к зрительному, слуховому и осязательному восприятию информации, формированию двигательных навыков. Сотрудник правоохранительных органов, официант, массажист, тренер должны быть сильными, выносливыми и ловкими. Высокий уровень физического развития необходим тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, охраной, спортом, пожарными, водолазными и аварийно-спасательными работами.
Способности развиваются, но для их развития нужно время и терпение. Способности к практическим видам деятельности с трудом поддаются измерению — чтобы понять, насколько развиты у человека двигательные навыки, координация движений, предметно-действенное мышление, лучше предложить реальные ситуации. Ясно, что из двух подростков, занимающихся танцами, быстрее освоит движения тот, у кого лучше координация движений и чувство ритма. Но уровень развития этих способностей может определить только профессионал.
Однако можно определить уровень развития технических способностей, необходимых во многих практических профессиях, где предмет труда — «техника».
Задание №1. «Определение технических способностей» (фрагмент Теста механической понятливости Бенета).
Вам предлагается ряд задач, в которых поставлены технические проблемы. Внимательно рассмотрите рисунок, прочитайте вопрос к нему и отметьте один из трех вариантов решений.
|
1. Если нижнее колесо вращается в направлении, указанном стрелкой, то в каком направлении будет вращаться ось Х?
1. В направлении стрелки А.
2. В направлении стрелки В.
3. Вперед-назад.
|
|
2. Какими ножницами легче резать лист железа?
1. Ножницами А.
2. Ножницами B.
3. Ножницами C.
|
|
3. В какую сторону занесет машину на повороте?
1. В любую сторону.
2. В сторону А.
3. В сторону В.
|
|
4. В каком пакете мороженое быстрее растает?
1. В пакете А.
2. В пакете B.
3. Тает одинаково.
|
|
5. На какую высоту поднимется вода из шланга, если ее выпустить?
1. Как показано на рис. А.
2. Как показано на рис. В.
3. Как показано на обоих рис.
|
|
6. Какая цепь нужна для поддержки груза?
1. Цепь А.
2. Цепь B.
3. Цепь C.
|
Если вы легко справились с этими задачами, значит, у вас есть способности к практической работе с техникой.
Задание №2. «Ничего не трогайте, Ватсон!»
Прочитайте отрывок из книги В.И. Речицкого «Профессия — изобретатель».
…Александр Белл был специалистом в области акустики и ораторского искусства в школе для глухонемых. В электротехнике он был полным профаном. Создать телефон ему помогли знания акустики и случай. В один из летних дней 1875 года Белл со своим верным помощником Ватсоном налаживали музыкальный телеграф. У Ватсона, работающего на передающем аппарате, что-то не ладилось — заело контакт. Биографы Белла пишут, что Ватсон громко сказал, что он думает об этом аппарате. Только в неисправном аппарате тонкий слух Белла мог уловить прерывистые сигналы, преобразуемые в речь: в хорошо работающем аппарате эти сигналы заглушались. Еще не понимая, что произошло, обычно интеллигентный и выдержанный Белл заорал: «Ничего не трогайте, Ватсон!» Прибежавший в соседнюю комнату Белл полез в аппарат. Потом схватил лист бумаги и быстро набросал эскиз…Через год посетители Филадельфийской Всемирной выставки услышали из трубки первого в мире телефона невероятно искаженный монолог Гамлета «Быть или не быть» в исполнении потомственного оратора и удачливого изобретателя Александра Белла (Речицкий В.И. Профессия — изобретатель).
Задание №3 (домашнее). «Круг чтения».
Прочитайте рассказ русского писателя Н.С. Лескова «Левша». Ответьте письменно на вопросы к тексту.
- К какому профессиональному типу можно отнести Левшу?
- Почему англичане просили Левшу остаться в Англии?
- Почему Левша отказался от их предложений?
- Что быль всего поразило Левшу за границей?
- Почему так трагично сложилась судьба Левши?
- Как вы думаете, был ли счастлив Левша?
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?