Логин: Пароль:
  
  Сайт психолога-профконсультанта Галины Резапкиной - путеводитель молодёжи в выборе профессии • Регистрация   • Забыли пароль?  

Тем, кто стремится к личностному росту, экзистенциальная психология говорит: лифт не работает, поднимайтесь пешком.
Д. А. Леонтьев

 

Главная
 
 
 
 
Тема дня
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 


Волшебное колесо баланса

Как часто мы слышим и произносим фразы: «Ему говоришь, а он как будто не слышит», «Не смотри на потолок, там ничего не написано», «Прекрати вертеться, сядь, как следует» и т.д. А если он и вправду не слышит? А вдруг там что-то написано? А как следует сесть?

Пол Деннисон полвека лет назад начал исследовать закономерности восприятия информации, особенности развития внутренней речи и понимания у ребят младшего школьного возраста. И пришел к выводу, что качество понимания, способность усваивать и перерабатывать информацию, работать по образцу и находить нестандартные решения – словом, все необходимые для обучения функции, – зависят от доминантной полушарий мозга. Традиционные представления о функциях левого и правого полушария обогатились в ходе этих исследований. Учёный пришел к выводу, что трудности в обучении вызваны тем, что у многих людей полушария выполняют несвойственные им функции. Это снижает эффективность обучения, блокирует развитие способностей, способствует возникновению неврозов. Такого человека можно сравнить со сложнейшим устройством, у которого перепутаны провода и контакты.

Изучив связь между работой полушарий и способностью видеть, слышать и двигаться, Деннисон пришел к выводу, что с помощью специальных физических упражнений можно восстановить в каждом полушарии те функции, которые свойственны ему генетически, и достичь баланса всей системы. В широком смысле баланс – это гармония физического и духовного начала в человеке.

Систему, оптимизирующую работу полушарий, её создатели назвали образовательной кинесиологией (знания через движения). Это – технология образования, удивительным образом сочетающая в себе одновременно науку и практику психического, интеллектуального, личностного роста через систему физических упражнений и психологических приёмов.

Учитель, знакомый с этой системой, всегда сможет сказать, какой канал восприятия ведущий у его ученика – аудиальный, визуальный или кинестетический. И если ученик – «кинестетик», учитель не станет применять строгих санкций в отношении ребёнка, который не может усидеть на месте в момент объяснения нового материала. Ведь усвоение информации у кинестетиков неразрывно связано с целостным движением тела и ощущениями. Поэтому в разговоре с ними лучше использовать слова и примеры, связанные с описанием движений и ощущений – прикоснись, почувствуй, возьми, пройдись (по тексту), плавный, бархатный. Речь кинестетиков обычно несколько замедленная, т.к. они мыслят ощущениями, пропуская их через свое тело.

«Визуал» воспринимает информацию в основном зрительно, поэтому ему недостаточно слушать объяснения учителя, необходимо использовать схемы, графики, иллюстрации. Для включения в работу учеников с ведущим визуальным каналом восприятия рекомендуется использовать глаголы, активизирующие его зрительную систему: посмотри, видишь, представь себе и т.п., а также слова, описывающие цвет, форму, размер объекта. Речь визуалов напоминает стрельбу из пулемета. У них высокая скорость реакции, т.к. они мыслят образами.

Ученики с ведущим аудиальным каналом воспринимают информацию в первую очередь «на слух». Активизация этого канала происходит с помощью слов: послушай, услышь, прислушайся. «Аудиалы» отличаются логичностью и рационализмом мышления, их речь размеренна, ритмична и последовательна, как аудиозапись.

Наблюдательный учитель без труда сможет установить, к какому типу относится его ученик. Это даст возможность говорить с каждым учеником на его языке, способствуя более эффективному усвоению информации.

Кроме того, следует знать, какой глаз и какое ухо – ведущее. Это поможет посадить ученика с нужной стороны и на таком расстоянии от своего стола, которое позволит ему получать информацию в полном объёме. Учебная программа в современной школе в большей мере рассчитана на детей с ведущим визуальным каналом, поэтому перед остальными возникает проблема адаптации своего способа восприятия к способу изложения учителя: ребёнок вынужден «переводить» учебный материал на свой язык, что из-за дефицита времени затруднено и может привести к хронической неуспеваемости.

Выявить особенности работы левого и правого полушарий можно с помощью специальной диагностики. В результате диагностики становится понятно, какие упражнения необходимо выполнять, чтобы достичь баланса, то есть слаженной работы все трех каналов восприятия. Эти упражнения называются «гимнастика мозга» и помогают преодолеть первичную задержку в развитии внимания и памяти, улучшить координацию движений, решить проблемы социальной адаптации. По мнению многих специалистов, на сегодняшний день образовательная кинесиология, в основе которой лежит глубокое знание нейрофизиологии и психофизиологии, является наиболее эффективной психокоррекционной методикой.

Однако необходимо предупредить всех, кто захочет освоить эту методику: для начала каждый должен сам с помощью кинесиологии достичь состояния баланса, которое позволит ему полностью раскрыть свои эмоциональные, физические, умственные и духовные возможности. Только тогда человек сможет помочь другим людям достичь гармонии с миром и самим собой.

Галина Резапкина


   
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс ИКС metodkabi.net.ru
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
       Copyright © 2007-2022, Joe