Логин: Пароль:
  
  Сайт психолога-профконсультанта Галины Резапкиной - путеводитель молодёжи в выборе профессии • Регистрация   • Забыли пароль?  

Всякое вмешательство в человеческое поведение чревато вредными последствиями, вне зависимости от того, насколько невинна сама процедура вмешательства.
Шэкит

 

Главная
 
 
 
 
Тема дня
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 


ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
(Г.В. Резапкина, http://psy.1september.ru/articles/2009/19/07)



Занятие 3. "Направленность личности"

Идея будущего - идея ума-разума, созерцающего из сердца, желающего по совести, мыслящего духовно и верующего в Бога - идея древняя, священная, но нами утраченная. Ради осуществления одной этой идеи стоит жить, страдать и трудиться.
И.Павлов, академик, физиолог, лауреат Нобелевской премии

Цели занятия: знакомство с учением о доминанте; уточнение представлений о направленности личности на основе самодиагностики (методика "Я-Другой, Карьера-Дело"), индивидуальные и групповые упражнения по теме занятия.

Домашнее задание. Участники тренинга называют по одному рекламному слогану и стараются определить "мишень" рекламы, то есть потребность, которая ею актуализируется.

  • Может ли реклама заставить человека купить то, в чем нет потребности, прямо или косвенно влияя на волю человека? Создает ли реклама ли новые потребности или только актуализирует скрытые (делает их мотивами)?

Упражнение "Коллективный счет". Участники, сидящие в кругу, должны вслух сосчитать до числа, соответствующего численности группы, следующим образом: каждый может назвать только одно число и только один раз. Если двое называют одновременно одно число, счет начинается сначала до тех пор, пока не смогут досчитать до конца. Договариваться нельзя. Для усложнения упражнения можно попросить участников закрыть глаза. Упражнение направлено на развитие эмпатии и способности чувствовать других.

О доминанте
Один человек хотел узнать, что такое ад и рай. Сначала его привели в комнату, где стоял котел с горячей похлебкой. Голодные люди, вооруженные метровыми деревянными ложками, обжигались и кричали друг на друга, безуспешно пытаясь донести ложки до рта. В другой комнате был точно такой же котел и такие же ложки. Но там все были спокойны и всем довольны, потому что разбились на пары и кормили друг друга.

Наше сознание, как луч прожектора в темноте, выхватывает только то, что для нас актуально в данный момент. Наверное, многие попадали в неловкую ситуацию, когда не можешь запомнить имя человека, которого только что представили. Но если этот человек нам интересен или мы от него зависим, память обычно не подводит. Дело не в памяти, а в направленности внимания.

Учение о доминанте, созданное великим русским физиологом А.А.Ухтомским и раскрывающее пути совершенствования человеческой природы, имеет самое прямое отношение к вопросу профессиональной компетенции в социальной сфере. Наши доминанты - это результат нашей внутренней работы и внешних влияний.

Альтруистическая доминанта в наши дни большая редкость. Но именно она является условием успешной работы врача, воспитателя, учителя, психолога, священника. Доминанта на другом - гарантия семейного благополучия, бесконфликтного сосуществования и профессиональной успешности.

  • Приведите примеры доминанты "на другом".

Часто, формально находясь в диалоге, мы не слышим собеседника, не стараемся понять его точку зрения, а терпеливо ждем своей очереди, реагируя только на то, что резонирует с нашим собственным состоянием, установками, потребностями. Эту тенденцию называют эгоистической доминантой. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с ее проявлениями: поведение автомобилистов в потоке машин, не придержанная перед вашим носом дверь, громкая музыка в ночной тишине, мужчины в вагоне метро, сминающие женщин и детей, чтобы занять свободное место.

  • Приведите примеры других разрушительных доминант.

Человек с эгоистической доминантой воспринимает себя как центр, вокруг которого все должны вращаться. Если каждый будет считать себя центром, крутиться вокруг, то есть обслуживать, будет уже некому. Модель поведения с отчетливой доминантой на "Я", при которой "Другие" - фон, массовка очень напоминает модель поведения раковых клеток, каждая из которых считает себя главной.

Косвенным следствием распространения эгоистической доминанты является резкое падение профессионализма в самых различных сферах, приводящее к судебным и врачебным ошибкам, авариям и техногенным катастрофам. Причиной бед называют "человеческий фактор". Что включает в себя это понятие? Во-первых, это направленность личности и жизненные ценности. Во-вторых, профессиональные знания и умения. В-третьих, профессионально важные качества.

Методика "Я-Другой, Карьера-Дело". Выбирая профессию, человек выбирает образ жизни. Это задание поможет вам уточнить, что для вас сегодня важно, а что - второстепенно. Оцените варианты ответов, поставив в клетках на пересечении номера вопроса и вариантов ответа (а, б, в, г) баллы от нуля за вариант, который вам безразличен до трех баллов за самый значимый для вас. Нельзя ставить одинаковые баллы в одной строчке!

    1. Мне нравится
      а) иметь много свободного времени
      б) добиваться успеха во всех делах
      в) делать подарки своим друзьям
      г) находить красивое решение трудной задачи

    2. Мой девиз

      а) "Работа не волк, в лес не убежит"
      б) "Хочешь жить - умей вертеться"
      в) "Что отдал, то твое"
      г) "Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать"

    3. Лучшая работа для меня - та, которая

      а) не мешает мне жить своей жизнью
      б) дает возможность быстрого продвижения по службе
      в) нужна людям
      г) интересна

    4. Счастье для меня - это

      а) возможность жить в свое удовольствие
      б) высокая должность и хорошая зарплата
      в) благополучие моих друзей и близких
      г) возможность заниматься любимым делом

    а б в г
    1        
    2        
    3        
    4        
    сумма        

    Обработка результатов. Подсчитайте и запишите в нижней строчке сумму баллов по каждому столбцу (а,б,в,г):

      9-12 баллов - ярко выраженная направленность личности;
      5-8 баллов - умеренно выраженная направленность;
      0-4 балла - направленность не выражена.

    а) "Я". Для вас очень важно собственное спокойствие и благополучие. В этом нет ничего страшного, если вы находитесь на содержании богатых родственников. Однако следует помнить, что низкая активность, чрезмерная концентрация на себе и отсутствие потребности в деятельности могут быть признаками утомления или заболевания.

    б) "Карьера". Вероятно, вам близки и понятны законы "рынка". В будущей профессии для вас важна возможность карьерного роста. Жизненный успех в вашем понимании - это высокооплачиваемая должность. Если для вас смысл жизни - карьера, вы рискуете растерять себя и близких в погоне за горизонтом.

    в) "Другой". Вы относитесь к редкому типу людей, для которых интересы и благополучие других людей не менее важны, чем собственные. Ваш выбор говорит о личностной зрелости и душевном здоровье. Чем бы вы не занимались, ваше отношение к людям всегда будет для вас источником энергии и радости жизни.

    г) "Дело". Какую бы деятельность вы не выбрали, вы будете успешным профессионалом. Главное, чтобы ваша профессия не закрывала от вас смысл жизни, не сводимый к работе.

Для наглядности можно построить график направленности личности, отложив на четырех осях суммы набранных баллов и соединив точки линиями. Чем дальше точка от центра, тем ярче выражена направленность личности.

Переоценка ценностей может произойти в любом возрасте благодаря новому опыту, драматическим событиям, судьбоносным встречам. Однако ценности легче всего усваиваются в раннем возрасте при целенаправленном и грамотном педагогическом воздействии.

Опираясь на теорию когнитивного развития Пиаже, Колберг создал теорию морального развития. На ранних стадиях развития морали (предконвенциальный уровень) наши действия мотивированы наказаниями (первая стадия) и наградами (вторая стадия). Нормы морали соблюдаются из эгоистических соображений. Хотя в норме этот уровень соответствует дошкольному возрасту, немало подростков и взрослых людей "застряли" на нем.

  • Приведите примеры предконвенциального уровня морального развития.

Суждения более высокого уровня (конвенциальный уровень) отражаются в действиях, которые мы совершаем в соответствии с ожиданиями других людей (третья стадия) или общепринятыми нормами (четвертая стадия). На этих стадиях человека, главным образом, волнует, как не разочаровать других и не "потерять лицо". Мораль соблюдается из социально-нормативных соображений. Подростки старше 12 лет в норме должны находиться на этом уровне.

  • Приведите примеры конвенциального уровня морального развития.

На следующем, постконвенциальном уровне, человек делает самостоятельный нравственный выбор, исходя из ценностей высшего порядка, ориентируясь на благополучие других людей и общества. Поступки определяются не внешним давлением, а совестью. Колберг считал, что этот уровень достижим после 18 лет.

  • Приведите примеры постконвенциального уровня морального развития.

Для определения уровня морального развития ученый использовал дилеммы, в которых сталкиваются нормы права и морали, а также ценности разного уровня. Смысл методики не столько в ответах, сколько в объяснении мотивов выбора. Рассмотрим самую известную из них:

      Женщина умирает. Спасти ее может лекарство, которое недавно открыл фармацевт, живущий в этом городе. Пользуясь своим положением, он назначил за него очень высокую цену. Муж больной смог собрать только половину необходимой суммы. Фармацевт отказался снизить цену или отсрочить платеж. Тогда муж решил украсть лекарство.
  • Должен ли мужчина украсть лекарство? Почему?
  • Важно ли для людей делать все, что они могут, чтобы спасти жизнь другого? Почему?
      Мужчина украл лекарство и дал его жене. Знакомый офицер полиции вспомнил, что видел мужчину около аптеки, и понял, что это сделал он.
  • Должен ли офицер арестовать подозреваемого? Почему да или нет?
      Офицер арестовал мужчину, и тот вскоре перед судом. Суд присяжных решил, что мужчина виновен. Дело судьи - вынести приговор.
  • Как должен поступить судья? Почему?
  • Должны ли быть наказаны люди, нарушившие закон? Почему?
  • Мужчина сделал то, что подсказала ему совесть. Должен ли нарушитель закона быть наказан, если он действовал не по совести? Почему?

Подобная методика осознания мотивов поведения может быть интересной формой работы с подростками и взрослыми, если ситуации морального выбора будут взяты из реальной жизни, книг и фильмов.

  • Герой фильма "Место встречи изменить нельзя" Глеб Жеглов, руководствуясь принципом "вор должен сидеть в тюрьме", подкидывает кошелек вору-карманнику Кирпичу. Шарапов считает, что методы Жеглова незаконны. На чьей вы стороне?

Секрет формулы "Могу, хочу, надо"

В профориентации десятилетиями используется схема "могу", "хочу", "надо". Мы привычно говорим ученикам, что выбор можно считать правильным при совпадении этих трех "колец". Вроде все правильно. Но на практике "могу", "хочу" и "надо" расползаются друг от друга все дальше - "хочется" одного, "можется" другое, а "надо" - совершенно иное.

  • Почему эта красивая формула работает не всегда? Какие вы можете предложить пути решения данной проблемы? Какое из этих колец наиболее подвижно? Как они связаны между собой и как соотносятся с системой мотивов, потребностей и ценностно-смысловой сферой?

Под "Могу" понимается набор способностей, знаний, умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. В юношеском возрасте они отсутствуют, скрыты или не сформированы. Попытка пересадить на российскую почве систему профессиональных проб, давно и успешно действующую в Японии, закончилась неудачей по банальным причинам отсутствия материальной базы, финансирования и кадрового обеспечения. Хотя кое-где осколки этой системы до сих пор работают и дают результаты благодаря усилиям энтузиастов-одиночек. Возможности проверить свои силы в школьных кружках и секциях существенно ограничены. Профильное обучение в большинстве школ понимают как подготовку к поступлению в вуз, а не как возможность попробовать себя в будущей профессии. Однако даже полный набор необходимых способностей, знаний, умений и навыков не является гарантией счастливого выбора - необходимо желание работать.


Могу давать уроки английского, немецкого, французского. Но не хочу. :)

"Хочу" - самое слабое звено среди трех колец. В основе "хочу" лежат потребности, которые у всех разные, потому что определяется целями и ценностями. Потребности бывают "разумными", т.е. адекватными реальным потребностям человека, и "неразумными", т.е. гипертрофированными, удовлетворение которых отнимает здоровье и укорачивает жизнь.

  • Приведите примеры "разумных" и "неразумных" потребностей.

Потребности регулируют предпосылки для витального выживания, и все же не они являются тем, ради чего мы живём (А.Лэнгле). В основе потребностей лежат пороки или добродетели. Завершите эти логические цепочки, записав последствия указанного поведения:

Телесный уровень Воздержание --> умеренность в еде и питье --> ? Чревоугодие --> обжорство, алкоголизм, наркомания и другие виды зависимостей --> ?
Целомудрие --> чистота, верность --> ? Блуд --> сексуальные излишества и извращения, измена --> ?
Душевный уровень Нестяжание --> великодушие, щедрость, благотворительность --> ? Сребролюбие --> жадность, коррупция, мошенничество, корыстолюбие --> ?
Кротость --> уступчивость, миролюбие, доброжелательность, сочувствие --> ? Гнев --> агрессия, сквернословие, вспыльчивость, раздражительность --> ?
Жизнелюбие --> благодарность, оптимизм, способность радоваться даже мелочам --> ? Уныние --> хроническая усталость, депрессия, разочарование, отчаяние --> ?
Духовный уровень Смирение --> умение прощать, милосердие, скромность, принятие себя и других --> ? Тщеславие --> нарциссизм, карьеризм, зависть к чужим успехам, болезненное самолюбие --> ?
Любовь к людям --> способность к самопожертвованию, великодушие, альтруизм --> ? Гордыня --> крайний эгоцентризм, амбициозность, самоуверенность, жажда власти --> ?

Механизмы самоидентификации тесно связаны с системой ценностей. Смысл воспитания заключается в способности различать добро и зло, развитии добродетелей и преодолении пороков - категорий, универсальных для всех времен и народов.


Семь смертных грехов в сегодняшнем мире: богатство без труда, удовольствие без совести, знания без характера, бизнес без морали, наука без человечности, религия без жертвенности и политика без принципов.
Махатма Ганди

Под "Надо" традиционно понимают требования рынка труда - системы социально-экономических отношений между работниками и работодателями. В их основе - потребности общества, состоящие из потребностей отдельных людей. Есть массовые профессии, требующие большого количества специалистов. Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей, технологов и производителей изделий и продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нужны правоохранительные органы. Среди жизненно необходимых профессий много тяжелых, неприятных и опасных - что произойдет, если не найдется желающих работать в этих сферах?

Особую категорию составляют ученые, изобретатели, люди искусства, представители редких профессий, например, реставратор, летчик-космонавт, криптограф, дегустатор, ювелир, переводчик, психолог. Это - "штучный" товар. Если в эту "нишу" устремляется большое количество людей, возникает конкуренция и безработица - неизбежное следствие рыночных отношений. Но еще более опасное последствие - обесценивание профессии, падание профессиональной компетенции, деградация специалистов.

  • Изобразите пирамиду профессий из 3-4 ярусов, записав в нижнем ярусе примеры самых массовых профессий, а в верхнем - единичные профессии. На каком ярусе находитесь вы?
Амбициозному человеку трудно смириться с тем, что он - не на вершине этой пирамиды. Однако каждый может стать лучшим в своей профессии, делая "горизонтальную карьеру".

Есть виды деятельности, которые при всей их востребованности можно отнести к деструктивным, поскольку они эксплуатируют и разжигают людские пороки и слабости - жадность, похоть, тщеславие - нанося урон душевному и физическому здоровью людей … Обычно в этих отраслях работают люди, живущие по принципу "деньги не пахнут".

На занятии в десятом классе по теме "Предпринимательские способности" вспыхнула дискуссия о допустимости использования любых средств для достижения своих целей. Девушка, которую даже учителя побаивались за ум и категоричность суждений, заявила, что, не раздумывая, сдаст квартиру террористам, если ей будут нужны деньги. Дело было вскоре после трагедии "Норд-Оста", и весь класс притих, ожидая, как отреагирует учитель на явно провокационную реплику.
  • Как бы вы повели себя на месте учителя?

Домашнее задание. Участникам тренинга предлагается смоделировать психологический портрет идеального ученика, студента, работника образовательного учреждения или руководителя образовательного учреждения (по выбору), используя не более десяти характеристик.

Далее:

Занятие 4. "Профессионально важные качества учителя"
Занятие 5. "Профессиональные риски и пути их преодоления"

   
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс ИКС metodkabi.net.ru
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
       Copyright © 2007-2022, Joe