Логин: Пароль:
  
  Время выбирать профессию ! • Регистрация   • Забыли пароль?  

Счастье очень трудно найти в себе и невозможно – в другом месте.
Н.Шамфор

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 
Психологическая служба ГОУ СОШ № 230
 
Старт - Краснодарский методический центр информационно-коммуникационных технологий
 
 


О чем молчала Василиса в рассказе Чехова «Студент»

      Преподавая литературу в течение десяти лет, я ни разу не усомнилась в том, что я делаю. Но год назад меня, уже давно не учителя, а психолога, девятиклассники, которые могли быть детьми моих учеников, попросили объяснить им смысл рассказа Чехова «Студент». Взяла текст, чтобы «освежить» рассказ в памяти, мысленно улыбнулась Ильфу и Петрову («если человек говорит, что ему надо освежить в памяти, значит, он это никогда не читал») и … зачиталась.

Скачать текст рассказа А.П. Чехова "Студент" -- student.zip

Самый любимый и «самый отделанный рассказ» Чехова…Тысячи рецензий отмечают «предельную насыщенность символическими деталями, стройность и строгость композиции, глубоко философское осмысление главных вопросов бытия, концентрацию в пределах одного текста многих основных мотивов прозы Чехова». Что тут непонятного?

И все же… Почувствовали же подростки что-то такое, чему не нашли объяснения на уроке. А нам все понятно в этом рассказе?

В психологии есть такое понятие – слепое пятно. Это очевидные предметы и события, которые человек не воспринимает в силу разных причин – так компьютер «не видит» несовместимые с ним программы. Обнаружение своего «слепого пятна» - вещь довольно болезненная, но совершенно необходимая человеку для личностного и профессионального развития. Боюсь, что при изучении русской литературы в школе эта слепота стала нормой.

Мы привычно называем Чехова «мастером деталей», не задумываясь об их роли, очевидной для его современников. Всего две-три детали, на которые обычно не обращают внимания. Когда дело-то было? В пятницу страстной недели Великого поста. Это сейчас про Великий пост большинство православных знает только, что перед ним – Масленица, а после него – Пасха. А во времена Чехова страстную неделю верующие, независимо от сословий, старались проводить в церкви. Герой рассказа – сын дьяка и студент духовной академии, для которого служба в эти дни – святая обязанность. Если это знать, то строгий вопрос-утверждение к Василисе – «Небось, была на двенадцати евангелиях?» [*] вполне может вызвать немое удивление: «Я-то была…»

А вот студент-семинарист вместо службы был на тяге, то есть на охоте, которая запрещена православным на время поста, а священнослужителям – вообще.

В таком контексте умствования студента приобретают смысл, противоположный тому, который в нем «находят» авторы учебников по литературе и школьных сочинений. Увлеченно пересказывая простым крестьянкам историю отречения Петра, смакуя эти сцены: «воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания…», герой проводит кощунственную параллель между собой и Петром,– как же, у них так много общего – пятница, костер. Добавим: и предательство, которое апостол Петр искупит своими страданиями. А вот искупит ли его студент духовной академии Иван Великопольский, который пока даже не осознает своего отступничества?

Впавший в уныние герой чувствует, что «этот внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие, что самой природе жутко...» Чувствует это и читатель, однако без осмысления причин этой тоски и безысходности рассказ становится только изящной зарисовкой. Чехов ироничен, беспощаден и тонок. Настолько, что это почти не воспринимается. Впрочем, это касается едва ли не всей произведений, изучаемых на уроках литературы.

Галина Резапкина


  Joe : 20 февраля 2009, 10:51:21  
    И все-таки Чехов верит в то, что студент осознал факт своего отступничества. Пусть не умом, а где-то в глубине его души затеплилось то "главное в человеческой жизни и вообще на земле". Иначе он не закончил бы свой рассказ в столь светлых тонах.
    Осознание свого греха и раскаяние рождает веру. По-моему, про это так тонко хотел сказать Чехов - зарождение веры. И женщины, моющие посуду в строгий пост страстной пятницы, и студент, возвращающийся с охоты, - все герои рассказа, глубоко внутренне, интуитивно почувствовали и свою причастность в предательстве Христа.
    Петр \"исшед вон, плакася горько\". Василиса "всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам". Лукерья "покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль". Эта параллель связи евангельского времени с временем настоящим, говорит о том, что человек в своей сущности за прошедшие два тысячелетия ни чем не изменился - остался таким же грешным, но несущим в себе божью искру, которая рано или поздно должна возгореться в нем. Это начало возгорания происходит и в душе студента Ивана - "радость вдруг заволновалась в его душе".
    К этому состоянию радости он шел в течении всего прошедшего дня. Он вспоминал как живут его родители, представлял жизнь предыдущих поколений, все несовершенство и убогость людского сосуществавания. Вопрос, почему человек, казалось бы столь совершенное явление материального мира несчастен в своем физическом воплощении не давал покоя его сознанию.
    Ответ пришел вне сознания, откуда-то из глубины предчувствия. Пришло озарение, что мы являемся в этот мир не случайно, что все поколения до нас и что будут после нас несчастны потому, что не горят тем божественным огнем души, огнем сострадания и духовного совершенствования. И если в начале повествования "наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие", то окончание рассказа буквально светиться "невыразимо сладким ожиданием счастья, неведомого, таинственного счастья", светится утверждением веры Человека в себя, в свое истинное предназначение.
  Ксения : 15 марта 2009, 10:42:07  
    пишут много но не по теме
   Joe : 15 марта 2009, 11:57:41  
    Не по теме чего? - профориентации или рассказа Чехова?


    Добавление комментария

  Ваше имя:

  Введите текст:
  

  Введите код, изображенный на картинке:
  
  

   
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс цитирования сайта metodkabi.net.ru LiveInternet: показано число просмотров и посетителей за 24 часа Наш сайт в каталоге manyweb.ru Интернет-сообщество учителей: материалы для учителя: планирование, рекомендации, презентации. Форум учителей Психология 100 Все новости образования Некоммерческое партнерство Родительский Комитет
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
Copyright © 2007-2017, Joe