Логин: Пароль:
  
  Время выбирать профессию ! • Регистрация   • Забыли пароль?  

Если долго сидеть на берегу реки, ты увидишь проплывающий по ней труп твоего врага.
Китайское изречение.

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 
Психологическая служба ГОУ СОШ № 230
 
Старт - Краснодарский методический центр информационно-коммуникационных технологий
 
 


О чем молчала Василиса в рассказе Чехова «Студент»

      Преподавая литературу в течение десяти лет, я ни разу не усомнилась в том, что я делаю. Но год назад меня, уже давно не учителя, а психолога, девятиклассники, которые могли быть детьми моих учеников, попросили объяснить им смысл рассказа Чехова «Студент». Взяла текст, чтобы «освежить» рассказ в памяти, мысленно улыбнулась Ильфу и Петрову («если человек говорит, что ему надо освежить в памяти, значит, он это никогда не читал») и … зачиталась.

Скачать текст рассказа А.П. Чехова "Студент" -- student.zip

Самый любимый и «самый отделанный рассказ» Чехова…Тысячи рецензий отмечают «предельную насыщенность символическими деталями, стройность и строгость композиции, глубоко философское осмысление главных вопросов бытия, концентрацию в пределах одного текста многих основных мотивов прозы Чехова». Что тут непонятного?

И все же… Почувствовали же подростки что-то такое, чему не нашли объяснения на уроке. А нам все понятно в этом рассказе?

В психологии есть такое понятие – слепое пятно. Это очевидные предметы и события, которые человек не воспринимает в силу разных причин – так компьютер «не видит» несовместимые с ним программы. Обнаружение своего «слепого пятна» - вещь довольно болезненная, но совершенно необходимая человеку для личностного и профессионального развития. Боюсь, что при изучении русской литературы в школе эта слепота стала нормой.

Мы привычно называем Чехова «мастером деталей», не задумываясь об их роли, очевидной для его современников. Всего две-три детали, на которые обычно не обращают внимания. Когда дело-то было? В пятницу страстной недели Великого поста. Это сейчас про Великий пост большинство православных знает только, что перед ним – Масленица, а после него – Пасха. А во времена Чехова страстную неделю верующие, независимо от сословий, старались проводить в церкви. Герой рассказа – сын дьяка и студент духовной академии, для которого служба в эти дни – святая обязанность. Если это знать, то строгий вопрос-утверждение к Василисе – «Небось, была на двенадцати евангелиях?» [*] вполне может вызвать немое удивление: «Я-то была…»

А вот студент-семинарист вместо службы был на тяге, то есть на охоте, которая запрещена православным на время поста, а священнослужителям – вообще.

В таком контексте умствования студента приобретают смысл, противоположный тому, который в нем «находят» авторы учебников по литературе и школьных сочинений. Увлеченно пересказывая простым крестьянкам историю отречения Петра, смакуя эти сцены: «воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания…», герой проводит кощунственную параллель между собой и Петром,– как же, у них так много общего – пятница, костер. Добавим: и предательство, которое апостол Петр искупит своими страданиями. А вот искупит ли его студент духовной академии Иван Великопольский, который пока даже не осознает своего отступничества?

Впавший в уныние герой чувствует, что «этот внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие, что самой природе жутко...» Чувствует это и читатель, однако без осмысления причин этой тоски и безысходности рассказ становится только изящной зарисовкой. Чехов ироничен, беспощаден и тонок. Настолько, что это почти не воспринимается. Впрочем, это касается едва ли не всей произведений, изучаемых на уроках литературы.

Галина Резапкина


  Joe : 20 февраля 2009, 10:51:21  
    И все-таки Чехов верит в то, что студент осознал факт своего отступничества. Пусть не умом, а где-то в глубине его души затеплилось то "главное в человеческой жизни и вообще на земле". Иначе он не закончил бы свой рассказ в столь светлых тонах.
    Осознание свого греха и раскаяние рождает веру. По-моему, про это так тонко хотел сказать Чехов - зарождение веры. И женщины, моющие посуду в строгий пост страстной пятницы, и студент, возвращающийся с охоты, - все герои рассказа, глубоко внутренне, интуитивно почувствовали и свою причастность в предательстве Христа.
    Петр \"исшед вон, плакася горько\". Василиса "всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам". Лукерья "покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль". Эта параллель связи евангельского времени с временем настоящим, говорит о том, что человек в своей сущности за прошедшие два тысячелетия ни чем не изменился - остался таким же грешным, но несущим в себе божью искру, которая рано или поздно должна возгореться в нем. Это начало возгорания происходит и в душе студента Ивана - "радость вдруг заволновалась в его душе".
    К этому состоянию радости он шел в течении всего прошедшего дня. Он вспоминал как живут его родители, представлял жизнь предыдущих поколений, все несовершенство и убогость людского сосуществавания. Вопрос, почему человек, казалось бы столь совершенное явление материального мира несчастен в своем физическом воплощении не давал покоя его сознанию.
    Ответ пришел вне сознания, откуда-то из глубины предчувствия. Пришло озарение, что мы являемся в этот мир не случайно, что все поколения до нас и что будут после нас несчастны потому, что не горят тем божественным огнем души, огнем сострадания и духовного совершенствования. И если в начале повествования "наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие", то окончание рассказа буквально светиться "невыразимо сладким ожиданием счастья, неведомого, таинственного счастья", светится утверждением веры Человека в себя, в свое истинное предназначение.
  Ксения : 15 марта 2009, 10:42:07  
    пишут много но не по теме
   Joe : 15 марта 2009, 11:57:41  
    Не по теме чего? - профориентации или рассказа Чехова?


    Добавление комментария

  Ваше имя:

  Введите текст:
  

  Введите код, изображенный на картинке:
  
  

   
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс цитирования сайта metodkabi.net.ru LiveInternet: показано число просмотров и посетителей за 24 часа Наш сайт в каталоге manyweb.ru Интернет-сообщество учителей: материалы для учителя: планирование, рекомендации, презентации. Форум учителей Психология 100 Все новости образования Некоммерческое партнерство Родительский Комитет
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
Copyright © 2007-2017, Joe