Логин: Пароль:
  
  Время выбирать профессию ! • Регистрация   • Забыли пароль?  

Необходимо четко определить, что подлежит диагностике, а что — нет. Индивидуальные свойства и качества человека — пожалуйста. Что касается личности, то в Декларацию прав человека следовало бы записать пункт о свободе личности от вторжения в ее мир педагогов и психологов.
В.Зинченко

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 
Психологическая служба ГОУ СОШ № 230
 
Старт - Краснодарский методический центр информационно-коммуникационных технологий
 
 


Разруха в головах и душах

Психологическая готовность старшеклассника к выбору профессии во многом зависит от взрослых. Именно в подростковом возрасте складываются новые личностные образования. Если ребенку созданы нормальные условия для его личностного развития, то в подростковом возрасте решение о выборе профессии принимается легко и естественно. Проблемы с выбором профессии – только верхушка айсберга личностных проблем и сигнал внутреннего неблагополучия.

Если же взрослые не занимаются целенаправленным формированием ценностей, потребностей и мотивов выбора профессии детей, то во взрослую жизнь вступает молодой человек, не имеющий жизненных ориентиров. Он не понимает, «что такое хорошо и что такое плохо». Его ценности и установки зависят от внешних факторов. Такой подросток – идеальный объект манипулирования сознанием. Из него можно вылепить послушного потребителя, который автоматически покупает все, что рекламируется, послушного избирателя, который правильно голосует, послушного и свободного от сомнений исполнителя чужой воли.

Искаженные ценности и представления формируют эгоистическую направленность личности, которая проявляется в нереалистичном выборе профессии. Сегодня, когда число и цена профессиональных ошибок растет в геометрической прогресс, проблема правильного и своевременного выбора профессии приобретает особую значимость.

Профориентация в последние двадцать лет была крайне неэффективна. Сегодня мы повторяем те же ошибки: строим дом, начиная с крыши – без фундамента и стен, в лучшем случае используя три подпорки – «могу», «хочу», «надо». Но завораживающая логика трех колец почему-то не срабатывает. Хочется одного, «можется» другое, а надо – третье…

Фундамент – это заложенные в семье и развитые в школе качества, отличающие хорошего человека и хорошего профессионала. Они известны всем. Это доброта, честность, ответственность… Мы часто слышим: «Хороший человек – это не профессия». На мой взгляд, это – основа профессионализма. Профессиональная компетентность, о которой сегодня не пишет только ленивый, не сводится к арифметической сумме профессионально важных качеств, знаний, навыков и умений. Каждого из нас согревает память о встречах с настоящими учителями, строителями, врачами, руководителями. Их всегда было немного. А сегодняшним подросткам вообще достались крохи. Можно ли требовать от молодых людей добросовестного отношения к своей работе, если вокруг так мало примеров? Если еще двадцать лет назад зависимость заработка от личных усилий отмечали только 7% взрослого населения – остальные считали главными путями к успеху деньги, связи, спекуляцию и мошенничество.

Как справедливо заметил профессор Преображенский, разруха начинается в головах. Если мы хотим перемен, прежде всего мы должны измениться сами. А уже затем создать технологию профессионального самоопределения, не сводимую к формированию традиционных «знаний, умений, навыков» в приложении к задачам выбора профиля обучения и подготовки к профессиональной деятельности, а раскрывающую жизненные ценности и смыслы, лежащие за ее пределами.

Сегодня влияние телевидения, музыки, кино, молодежных СМИ на воспитание личности подростка выше, чем влияние семьи и школы, вместе взятых. Можно сколько угодно возмущаться этим фактом, но от этого дети не перестанут слушать «свою» музыку и подражать своим кумирам.

Создание конкурентоспособного в глазах подростков интеллектуального продукта, способного переориентировать их внимание на ценности и модели поведения, отличные от насаждаемых сегодня – государственная задача, требующая общих усилий работников образования и культуры, политиков и общественных деятелей.

Есть большие сомнения о том, смогут ли эти люди в обозримом будущем договориться. Я не знаю, чего больше в спорах о том, должна ли школа воспитывать мировоззрение – лукавства или наивности. Одни понимают, что «нужное» мировоззрение формируется уже давно и целенаправленно, и его плоды мы уже пожинаем, другие с умным видом решают, каким оно должно быть, как будто цивилизация создается здесь и теперь, как будто у человечества за спиной не было многовекового духовного опыта, хранимого всеми мировыми религиями…

Самый простейший предмет невозможно сделать, не имея в голове его мало-мальски внятного образа. А тут – личность... Когда учителя и школьные психологи на семинарах моделируют образ идеального выпускника будущего, хочется бежать сломя голову из города, населенного «мобильными, коммуникабельными, обучаемыми, хорошо адаптируемыми» монстрами без совести, чести и способности любить или хотя бы уважать кого-то, кроме себя самого.

Галина Резапкина



    Добавление комментария

  Ваше имя:

  Введите текст:
  

  Введите код, изображенный на картинке:
  
  

   
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс цитирования сайта metodkabi.net.ru LiveInternet: показано число просмотров и посетителей за 24 часа Наш сайт в каталоге manyweb.ru Интернет-сообщество учителей: материалы для учителя: планирование, рекомендации, презентации. Форум учителей Психология 100 Все новости образования Некоммерческое партнерство Родительский Комитет
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
Copyright © 2007-2017, Joe