Реально оценивая результаты десятилетнего пребывания миллионов детей в школе, надо признать, что большинство выпускников не имеет четких представлений о себе и своем месте в жизни. Современная школа в лучшем случае дает сумму знаний, необходимых для поступления в вуз. Делаются попытки задать некие параметры личности - мобильность, коммуникабельность, амбициозность, креативность - но развитие этих качеств при отсутствии правильного мировоззрения несет больше вреда, чем пользы.
Задачи профессионального самоопределения решаемы в рамках аксиологического подхода, который рассматривает человека как высшую цель и ценность общественного развития. Программы профессионального самоопределения, основанные на данном подходе, способствуют профессиональному и личностному развитию подростка. Они частично заполняют воспитательный вакуум, помогая молодым людям найти ответы на ключевые вопросы "что такое хорошо и что такое плохо", "иметь или быть", "быть или казаться", "для чего люди работают", "что для меня главное в жизни".
Однако правильные подходы и технологии не работают, если противоречат картине мира самого преподавателя. Дети остро чувствуют фальшь, и даже внутреннее несогласие взрослого с авторской позицией отзовется диссонансом. Учитель, который на уроке или классном часе говорит о "значимости рабочих профессий" и "почетной обязанности защищать родину", а на перемене пугает ребят учебой в СПТУ, работой на заводе или службой в армии, наносит невосполнимый урон душам подростков.
Тренинг развития профессионального самосознания способствует общему пониманию своих профессиональных задач хотя бы в рамках одного образовательного учреждения, без которого профессиональная ориентация превращается в свою противоположность - профессиональную дезориентацию.
Тренинг предназначен для педагогов и психологов образовательных учреждений, готовых к систематической и целенаправленной профориентационной работе со школьниками. В его основе - опыт семинаров для педагогов и психологов Москвы и Московской области, проводимых в рамках сотрудничества с Академией социального управления, Московским институтом открытого образования и Педагогическим университетом "Первое сентября".
Тренинг состоит из пяти трехчасовых занятий по темам "Приоритеты и ценности", "Мотивы и потребности", "Направленность личности", "Профессионально важные качества учителя", "Профессиональные риски и пути их преодоления".
Основные принципы тренинга - практическая направленность с опорой на современные научные представления, метафоричность, баланс комфорта и дискомфорта участников. Вести тренинг могут квалифицированные психологи, имеющие опыт тренинговой работы со специалистами образовательных учреждений.
Как самый лучший инструмент бесполезен, если не опасен, в руках неумелого хирурга, так и психолого-педагогические приемы невозможно освоить по книгам и учебникам, если у самого специалиста не сформировано профессиональное самосознание.
Тренинг развития профессионального самосознания - не попытка изменить мировоззрение сформировавшихся педагогов и психологов, а поиск единомышленников, способных принять идеи и использовать возможности, заложенные в программах профессионального самоопределения, представленных в пособии. Вопросы развития профессионально важных качеств учителя и профилактики эмоционального выгорания, осознания собственных приоритетов и ценностей, мотивов и потребностей рассматриваются в ходе тренинга в непривычных для большинства школьных специалистов ценностно-смысловых аспектах. Но, как остроумно заметил Марк Твен, "если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак, что пора меняться".