Логин: Пароль:
  
  Время выбирать профессию ! • Регистрация   • Забыли пароль?  

Если долго сидеть на берегу реки, ты увидишь проплывающий по ней труп твоего врага.
Китайское изречение.

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 
Психологическая служба ГОУ СОШ № 230
 
Старт - Краснодарский методический центр информационно-коммуникационных технологий
 
 


Г.В. Резапкина. Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов
«ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ»

План занятий по программе «Психология и выбор профессии»

I четверть. Что я знаю о своих возможностях

1 урок. Самооценка и уровень притязаний.
2 урок. Темперамент и профессия. Определение темперамента.
3 урок. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.
4 урок. Что такое стресс.
5 урок. Определения типа мышления.
6 урок. Внимание и память.
7 урок. Уровень внутренней свободы.
8 урок. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях».
3 урок. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

    В здоровом организме существует равновесие между возбуждением и сдерживанием; человек ощущает себя свободным в выражении своих чувств и импульсов, но он настолько владеет собой, что может выражать их достойным и уместным способом.

    А.Лоуэн

Разум позволяет человечеству решить многие проблемы выживания. Однако в отношениях с другими людьми мы чаще слушаем эмоции, чем разум. Наши чувства и эмоции – это выражение нашего отношения к людям, событиям, явлениям. Наряду со способностью человека чувствовать, природа наделила его способностью эти чувства выражать. Слово – универсальный способ самовыражения. Просто не все умеют им пользоваться.

  • На пустынной дороге у автомобиля спустило колесо. Домкрата с собой не оказалось. Но водитель вспомнил, что только что проехал мимо станции техобслуживания, и решил отправиться туда. Пока ехал, рассуждал: «Других станций поблизости нет. Значит, я полностью завишу от хозяина. Он может содрать с меня три шкуры за этот проклятый домкрат! Как не стыдно наживаться на чужой беде!» В ярости водитель подошел к станции и в ответ на приветствие владельца заорал: «Да подавись ты своим домкратом!»

Другой способ выражения чувств и эмоций – это мимика. Дети, независимо от их культурной и национальной принадлежности, различают смех на лице другого человека еще до 3 лет, боль – только в 5-6 лет, гнев - в с 7 лет, страх и ужас - с 9-10, удивление - в 11 лет. Презрение начинают узнавать к 14 годам.

    Задание №1. Мимика.
Нарисуйте в кружочках лица, выражающие радость, обиду, гнев, страх, удивление.

  • Кстати, не только люди выражают свои эмоции с помощью мимики. Известно, что дрессировщикам в цирке проще работать со львами, чем с медведями. Почему? Львы живут прайдами, то есть семьями. Они постоянно общаются со своими сородичами. Поэтому их эмоции написаны у них на морде.
  • Медведь живет один. Общаться ему не с кем. Поэтому мимика у медведей практически отсутствует, и дрессировщику трудно понять, что у медведя на уме.

    Задание №2. «Угадай эмоцию».
К доске вызывается пятерка ребят, которым раздаются листочки с названиями эмоций: «радость», «обида», «гнев», «страх», «удивление». Ребята должны изобразить эти эмоции, а остальные – угадать, что было задано.

    Задание №3.
Запишите в левую колонку чувства и эмоции, которые мешают человеку жить, делая его несчастным, а в правую – те, которые помогают жить в согласии с собой и другими людьми:

ЧТО ДЕЛАЕТ НЕСЧАСТНЫМ ЧТО ДЕЛАЕТ СЧАСТЛИВЫМ

  • Ненависть
  • Гнев
  • Зависть
  • Жадность
  • Обидчивость
  • Подозрительность
  • Тщеславие
     

  • Любовь
  • Доброта
  • Великодушие
  • Щедрость
  • Способность прощать
  • Доверчивость
  • Скромность
     

Подчеркните чувства и эмоции, которые вы испытываете по отношению к людям. Зачеркните чувства и эмоции, которые мешают вам общаться с людьми.

(On-line тест по данной методике находится здесь).

Каждый оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прочитайте следующие утверждения. Если вы реагируете похожим образом, обведите в бланке номер вопроса:

Физическая агрессия (Ф) 1 9 17 25 33
Косвенная агрессия (К) 2 10 18 26 34
Раздражительность (Р) 3 11 19 27 35
Негативизм (Н) 4 12 20 28 36
Обидчивость (О) 5 13 21 29 37
Подозрительность (П) 6 14 22 30 38
Вербальная агрессия (В) 7 15 23 31 39
Чувство вины (Ч) 8 16 24 32 40

    1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
    2. Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет
    3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
    4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
    5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
    6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
    7. Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны.
    8. Если я кого-то обманываю, то испытываю угрызения совести.
    9. Мне не раз приходилось драться.
    10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
    11. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
    12. Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся.
    13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
    14. Я думаю, что многие люди не любят меня.
    15. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
    16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
    17. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
    18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
    19. Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка.
    20. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю наперекор.
    21. Есть люди, к которым я испытываю настоящую ненависть.
    22. Многие люди мне завидуют. 
    23. Если я злюсь, я могу выругаться.
    24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
    25. Если не понимают слов, я применяю силу.
    26. Иногда я хватаю первый попавшийся предмет и ломаю его.
    27. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
    28. Если со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
    29. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
    30. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
    31. Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю.
    32. Я мало помогаю своим родителям.
    33. На удар я отвечаю ударом.
    34. В споре я часто повышаю голос.
    35. Я раздражаюсь из-за мелочей.
    36. Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место.
    37. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
    38. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
    39. Я могу угрожать, хотя и не хочу приводить угрозы в исполнение.
    40. Я часто совершаю поступки, о которых потом жалею.
    


     
     |
    5+
     |
    4+
     |
    3+----------------------------------------------------
     |
    2+
     |
    1+ 
     |
     |_____|_____|_____|_____|_____|_____|_____|_____|____
           Ф     К     Р     Н     О     П     В     Ч
      
    

Подсчитайте число обведенных номеров в каждой строчке. Отметьте на графике семь точек, каждая из которых соответствует разным формам проявления агрессии, и соедините их.

Пунктиром обозначен средний уровень проявления этих эмоций, обычный для большинства людей. Люди с повышенным уровнем агрессии провоцируют вокруг себя конфликты. Если ваши точки на графике расположены выше средней линии, можно говорить о выраженности следующих форм агрессии:

Физическая агрессия - вы склонны к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, ваш образ жизни и личностные особенности мешают вам искать более эффективные методы взаимодействия. Вы рискуете нарваться на ответную агрессию.

Косвенная агрессия - конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель, посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.

Раздражение - плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать вас изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется - см. "физическая и косвенная агрессия".

Негативизм - реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице "выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой".

Обидчивость - готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь.

Подозрительность - готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних проявлениях может быть симптомом нездоровья.

Вербальная агрессия - за словом в карман вы не полезете. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает.

Чувство вины - вы никого не ударили, ничего не разбили, ни на кого не накричали. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто вы в чем-то виноваты? Если вы чувствуете себя в ответе за свои эмоции, значит, способны ими управлять.

Тест основан на самооценке. Его точность зависит от вашей откровенности. Если у вас повышенный уровень агрессии, прежде всего, надо об этом знать. Возможно, ваша энергия и пробивные способности помогают вам в достижении своих целей. Но задумайтесь, какую цену вы платите за свои победы. Довольны своими отношениями с другими людьми? Агрессивный стиль поведения разрушает отношения между людьми и провоцирует конфликты. Ваша агрессивность – ваше личное дело, если вы по своей или чужой воле изолированы от всех людей. Вам необходимо учиться контролировать свои эмоции. Если это трудно, попробуйте направить их в мирное русло – спорт, творчество.

Ученые выделяют три основных типа агрессивного поведения:

1. Природная, врожденная агрессивность.
2. Спровоцированная агрессия как реакция на внешние причины.
3. Агрессия как результат воспитания.

Людям, которые не умеют управлять своими эмоциями, не следует выбирать профессии, связанные с общением, обслуживанием, воспитанием, обучением – то есть все профессии, связанные с людьми. Даже обращение с животными требует умения контролировать себя, сдерживать гнев и раздражение. Низкие значения по этому тесту (точки расположены ниже пунктирной линии) свидетельствуют о вашей деликатности, уступчивости и бесконфликтности. Однако вам может не хватать упорства в достижении своих целей и отстаивании своей позиции.

Уровень эмоциональности индивидуален – от эмоциональной холодности до сверхчувствительности, при которой легко передаются эмоции собеседника:

  • Полисмен увидел человека, который собирался прыгнуть с моста. «Проблемы с деньгами?», - спросил полицейский. «Нет». «Проблемы в семье?» Тот снова покачал головой. «Тогда в чем же дело?» «Меня волнуют мировые проблемы», - ответил самоубийца. «Послушай, все не так уж плохо, давай прогуляемся по мосту и все обсудим», – сказал полисмен. Они около часа бродили взад и вперед, обсуждая мировые проблемы. Потом прыгнули оба.

Эмоции, как любая инфекция, легче всего распространяются при большом скоплении народа. Недовольный, раздражительный, агрессивный человек способен принести больше вреда, чем больной заразной болезнью. Очень часто в толпе вспыхивают ссоры, переходящие в драки. Поводом для инцидента может быть нечаянный толчок, язвительное замечание, даже неодобрительный взгляд. А причина в том, что окружающие «настроены» на ту же волну, что и возмутитель спокойствия, и поэтому заводятся с полуоборота, делая наблюдателей – соучастниками.

    Задание №5. Вопросы на понимание темы урока.
1. Охарактеризуйте человека, которому принадлежат эти слова.

«Я очень силен в спорах. Спросите у любого из моих оставшихся друзей. Я могу одержать верх в споре на любую тему, против любого оппонента. Люди это знают и сторонятся меня на вечеринках. Часто, в знак большого уважения, они меня даже не приглашают».

2. Согласны ли вы с этим высказыванием? Письменно обоснуйте свою точку зрения, используя известные вам примеры из мировой истории и личного опыта.

«Эмоции не только играют роль важнейших факторов в жизни отдельной личности, но они вообще самые могущественные из известных нам природных сил. Каждая страница истории – как целых народов, так и отдельных лиц – доказывает их непреодолимую власть. Бури страстей погубили больше человеческих жизней, опустошили больше стран, чем ураганы. Их поток разрушил больше городов, чем наводнения». К.Г. Ланге.

4 урок. Что такое стресс.


   
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс цитирования сайта metodkabi.net.ru LiveInternet: показано число просмотров и посетителей за 24 часа Наш сайт в каталоге manyweb.ru Интернет-сообщество учителей: материалы для учителя: планирование, рекомендации, презентации. Форум учителей Психология 100 Все новости образования Некоммерческое партнерство Родительский Комитет
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
Copyright © 2007-2017, Joe