Логин: Пароль:
  
  Время выбирать профессию ! • Регистрация   • Забыли пароль?  

Ничего не делайте под воздействием гнева, раздражения или зависти.
Александр Невский

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 
Психологическая служба ГОУ СОШ № 230
 
Старт - Краснодарский методический центр информационно-коммуникационных технологий
 
 


Г.В. Резапкина
«Профанный» гуманизм

В этом году школы впервые выпустили молодых людей, родившиеся не в Советском Союзе, а в России. Новое поколение выросло на принципах гуманистической парадигмы образования. Хотя, если вдуматься, словосочетания гуманистический подход в образовании, гуманистическая психология – чистая тавтология: не собак дрессируем!

Именно потому, что результаты в сфере образования носят отсроченный характер, необходимо отслеживать хотя бы промежуточные итоги, анализировать успехи и неудачи.

Наверное, в стране нет ни одной школы, которая бы не заявляла о гуманистических подходах в образовании. Любой учитель знает, что надо «принимать ученика таким, какой он есть», «повышать ему самооценку», что не надо никого ни с кем сравнивать и оценивать. Что стоит за этим штампами психологии образования?

Принимать другого таким, какой он есть. Человек с момента рождения несет в себе семена добра и зла. Поэтому цель воспитания и самовоспитания – развитие доброго начала и борьба со злым, умения видеть сквозь слабости и продираться сквозь них к истине и добру.

Повышать самооценку. Самооценка имеет ряд измерений: она может быть реалистичной или искаженной, высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Широко известная формула Джеймса завораживает своей красотой. Только в ней слишком много неизвестных.

САМООЦЕНКА = УСПЕХ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

Если задача – повышение самооценки, то она решается двумя способами: 1) увеличение успеха; 2) уменьшение уровня притязаний. Работа с «успехом» и «притязанием» предполагает какое-то мало-мальски общее понимание этих понятий, что проблематично.

Если задача – повышение «личной успешности», способов ее достижения тоже два: повышение самооценки и повышение уровня притязаний. Кстати, в практической психологии образования эти понятия нередко воспринимаются как синонимы.

Призыв мудрого Карлейля «Сведи свои притязания к нулю, и целый мир будет у ног твоих» в этом контексте как-то не убеждает: «Ну сведу, а успех-то понизится…»

Уровень притязаний личности — понятие, введенное К.Левиным для обозначения стремления человека к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям.

Высокий уровень притязания, который в последние годы старательно возводится в ранг добродетели (любимое прилагательное наших политиков «амбициозный») пропорционален успеху и обратно пропорционален самооценке:

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ = УСПЕХ / САМООЦЕНКА

Чтобы окончательно запутаться, можно вспомнить разницу между отечественным подходом, классифицирующем самооценку как завышенную, адекватную и заниженную, правда, при этом не уточняется, чему она адекватна и по сравнению с чем занижена-завышена, и западным, берущим начало в Я-концепции Р.Бернса (негативная-позитивная-неустойчивая).

Это – теории. Практика – лавинообразный рост числа молодых людей с нереалистично завышенным уровнем притязаний. Последствие этого «нового мышления» уже сказываются во всех сферах жизни.

Не сравнивать и не оценивать. В контексте «принятия» и «повышения самооценки» приводит к грубому искажению образа Я в сторону необоснованного преувеличения своих достоинств: «Я красивый, я сильный, я мудрый, я добрый. И все это открыл я» (С.Е. Лец).

Это только самые известные стереотипы, укоренившиеся в современной психологии образования. К счастью, традиционная школа относится к ним с недоверием, интуитивно чувствуя какой-то подвох.

Идеолог гуманизма П. Куртц в книге «Мужество стать» пишет: «Не вступаем ли мы в бездонную трясину, где под гуманизмом каждый может понимать все, что ему заблагорассудится — справедливость, демократию, социализм или либерализм, — и не способен ли этот термин растягиваться, подобно эластичным носкам, по мерке каждого? Мало кто в прошлом согласился бы считаться антигуманным». С. Хук дает такое определение гуманиста: «Сегодняшний гуманист — тот, кто полагается на возможности разума в деле защиты, расширения и возрастания сферы человеческой свободы в мире». В этом понимании каждый, кто хочет уменьшить людские страдания или способствовать общему благосостоянию, миру или терпимости, должен именоваться «гуманистом».

Русский философ С. Франк еще в 1945 году увидел основное противоречие гуманизма: вера в прогресс, т. е. в предопределенное совершенствование человека, и вера в осуществимость на земле полноты правды и добра (утопизм). В основе же этих двух вер лежит вера в достоинство человека и его высокое назначение на земле.

Франк пишет, что происхождение веры в достоинство человека вызвано одним недоразумением. По существу эта вера имеет христианское происхождение и связана с ветхозаветным представлением о человеке как «образе и подобии Божием». Именно это представление является основанием веры в человека как высшее существо. Однако этот источник веры в человека оказался вытесненным, и гуманизм Нового времени возник как оппозиция христианскому мировоззрению. Чувство веры в самого себя и свое великое назначение на земле, охватившее человека с начала эпохи Нового времени, превратилось в сочетание религиозного неверия, натурализма и материализма — в то, что С. Франк назвал «профанным» гуманизмом.

Его противоречие в том, что оптимистическая вера в торжество разума и добра сочетаются с пониманием человека как части природы, подчиненной ее слепым силам. Уже французские материалисты XVIII века делали из этого вывод, несовместимый с верой в человека. Они утверждали, что главным мотивом человеческого поведения является эгоизм.

Разрушительный удар по представлениям, на которые объективно могла опираться вера в высшее предназначение человека, нанес психоанализ – как выяснилось, человеческой жизнью управляет не разум, не дух и не совесть, а темное подсознание. Являясь продуктом слепых животных сил природы, человек призван осуществить на земле царство добра, разума и справедливости. «Человек есть обезьяна и потому должен полагать душу свою за ближнего», – иронизировал над этим противоречием русский философ В. Соловьев.

Гуманизм в своем начале — учение, которому европейское человечество обязано лучшими своими достижениями — отменой рабства, политической свободой и гарантиями неприкосновенности личности, социальными и гуманитарными реформами — оказался в тупике. Однако европейская мысль продолжала слепо утверждать веру в человека, все объективные основания которой уже были разрушены. Это противоречивое состояние не могло длиться долго. Во второй половине XIX века нигилистическая теория Штирнера стала первой атакой на гуманизм. Немецкий философ смело и цинично утверждал естественное право человека отвергать всякое служение высшим идеалам в соответствии с его природой.

Традицию оптимистической веры в прогресс — один из двух основных мотивов гуманизма – продолжает марксизм. Вера в близкое и предопределенное торжество разума и добра в человеческой жизни причудливо переплетается с признанием основным фактором истории классовой борьбы, ненависти между богатыми и бедными.

Итог внутреннего крушения гуманизма подводит Ф.Ницше своей формулой «человек есть нечто, что должно быть преодолено». Требование «преодоления человека» означает его низвержение и прославление сверхчеловека как животного высшей породы.

Марксизм и ницшеанство сходились в том, что для достижения высшего состояния человечества могут быть использованы низшие, животных начала человека. Произошел известный в психологии феномен смещения. Злые темные средства, которые разрешалось применять для осуществления идей добра и правды, оказались самоцелью. Эту новую извращенную веру С. Франк назвал демоническим утопизмом, смысл которого – разрушение основ мирового бытия и строительство нового мира любыми силами, которые почему-то оказываются силами зла. Демонический утопизм — вариант логического развития гуманизма.

Франк показывает, что гуманизм как вера в человека, лишенная религиозного или метафизического основания и основанная на подмене веры в объективные, абсолютные ценности служением ценностям субъективно-человеческим, таит в себе разрушительный мотив.

Сочетание здравого смысла с голосом совести, не опирающееся на прочное основание, Франк назвал скорбным неверием. Скорбное неверие отвергает всякое доверие к силам, управляющим реальностью, и утверждает обреченность человека. В отличие от циничного неверия, скорбное неверие есть горькое сознание фактической власти тьмы в мире.

В противовес этой точки зрения психологи гуманистического направления — Э. Фромм, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл подчеркивают, что каждый человек способен осознавать свой жизненный опыт, принимать решения и нести за них ответственность. Они учат человека принимать чувства страха, одиночества, агрессии, находя опору в самом себе. Похоже, они верили, что барон Мюнхгаузен смог вытащить себя из трясины за волосы.

В основе их оптимизма – вера в способность человека разумно управлять собственной судьбой и достигать счастья и смысла жизни в пределах земного существования. Звучит очень красиво. Но почему тогда «здесь и теперь» лавинообразно растут насилие, страдание, утрата смысла жизни?

Легкость усвоения этой идеологии вполне объяснима: она играет на человеческой слабости – всепоглощающей и всепрощающей любви к самому себе. Психология профанного гуманизма эксплуатирует легко усваиваемую идею принятия себя, даже если в тебе куча пороков. Осознание своих недостатков и слабостей – это граница, за которую мало кто рискует выйти. Там, где должна начаться настоящая духовная работа по их преодолению, начинается работа по их адаптации и использованию.

Эта модель с отчетливой доминантой на «Я», при которой «Другие» – фон, массовка, очень напоминает модель поведения раковых клеток, каждая из которых считает себя главной.

Галина Резапкина, Июнь 2008

Литература
   1. Веселова Е., Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности, СПб, 2002.
   2. Франк С., Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии, М., 1998.


   Яна : 27 августа 2010, 06:49:57  
    Сплошные передергивания. Как в СССР...
   Леонид : 6 февраля 2015, 20:53:36  
    Совершенно справедливая статья. Когда массами овладевает идея - не понятая, не прочувствованная, принятая на веру без понимания, т.е. профанированная, там то к обществу незаметно подкрадывается ...


    Добавление комментария

  Ваше имя:

  Введите текст:
  

  Введите код, изображенный на картинке:
  
  

   
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс цитирования сайта metodkabi.net.ru LiveInternet: показано число просмотров и посетителей за 24 часа Наш сайт в каталоге manyweb.ru Интернет-сообщество учителей: материалы для учителя: планирование, рекомендации, презентации. Форум учителей Психология 100 Все новости образования Некоммерческое партнерство Родительский Комитет
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
Copyright © 2007-2017, Joe