Логин: Пароль:
  
  Сайт психолога-профконсультанта Галины Резапкиной - путеводитель молодёжи в выборе профессии • Регистрация   • Забыли пароль?  

Всякое вмешательство в человеческое поведение чревато вредными последствиями, вне зависимости от того, насколько невинна сама процедура вмешательства.
Шэкит

 

Главная
 
 
 
 
Тема дня
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 



Г.В. Резапкина
Уроки самоопределения
(система классных часов для учащихся 5-9 классов)

От автора

Выбор профессии – такой же естественный этап развития каждого человека, как первые шаги и первые слова. Это – в том случае, если ребенок развивается нормально, окружен любовью и заботой. Психологическая готовность старшеклассника к выбору профессии во многом зависит от взрослых. Если ребенку созданы нормальные условия для его личностного развития, то в подростковом возрасте решение о выборе профессии принимается легко и естественно. Проблемы с выбором профессии - только верхушка айсберга личностных проблем и сигнал внутреннего неблагополучия.

Смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов, осознание требований профессии к человеку, степени сформированности профессионально важных качеств. Они формируются только на основе личностных качеств и жизненных ценностей. Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.

Задача школы – воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.

Школа может направить свои усилия на отбор, селекцию «перспективных» детей, зарабатывая «очки» на медалистах и стремясь к 100% поступлению выпускников в ВУЗы. Или – на развитие способностей, трудовой мотивации и формирование жизненных ценностей своих учеников. Первый вариант – это накатанная дорога, по которой отечественная школа ведет несколько поколений учеников. Чем-то этот подход сродни спартанскому отношению к слабым и увечным.

Второй путь требует осознанной и слаженной работы всех участников образовательного процесса, хороших программ и учебников, компетентных специалистов в области профильного обучения и предпрофильной подготовки…

Среди традиционных форм профориентационной работы можно назвать уроки, факультативные занятия, групповые и индивидуальные консультации. Общими проблемами для всех перечисленных форм является отсутствие полноценного методического обеспечения и квалифицированных специалистов.

Наименее разработанной формой профильной ориентации школьников является внеклассная работа. Между тем никто так хорошо не знает своих учеников, никто так не заинтересован в решении их проблем, так классный руководитель. По мнению Е.А. Климова, «учитель наиболее непосредственно и действенно сталкивается с явлениями индивидуального профессионального самоопределения школьника» (Климов Е.А., Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации, М., 1983).

«Уроки самоопределения» - это система классных часов для учащихся 5-9 классов, направленных на изучение школьниками своих личностных особенностей в целях формирования реалистичной самооценки, знакомство с миром профессий, требованиями регионального рынка труда и образовательных слуг, правилами выбора профессии и планирования карьеры. Важной частью этих занятий является самодиагностика с использованием простых и надежных методик, ролевых игр, проблемно-поисковых задач.

Цель работы – формирование устойчивой потребности в саморазвитии и социально-профессиональной самореализации на основе самопознания, самоконтроля, самообразования и самовоспитания.

Система занятий выстроена таким образом, что в каждом классе с учетом возрастных особенностей учащихся последовательно развиваются восемь важнейших тем, связанных с личностным и профессиональным самоопределением: формирование реалистичной самооценки; направленность личности; развитие эмоциональной сферы; диагностика особенностей интеллектуальной сферы в целях выявления склонностей к разным видам деятельности; уточнение профессиональных интересов и склонностей; знакомство и миром профессий и правилами планирования профессиональной карьеры.

Самым очевидным результатом работы является более осознанный выбор профессии и профиля обучения. Однако ее смысл выходит за рамки утилитарных задач, поставленные в Концепции профильного обучения. Убеждена, что классные руководители, взявшие за основу сценарии этих классных часов, увидят и разовьют заложенные в них возможности.

5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
I. Самооценка
Образ «Я» и самооценка Самооценка и уровень притязаний Успех и уровень притязаний Формула успеха Я – реальный, я – идеальный
II. Направленность личности
Что такое хорошо и что такое плохо Мои недостатки и достоинства Свобода и ответственность Ролевая игра «Акулы и дельфины» Мотивы выбора профессии
III. Эмоционально-волевая сфера
Я управляю стрессом Я чувствую, значит, существую Поведение в конфликтах Эмоциональный интеллект Стиль общения
IV. Мыслительные способности
Память и внимание Тип мышления Интеллектуальный потенциал Интеллектуальная подвижность Эрудиция
V. Интересы и склонности в выборе профессии
Профессиональные интересы Профессиональные склонности Определение типа будущей профессии «Профиль» Профессиональный тип личности
VI. Способности и профессиональная пригодность
Задатки и склонности Мыслитель или художник? Технические способности Человеческий фактор Профессия и здоровье
VII. Профессия и карьера
Что я знаю о профессиях Формула профессии Признаки профессии «Оптимисты и скептики» Современный рынок труда
VIII. Стратегия выбора профессии
Азы правильного выбора Ошибки в выборе профессии Планирование профессионального будущего Слагаемые профессионального успеха Пути получения профессии


   
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс ИКС metodkabi.net.ru
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
       Copyright © 2007-2022, Joe