Логин: Пароль:
  
  Время выбирать профессию ! • Регистрация   • Забыли пароль?  

Умеющий быть воином не ведает воинственности, умеющий сражаться – не бывает гневен, умеющий одерживать победу над противником – никогда с ним не вступает в схватку, умеющий использовать людей становится их слугой. Это называется добродетелью отказа от соперничества.

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 
Психологическая служба ГОУ СОШ № 230
 
Старт - Краснодарский методический центр информационно-коммуникационных технологий
 
 


Г.В. Резапкина
Уроки самоопределения
(система классных часов для учащихся 5-9 классов)

От автора

Выбор профессии – такой же естественный этап развития каждого человека, как первые шаги и первые слова. Это – в том случае, если ребенок развивается нормально, окружен любовью и заботой. Психологическая готовность старшеклассника к выбору профессии во многом зависит от взрослых. Если ребенку созданы нормальные условия для его личностного развития, то в подростковом возрасте решение о выборе профессии принимается легко и естественно. Проблемы с выбором профессии - только верхушка айсберга личностных проблем и сигнал внутреннего неблагополучия.

Смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов, осознание требований профессии к человеку, степени сформированности профессионально важных качеств. Они формируются только на основе личностных качеств и жизненных ценностей. Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.

Задача школы – воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.

Школа может направить свои усилия на отбор, селекцию «перспективных» детей, зарабатывая «очки» на медалистах и стремясь к 100% поступлению выпускников в ВУЗы. Или – на развитие способностей, трудовой мотивации и формирование жизненных ценностей своих учеников. Первый вариант – это накатанная дорога, по которой отечественная школа ведет несколько поколений учеников. Чем-то этот подход сродни спартанскому отношению к слабым и увечным.

Второй путь требует осознанной и слаженной работы всех участников образовательного процесса, хороших программ и учебников, компетентных специалистов в области профильного обучения и предпрофильной подготовки…

Среди традиционных форм профориентационной работы можно назвать уроки, факультативные занятия, групповые и индивидуальные консультации. Общими проблемами для всех перечисленных форм является отсутствие полноценного методического обеспечения и квалифицированных специалистов.

Наименее разработанной формой профильной ориентации школьников является внеклассная работа. Между тем никто так хорошо не знает своих учеников, никто так не заинтересован в решении их проблем, так классный руководитель. По мнению Е.А. Климова, «учитель наиболее непосредственно и действенно сталкивается с явлениями индивидуального профессионального самоопределения школьника» (Климов Е.А., Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации, М., 1983).

«Уроки самоопределения» - это система классных часов для учащихся 5-9 классов, направленных на изучение школьниками своих личностных особенностей в целях формирования реалистичной самооценки, знакомство с миром профессий, требованиями регионального рынка труда и образовательных слуг, правилами выбора профессии и планирования карьеры. Важной частью этих занятий является самодиагностика с использованием простых и надежных методик, ролевых игр, проблемно-поисковых задач.

Цель работы – формирование устойчивой потребности в саморазвитии и социально-профессиональной самореализации на основе самопознания, самоконтроля, самообразования и самовоспитания.

Система занятий выстроена таким образом, что в каждом классе с учетом возрастных особенностей учащихся последовательно развиваются восемь важнейших тем, связанных с личностным и профессиональным самоопределением: формирование реалистичной самооценки; направленность личности; развитие эмоциональной сферы; диагностика особенностей интеллектуальной сферы в целях выявления склонностей к разным видам деятельности; уточнение профессиональных интересов и склонностей; знакомство и миром профессий и правилами планирования профессиональной карьеры.

Самым очевидным результатом работы является более осознанный выбор профессии и профиля обучения. Однако ее смысл выходит за рамки утилитарных задач, поставленные в Концепции профильного обучения. Убеждена, что классные руководители, взявшие за основу сценарии этих классных часов, увидят и разовьют заложенные в них возможности.

5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
I. Самооценка
Образ «Я» и самооценка Самооценка и уровень притязаний Успех и уровень притязаний Формула успеха Я – реальный, я – идеальный
II. Направленность личности
Что такое хорошо и что такое плохо Мои недостатки и достоинства Свобода и ответственность Ролевая игра «Акулы и дельфины» Мотивы выбора профессии
III. Эмоционально-волевая сфера
Я управляю стрессом Я чувствую, значит, существую Поведение в конфликтах Эмоциональный интеллект Стиль общения
IV. Мыслительные способности
Память и внимание Тип мышления Интеллектуальный потенциал Интеллектуальная подвижность Эрудиция
V. Интересы и склонности в выборе профессии
Профессиональные интересы Профессиональные склонности Определение типа будущей профессии «Профиль» Профессиональный тип личности
VI. Способности и профессиональная пригодность
Задатки и склонности Мыслитель или художник? Технические способности Человеческий фактор Профессия и здоровье
VII. Профессия и карьера
Что я знаю о профессиях Формула профессии Признаки профессии «Оптимисты и скептики» Современный рынок труда
VIII. Стратегия выбора профессии
Азы правильного выбора Ошибки в выборе профессии Планирование профессионального будущего Слагаемые профессионального успеха Пути получения профессии


   
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс цитирования сайта metodkabi.net.ru LiveInternet: показано число просмотров и посетителей за 24 часа Наш сайт в каталоге manyweb.ru Интернет-сообщество учителей: материалы для учителя: планирование, рекомендации, презентации. Форум учителей Психология 100 Все новости образования Некоммерческое партнерство Родительский Комитет
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
Copyright © 2007-2017, Joe