КОМПЛЕКТОВАНИЕ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ
(фрагмент из книги «Отбор в профильные классы», Г.В. Резапкина, М., Генезис, 2006)
В учебно-методическом пособии изложен авторский взгляд на комплектование профильных классов на основе диагностики профессиональных интересов и склонностей старшеклассников, приведены тексты опросников и образцы бланков, даны рекомендации по обработке и интерпретации полученных результатов.
От автора
Диагностика профессиональных интересов и склонностей школьников – важнейший компонент профильного обучения – предъявляет высокие требования к психодиагностическому инструментарию и личности специалиста. К сожалению, большинство профдиагностических методик устаревает уже к моменту их создания, потому что чаще всего их разрабатывают люди, смутно представляющие себе современную школу с ее проблемами и потребностями. Естественно, что эти методики «не работают». Если устаревшими или сомнительными методиками пользуется специалист, не имеющий даже поверхностных знаний и навыков в области профориентации и профдиагностики, результат закономерен: вместо профориентации учащиеся получают дезориентацию, а сама идея предпрофильной подготовки и профильного обучения профанируется.
Рассмотрим некоторые ключевые вопросы профессионального самоопределения.
Современный взгляд на профессиональную успешность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, а не дана человеку от рождения. Для овладения профессиональным мастерством необходимы положительная профессиональная мотивация, то есть желание работать, а также соответствующие способности, на основе которых формируются навыки.
Считается, что благодаря методам объективного тестирования, можно выявить способности человека и ориентировать его на конкретную общественно полезную деятельность. Сразу возникает два вопроса - во-первых, насколько объективно выявляют тесты способности человека, во-вторых, захочет ли человек реализовать имеющиеся способности?
Отвечая на первый вопрос, приходится признать, что существующие тесты нельзя считать надежным средством оценки интеллектуальных способностей, потому что они измеряют только уровень освоения небольших и произвольно подобранных фрагментов информации низшего уровня, часть которых устаревает уже на момент тестирования. С помощью интеллектуальных тестов выявлено двенадцать различных типов выдающихся ученых, обладающих разными типами компетентности. Ни один из них не получил высокие баллы по традиционным тестам!
В настоящее время ключевым моментом следует считать не способности, а мотивацию человека и его жизненные цели, потому что именно они определяют перспективы развития личности. Поэтому усилия педагогов и психологов должны быть направлены на развитие тех способностей, которые важны для успешного продвижения к цели, поставленной самим человеком. Многочисленные данные подтверждают, что люди, исходно менее способные, но целенаправленно решающие собственную задачу, оказываются творчески более продуктивными, чем более способные, но менее заинтересованные.
Исследование показывают, что одаренные люди обладают дивергентным мышлением, т.к. быстрее решают задачи со многими ответами, при этом предлагая много оригинальных вариантов. Школьное обучение строится на принципах конвергенции, когда задача имеет только одно решение. Большинство тестов, используемых для измерения интеллекта, так же имеет одно правильное решение. Тесты отфильтровывают людей не творчески мыслящих, а тех, которые хорошо принимают ценности и предложенные обществом схемы. Однако способность понимать, разделять и использовать стандартные схемы и понятия вступает в противоречие с необходимостью и потребностью иметь свой взгляд на мир.
Выдающийся русский психолог Б.М.Теплов отмечал, что никто не может предсказать, до каких пределов может развиваться та или иная способность: принципиально говоря, она может развиваться беспредельно, ограничиваясь только временем человеческой жизни, методами воспитания и обучения.
Поэтому при составлении блока методик для отбора в профильные классы акцент делался не на оценке актуального уровня способностей, которую ежедневно дает учитель на уроке, а на индивидуальных психологических особенностях и мотивации учащихся.
Изучение этих особенностей в ходе получения общего образования снижает вероятность ошибки при выборе профиля обучения. При этом необходимо решить ряд важных методологических вопросов: в каком возрасте целесообразно проводить диагностику, с какой целью, в каких формах.
Прежде всего, надо отметить, что в школьном возрасте некорректно говорить о профессиональных способностях: можно говорить только об индивидуальных психологических особенностях как предпосылках формирования профессиональных способностей.
Существует ряд факторов, которые необходимо учитывать при выявлении профессиональных способностей.
Во-первых, в юношеском возрасте некоторые профессионально важные качества находятся в скрытом состоянии, так как нет условий для их проявлений.
Второй фактор – недостаточный уровень самосознания подростка, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка.
Третий фактор – недостаток жизненного опыта (скудные знания о мире профессий и рынке труда, правилах и ошибках в выборе профессии).
Снизить негативное влияние этих факторов можно только в результате целенаправленного психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения, которое следует начинать еще в начальной школе, как это делается во многих странах. К сожалению, серьезный уровень предпрофильной подготовки школьников в условиях профильного обучения даже не предполагается.
В связи с тем, что число желающих продолжить образование в профильных классах может превысить возможности приема, в каждой профильной школе должна существовать открытая, гласная и надежная процедура отбора.
Методика отбора в профильные классы, изложенная в данном пособии, ни в коей мере не может заменить систематическую профориентационную работу. Однако, учитывая, что перед педагогами и психологами профильной школы уже сегодня стоит задача комплектования профильных классов, предлагаю информативную и надежную модель психолого-педагогической диагностики учащихся 8-9 классов с целью уточнения специализации дальнейшего обучения на основе изучения интересов, склонностей и особенностей мышления учащихся.
В основе методик, составляющих данный блок, лежат известные психологам-профконсультантам «Карта интересов» Голомшток, Опросник профессиональных склонностей Йовайши, Школьный тест умственного развития (под ред. Гуревича), Методика определения типа мышления. Специфика восприятия современных подростков, новые социально-экономические условия, задачи профильного обучения потребовали пересмотра не только содержания вопросов и заданий, но и структуры методик, формы их предъявления. Неуклонно снижается уровень развития вербального интеллекта, эрудиции, меняются приоритеты и жизненные ценности. Новые формулировки учитывают эти реалии. В пособии предлагается переработанные версии всех четырех методик, ранее опубликованных в моей книге «Отбор в профильные классы» (Генезис, 2005). При подборе методик учитывались принципы дублирования, или перекрытия тестов («Профиль» и «Опросник профессиональных склонностей»), оптимальности числа методик и последовательности их предъявления.
Необходимо позаботиться о том, чтобы у каждого ученика были бланки и опросники. Цель диагностики – не только сбор информации об учащихся для принятия обоснованного решения о выборе профиля обучения, но и активизация профессионального самоопределения. Школьники любого возраста с большим интересом выполняют задания, дающие возможность лучше узнать себя. Именно этот интерес является гарантией достоверности результатов.
Вся работа занимает три урока. Первый урок необходимо предварить краткой, не более пяти минут, мотивационной беседой, в которой вы сообщаете о целях и задачах предстоящей работы. Важно, чтобы ребята не воспринимали эту работу как экзамен, от которого зависит их будущее. Обратите внимание ребят, что решение о выборе профиля обучения будет ими приниматься самостоятельно, а задача психолога – помочь сделать правильной выбор на основе самодиагностики, успех которой во многом зависит от искренности и объективности самих ребят. Из четырех методик три предполагают самостоятельную обработку на уроке.
На первом уроке рекомендуется выполнить методики «Профиль» и «Тип мышления», каждая из которых занимает 15-20 минут. Эти методики лучше зачитывать, потому что здесь важна первая реакция. Быстрый темп не даст ребятам возможность обсуждать и комментировать вопросы. После того, как ребята подсчитали число баллов и записали их в пустых клетках, вы рассказываете, что каждая строка – это направление профессиональной деятельности (фактически это – десять профилей обучения). Чем больше баллов, тем выше интерес к этому виду деятельности. После достаточно интенсивной работы ребятам необходимо расслабиться и обменяться впечатлениями. Вы дадите им такую возможность, если попросите сначала поднять руки тех, у кого больше всего баллов в первой, второй и т.д. строке, только затем раскрывая значение этих строк (физика и математика, и. т.д.). Можно предложить ребятам сначала самим угадать, что обозначает та или иная шкала. Ваша эмоциональность и включенность может проявляться в ваших позитивных комментариях, живом интересе к полученным результатам.
В каждом классе есть немало ребят, показывающих слабый интерес ко всем направлениям. Хотя по одной методике нельзя делать определенных выводов, на этих ребят следует обратить внимание, потому что у их могут быть проблемы с самооценкой, низкая мотивация. Учащиеся с высокими баллами по нескольким шкалам нередко испытывают другие трудности – не могут выбрать из нескольких вариантов. Дальнейшая диагностика может сузить их поле выбора, однако надо давать себе отчет, что групповая форма работы не может помочь всем – есть более сложные случаи, которые могут рассматриваться только в ходе индивидуальной профконсультации.
|