Логин: Пароль:
  
  Сайт психолога-профконсультанта Галины Резапкиной - путеводитель молодёжи в выборе профессии • Регистрация   • Забыли пароль?  

Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, Оно придет и тихонько сядет вам на плечо.
В.Франкл

 

Главная
 
 
 
 
Тема дня
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 


Г.В. Резапкина
Уроки самоопределения
(система классных часов для учащихся 5-9 классов)

VI. Способности и профессиональная пригодность




5 класс. Задатки и склонности

Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга, которые называют «задатками», то есть заранее данными качествами, дарами, которые мы получаем при рождении. Хорошая память, внимание, ум одним даны от природы, другие развивают их упражнениями. Задатки — это наши возможности, которые в благоприятных условиях могут вырасти в способности, а могут погибнуть, как семена, упавшие на каменистую почву.

На основании задатков возникают способности — индивидуально-психологические особенности человека. Способности бывают общими и специальными. Общие способности зависят от сформированности мышления, памяти, внимания.

Способный человек, как правило, обладает многими талантами. Пушкин и Лермонтов были не только великими поэтами, но и замечательными художниками и умнейшими людьми. Литературный талант Грибоедова соперничал с музыкальным и дипломатическим. Выдающийся советский штангист Юрий Власов, уйдя из спорта, стал хорошим писателем. Кажется, что обилие дарований может затруднить выбор профессии. Но это тот случай, когда любое решение — выигрышное.

      «Я умею…»

Хотя это упражнение обычно используется в тренинге для разогрева и повышения самооценки, оно может быть проведено в формате урока. Предложите ребятам по цепочке закончить эту фразу. Если трудно начать, первую фразу может сказать учитель, например, «я умею печь пироги, играть в теннис, дрессировать хомячков» и т.д. Высказывания ребят не комментируются и не оцениваются. Если кто-то в течение 3 с не может ничего придумать, слово переходит к следующему.

Для практических видов деятельности особое значение имеют способности к зрительному, слуховому и осязательному восприятию информации, двигательные навыки. Сотрудник правоохранительных органов, официант, массажист, тренер должны быть сильными, выносливыми и ловкими. Высокий уровень физического развития необходим тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, охраной, спортом, пожарными, водолазными, аварийно-спасательными работами. Проверить способность ориентироваться в пространстве поможет следующее упражнение.

      «Кто ближе?»

Ученик выходит к доске. На расстоянии 3-4 метра от него находится предмет – мяч, портфель, стул. Учитель завязывает глаза ученику. После этого ученик должен как можно ближе подойти к этому предмету, не задев его. Выигрывает тот, кто подойдет ближе всех.

Какие способности вы развиваете на уроках физкультуры, математики, русского языка, музыки, изобразительного искусства? Подумайте, какие еще вы имеете возможности для развития различных способностей?

Существуют способности, необходимые для любой деятельности. Назовите эти способности (зрение, слух, осязание, речь). К счастью, мы обладаем этими способностями.

Но иногда человек достигает профессионального успеха вопреки обстоятельствам. Бетховен был глухим, Мильтон слепым, но они бессмертны, потому что они умели не только мечтать, но и претворять свои мечты в жизнь. Сто лет назад в России жил и творил иконописец Григорий Журавлев, который родился без рук и ног. Император Николай II высоко оценил подвиг мастера, который в одиночку, держа кисть в зубах, расписал Утевский Троицкий собор в Самарской губернии. Иконы, созданные Григорием Журавлевым, сохранились до наших дней в храмах и музейных коллекциях.

Ольга Скороходова, лишенная зрения и слуха, совершила научный подвиг, написав книгу «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир» и защитив диссертацию, в которой доказала, что возможности человека безграничны.

  • Знаете ли вы людей, которые добились профессионального успеха вопреки жизненным обстоятельствам?
  • Перечислите универсальные черты характера, отличающие успешного специалиста в любой области. Какими из них вы обладаете?
  • Всегда ли мы ценим дары, которыми так щедро наделены?
  • Задумываетесь ли вы о том, как лучше распорядиться своими способностями?
  •    
        Рейтинг@Mail.ru Яндекс ИКС metodkabi.net.ru
    Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
           Copyright © 2007-2022, Joe