Логин: Пароль:
  
  Сайт психолога-профконсультанта Галины Резапкиной - путеводитель молодёжи в выборе профессии • Регистрация   • Забыли пароль?  

Специалисты утверждают, что нельзя в гневе шлёпать детей. А когда можно? Когда у вас праздничное настроение?
Розина Барр

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 


ЗАМЕТКИ ПРОФКОНСУЛЬТАНТА



Принцип лояльности

Работа психолога, как известно, строится на принципах добровольности и конфиденциальности.

Рассмотрим принцип добровольности. Психологу оказывает необходимую информационную, консультационную, психологическую помощь человеку, который пришел с конкретным запросом о выборе или смене профессии. Подростков чаще всего приводят родители, которые несут ответственность за своих несовершеннолетних детей. Правда, нередко эта ответственность перерастает в гиперопеку: родители, чаще всего матери, настолько плотно опекают своих чад, что просто душат их в своих объятиях. Такие родители говорят: «Мы учимся в таком-то классе…» или «Мы собираемся поступать туда-то…». Этот случай можно назвать добровольно-принудительным: подросток пассивен, скорее всего, эта консультация для него сейчас не актуальна. Потребность в консультации – не у подростка, а у родителей. Ее эффективность консультации в этом случае.

Примерно то же самое происходит, когда психолог проводит в неподготовленном классе групповую диагностику интересов и профессиональных склонностей с целью выбора профиля обучения. Как правило, это делается по запросу администрации.

Конечно, дети рады – кто будет возражать, если вместо урока и оценок – общение с человеком, который не кричит, не ставит двойки и вообще рассказывает о нужных вещах. Хорошо, если эта встреча послужит поводом для индивидуальной консультации. Хорошо, если кто-то впервые задумается не только о выборе профессии, но и об особенностях своего характера, поведения. Хорошо, если учитель или директор не потребует результатов диагностики.

А если потребует, перед психологом возникает проблема: в какой форме и каком объеме передать полученные результаты «заказчику», чтобы интересы детей не пострадали? Можно, конечно, рассказать классному руководителю или директору о принципе конфиденциальности. Но велика вероятность услышать в ответ: «А какой тогда смысл этой диагностики?» Вопрос, конечно, интересный…

Есть еще принцип лояльности по отношению к клиенту. Очень интересный принцип. В соответствии с ним психолог-профконсультант «уважает личность клиента, его достоинство, права и свободы, а также защищает его право на свободное самоопределение в области профессиональной деятельности».

Этих принципов придерживается все мировое психологическое сообщество. Различается только их понимание. В частности, во Франции клиентом профконсультанта считается тот человек, который проходит профдиагностику, а не тот, кто ищет специалиста и, соответственно, оплачивает услуги профконсультанта. Кстати, не дешевые. Профконсультант действует, прежде всего, в интересах клиента. Даже заключение он обязан согласовать с клиентом прежде, чем предаст его заказчику.

У нас клиент – тот, кто платит, а не тот, кому оказывается помощь. В наших условиях выполняется только принцип лояльности, да и то – по отношению к администрации, а не к детям. Роль такого психолога в школе заметна и всем понятна: протестировал, посчитал, проранжировал, вывесил в коридоре диаграммы и рейтинги. Итог – полученные в ходе формальных процедур недостоверные результаты, на основе которых принимается решение о профессиональном будущем подростка.

Галина Резапкина




    Добавление комментария

  Ваше имя:

  Введите текст:
  

  Введите код, изображенный на картинке:
  
  

   
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс ИКС metodkabi.net.ru
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
       Copyright © 2007-2019, Joe