Логин: Пароль:
  
  Сайт психолога-профконсультанта Галины Резапкиной - путеводитель молодёжи в выборе профессии • Регистрация   • Забыли пароль?  

Талант попадает в цель, в которую никто попасть не может; гений попадает в цель, которую никто не видит.
Шопенгауэр

 

Главная
 
 
 
 
Тема дня
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 


Тупиковые "тренды" профориентации

Интерес государства к профориентации закономерно повышается, когда оскудевают другие ресурсы. Это понятно: успешное профессиональное самоопределение молодежи способствует экономическому развитию и снижает социальную напряженность в обществе. Если мы хотим выстроить эффективную систему профессиональной ориентации молодежи, надо отказаться мифов и стереотипов, искажающих и без того непростой выбор жизненного пути. Перечислю здесь самые очевидные.

«Повышение престижа профессий»

Кто знаком с азами профессиональной ориентации, знает, что выбор профессии из соображений престижа – самая распространенная ошибка молодых людей. А попытка манипулировать незрелым сознанием молодых людей – большая ошибка чиновников.

Существуют сравнительно честные способы привлечения молодежи в еще сохранившиеся цеха и лаборатории. Например, платить достойную стипендию и приличную зарплату, пусть в тысячу раз меньшую, чем у трудолюбивых «слуг народа», ежедневный доход которых по официальным данным более миллиона рублей. Хорошим стимулом для привлечения молодых людей на производство была бы отсрочка от армии и служебная квартира на время работы. Хорошо бы отправлять детей крупных чиновников, министров и «бизнес-элиты» на учебу не за границу, а в ближайший колледж или техникум. И уж точно не стоит реанимировать метод профпропаганды, который использовали в Советском Союзе, когда нужно было поднимать целину и строить БАМ.

Сейчас на рынок труда вышло поколение, рожденное в другой стране, не имеющее корней, с размытой системой ценностей. К чему приводят попытки «лобовым», прямолинейным способом поднять престиж милиции/полиции, мы видим – в профессию хлынул поток молодых людей, работающих по принципу «пистолет/жезл дали, и крутись, как хочешь». Постоянные герои криминальной хроники – уволенные «вчера» сотрудники правоохранительных органов, которых боятся больше, чем преступников. И никакими чистками и переименованиями ситуацию уже не спасти – честных и самоотверженных взять просто неоткуда. Их надо воспитывать на протяжении поколений. И это касается любой профессиональной деятельности.

«Ориентация на рынок труда»

За двадцать лет рассуждения о переизбытке юристов, экономистов и менеджеров набили оскомину и ничуть не отвратили выпускников от выбора этих «нерыночных» специальностей. По итогам 2015 года к ним добавились еще несколько профессий [1] , в том числе журналист печатных СМИ, банковский работник, специалист по обучению персонала, бухгалтер, сотрудник правоохранительных органов, инспектор ГИБДД. АНО «Агентство стратегических инициатив» два года назад выпустило «Атлас новых профессий» – амбиционный проект, основанный на западных идеях и прогнозах. В разделе «Профессии-пенсионеры» авторы атласа пророчат скорую, в течение 5-10 лет, кончину недавно появившимся профессиям логиста, системного администратора и банковского операциониста. Испытателей, горняков и шахтеров заменят роботы, а водителей и машинистов – интеллектуальные системы управления транспортом. На смену аналитикам и журналистам придут аналитические и текстовые программы, туроператоров сменят менеджеры космотуризма. Зато будут востребованы цифровые лингвисты, дизайнеры виртуальных миров и IT-проповедники.

Информация о новых видах деятельности всегда интересна, даже если они существуют только в воображении авторов. Хотя кризис приземлил фантазии АСИ, отодвинув горизонты планирования на неизвестный срок, сохраняется тенденция «вписаться» в рынок, которая уводит молодежь от решения реальных задач выбора профессии, смещая акцент с содержания профессиональной деятельности на эффектную оболочку, с целей труда на его средства. Да, чем больше людей одной профессии, тем сложнее им найти работу. Но количество не переходит в качество, и настоящих профессионалов найти все труднее. Рынок непредсказуем, мода изменчива, и только мастерство в любой сфере всегда в цене.

«Типологический подход»

В 1905 году французский психолог А. Бине по заказу французского правительства создал один из первых тестов оценки интеллекта для «правильного» распределения школьников по ступеням обучения. После этого психологи стали создавать батареи тестов для решения практических задач, в первую очередь, в области промышленности и вооружения.

Отвечая на индустриальные запросы, американский социолог Ф. Парсонс предложил на первый взгляд логичную модель профессионального выбора, которая используется и сейчас, правда, без особого успеха. По мнению ученого, достаточно «просчитать» человека с помощью тестов, узнать требования каждой профессии, а затем организовать встречу человека с «подходящей» профессией. В отечественной профориентации идеи Парсонса оформились в виде широко известной модели Могу-Хочу-Надо. В теории все красиво, но на практике наши желания и возможности редко совпадают. Вектор психологической диагностики до сих пор направлен на поиск соответствия человека определенным параметрам, которые устанавливает автор методики, а сама диагностика сводится к более или менее оправданной констатации личностных особенностей, значимых для подбора персонала, определения вменяемости и прочих утилитарных задач.

Методики, основанные на типологическом подходе, сужают поле выбора профессии, поэтому они пользуются спросом у людей зависимых и безынициативных, которые предпочитают перекладывать принятие ответственных решений на других, даже если это касается собственной судьбы. Смысл типологического подхода в психодиагностике лучше всего выражен в афоризме Криса Дайсона: «Можно научить индюков лазить по деревьям, но лучше всего для этих целей нанять белок». Вроде бы все логично. Если речь идет об индюках и белках. Но в каждом человеке заложен потенциал, который невозможно выявить в рамках типологического подхода. Отношение к профессии определяется не только и не столько психофизиологическими и характерологическими особенностями, а мировоззрением, основу которого составляет направленность личности, мотивы труда и жизненные ценности.

Наивно ждать достоверности от тестирования, в основе которого лежит плоская, упрощенная модель изучения личности, основанная исключительно на типологическом подходе, без учета высших структур личности. Типологический подход создают иллюзию, что человека можно просчитать с помощью тестов. К счастью, мы устроены сложнее, чем индюки и белки, и не так жестко детерминированы в своих действиях.

«Профессия в удовольствие»

В разговоре с подростками о выборе профессии взрослые часто приводят фразу «Счастье – когда с радостью идешь на работу и с радостью возвращаешься домой». Кто бы отказался от такого счастья! Только вот как его достичь? Где источник этой радости? Там же, где источник страданий – в самом человеке, а не в работе и доме. Не вдаваясь в подробности, взрослые говорят детям: «Работа должна приносить удовольствие». И дети охотно верят: плохо ли – получать зарплату за то, что приносит удовольствие. Но вот потом оказывается, что работа – это не игра, которую можно прекратить, когда надоест. Нужно выполнять свои обязанности, нести за них ответственность, принимать решения, подчиняться, напрягаться, уставать, возможно, рисковать здоровьем и жизнью – какое уж тут удовольствие? Любая работа требует полной отдачи, напряжения физического, душевного и/или умственного, только тогда возможен успех.

Виктор Франкл считал, что только обитатели сумасшедшего дома живут, подчиняясь принципу «нравится – не нравится», нормальные же люди ориентируются на «хорошо – плохо». Способность различать, что такое хорошо и что такое плохо формируется в семье и поддерживается в школе. Конечно, если семья и школа ставят эту задачу. Если нет – вырастает поколение, живущее по принципу «бери от жизни все, ты этого достоин», которое из такой профориентации усвоит только одно: профессия должна приносить удовольствие.

Способность получать удовольствие от удачно проведенной хирургической операции, научного открытия, урока, в конце которого стоит звенящая тишина, чисто выметенного двора, долговечной дороги, блестяще сыгранной роли – не цель и не средство, а результат совпадения ряда условий, среди которых – конструктивные мотивы труда, наличие профессионально важных качеств и любовь к делу, которому служишь.

«Ошибки в выборе профессии»

С упорством, достойным лучшего применения, взрослые предостерегают детей: нельзя выбирать профессию «за компанию». Хорошо, что этого не знал великий танцор Владимир Васильев, который пошел в танцевальный кружок за компанию с другом. И многие люди, достигшие вершин в своей профессии благодаря Случаю, который французский писатель Анатоль Франс назвал «псевдонимом Бога».

Почему влияние на выбор профессии интереса к предмету или любовь к учителю считается ошибкой? Кто лучше влюбленного в свой предмет учителя покажет красоту формулы и слова, научит за станицами несовершенных учебников видеть суть явлений, расскажет, как пригодятся школьные знания во взрослой жизни?

К сожалению, школьное обучение сегодня обычно сводится к натаскиванию на сдачу экзаменов, необходимых для поступления в вуз, никак не связанный с будущей профессией. А то, что на самом деле искажает выбор профессии – «ориентация на престиж», возводится в ранг государственной политики, о чем написано выше. Что это – глупость или вредительство?

Если мы думаем, что такие приемы способны приблизить наших детей к своевременному, реалистичному и осознанному выбору профессии, то мы уподобляемся евангельским слепцам, которые ведут за собой других.

Питер Брейгель, Притча о слепых (1568)

Китайская мудрость гласит: хочешь ослабить противника – заставь его тратить силы на не существенное. У нас не настолько много ресурсов, чтобы вкладывать их в тупиковые тренды. Что можно противопоставить этим тенденциям? Только осмысленную стратегию и тактику профориентационной работы, предполагающую ответы на следующие вопросы: кто должен заниматься профессиональной ориентацией детей и подростков? На каких условиях? Какие специалисты и в каком количестве необходимы сегодня школе? Кто должен их готовить? По каким программам и методикам? Должна ли школа воспитывать мотивы и потребности, определяющие гражданские и профессиональные качества человека или достаточно дать сумму знаний, необходимых для поступления в вуз?

Стратегия предполагает понимание долгосрочных целей: воспитание граждан, способных к саморазвитию, нравственных, самостоятельно мыслящих, обладающих реалистичным уровнем притязаний, настроенных на самореализацию в социально одобряемых видах деятельности, направленных на благо общества. Только удержание этих целей способно приблизить нас к решению краткосрочных утилитарных задач достижения баланса между потребностями человека и общества, профессиональными намерениями молодежи и требованиями рынка труда, о которых долгие годы только говорится.

Вопрос «Кем быть?» должен опираться на вопросы «Каким быть?» и «Зачем быть?», от персональных ответов на которые зависит будущее страны, а не только личный выбор профессии.

Галина Резапкина


   
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс ИКС metodkabi.net.ru
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
       Copyright © 2007-2022, Joe