5 класс. Что я знаю о профессиях
В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых, точно также, как на смену старым предметам обихода приходят новые. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий. Профессия прачки исчезла вместе со стиральной доской. Тяжелую работу теперь выполняет стиральная машина.
Сейчас большая редкость – пишущая машинка. Ей на смену пришел компьютер с клавиатурой. Поэтому и профессия машинистки видоизменилась (желательно проиллюстрировать рассказ картинами, слайдами или фотографиями).
Вопрос учащимся: Что такое профессия? (учитель может записать ответы детей на доске)
«Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности» (Толковый Словарь Ожегова)
Какие профессии вы знаете?
Какие профессии упоминали на уроках истории? (Историк, архитектор, реставратор, археолог, кораблестроитель, изобретатель, книгопечатник и др.)
О каких профессиях говорили на уроках русского языка?
На уроках естествознания вы говорили о профессиях, которые связаны со здоровьем человека. Назовите эти профессии.
Учитель читает загадки, а ученики хором отгадывают их:
Он и волк, и Дед Мороз
И смешит ребят до слез,
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист,
Должен знать он очень много,
Потому что он – … (Артист)
Трактор водит (тракторист),
Электричку… (машинист),
Стены выкрасил… (маляр),
Доску выстругал… (столяр),
В доме свет провел..(монтер),
В шахте трудится…(шахтер),
В жаркой кузнице…(кузнец),
Кто все знает… (молодец)! |
Первый учащийся с места называет любую профессию, второй – профессию, начинающуюся на последнюю букву предыдущей и т.д. Если ученик затрудняется назвать профессию, учитель считает до трех, после чего ученик выбывает из игры, а право хода переходит следующему игроку. Выигрывает последний. В качестве атрибутов игры можно использовать импровизированный гонг и молоток, приз победителю.
Что такое «труд»? (учитель может записать ответы детей на доске)
«Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей» (Толковый Словарь Ожегова).
Какие вы знаете пословицы о труде?
Примеры пословиц:
- С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся. /Русская пословица/
- Не хлеб за брюхом ходит, а брюхо за хлебом. /Русская пословица/
- Малый топор может срубить большое дерево. /Албанская пословица/
- Душу вложишь - все сможешь. /Русская пословица/
- Клади картошку в окрошку, а любовь в дело. /Русская пословица/
- Без труда жить - только небо коптить. /Русская пословица/
В левой части дано начало пословицы. Найдите в правой части таблицы их окончание.
Уменье и труд |
а в одном отличись. |
Готовь сани летом |
созреет - само упадет. |
За много дел не берись, |
а говори, что сделал. |
Не говори, что делал, |
а телегу - зимой. |
Поспешишь - |
пока горячо. |
Без труда |
всё перетрут. |
Не тряси яблоко пока зелено: |
а начавши - делай. |
Не начавши - думай, |
людей насмешишь. |
Кто рано встает, все грибы соберет, |
не вынешь и рыбки из пруда. |
Куй железо, |
а сонливый пойдет за крапивой. |
Ответы:
Уменье и труд все перетрут.
За много дел не берись, а в одном отличись.
Готовь сани летом, а телегу - зимой.
Не говори, что делал, а говори, что сделал.
Поспешишь - людей насмешишь.
Не тряси яблоко пока зелено: созреет - само упадет.
Кто рано встает, тот грибы соберет, а сонливый пойдет за крапивой.
Куй железо, пока горячо.
Не начавши - думай, а начавши - делай.
В заключении учитель или подготовленный ученик читает стихотворение Р.Сефа «Странное дело». Предложите ребятам подумать над этим стихотворением. В каких смыслах употребляются здесь слова «художник» и «сапожник»? Кого из героев стихотворения можно назвать мастером, профессионалом? Кто вызывает уважение?
Странное дело, а может быть нет.
Жил-был на свете когда-то сапожник.
Был он сапожником 45 лет,
Но про него говорили: Художник!
Странное дело, а может быть нет.
Жил-был на свете когда-то художник.
Был он художником 70 лет,
Но про него говорили: Сапожник!
Странное дело, а может быть нет? |
(При разработке использованы материалы педагога-психолога В.Н.Петелиной)
|