Логин: Пароль:
  
  Время выбирать профессию ! • Регистрация   • Забыли пароль?  

Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак, что пора меняться.
Марк Твен

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 
Психологическая служба ГОУ СОШ № 230
 
Старт - Краснодарский методический центр информационно-коммуникационных технологий
 
 


Г.В. Резапкина
Уроки самоопределения
(система классных часов для учащихся 5-9 классов)

III. Эмоционально-волевая сфера



6 класс. Я чувствую, значит, существую

    Любой может рассердиться - это легко.
    Трудно быть рассерженным в нужной мере
    и в нужном месте,во имя справедливой цели
    и правильным способом.
    Аристотель

На пустынной дороге у автомобиля спустило колесо. Домкрата с собой не оказалось. Но водитель вспомнил, что только что проехал мимо станции техобслуживания, и решил пойти туда. По дороге рассуждал: «Поблизости никого нет. Значит, я полностью завишу от хозяина. Он может содрать с меня три шкуры за этот проклятый домкрат! Как не стыдно наживаться на чужой беде!» В ярости водитель подошел к станции и в ответ на приветствие владельца заорал: «Да подавись ты своим домкратом!»

Разум позволяет человечеству решить многие проблемы. Однако в отношениях с другими людьми мы чаще слушаем эмоции, чем разум. Наши чувства и эмоции — это выражение нашего отношения к людям, событиям, явлениям. Наряду со способностью человека чувствовать природа наделила его способностью эти чувства выражать. Слово — универсальный способ самовыражения. Просто не все умеют им пользоваться. Другой способ выражения чувств и эмоций — это мимика.

    «Нарисуй эмоцию» (выполняется на доске).

Нарисуйте в кружочках лица, выражающие радость, обиду, гнев, страх, удивление.

Не только люди выражают свои эмоции с помощью мимики

  • Дрессировщикам в цирке проще работать со львами, чем с медведями. Почему?
    (львы живут прайдами, то есть семьями. Они постоянно общаются со своими сородичами. Поэтому их эмоции написаны у них на морде. Медведь живет один. Общаться ему не с кем. Поэтому мимика у медведей практически отсутствует, и дрессировщику трудно понять, что у медведя на уме).
    • «Угадай эмоцию».

    К доске вызывается пятерка ребят. Им раздаются листочки, на которых написаны слова «радость», «обида», «гнев», «страх», «удивление». Ребята должны изобразить эти эмоции, а остальные угадать, что было задано.

      «Назови эмоцию» (выполняется на доске).

    В левую колонку запишите чувства и эмоции, которые мешают человеку жить, делая его несчастным, а в правую — те, которые помогают жить в согласии с собой и другими людьми.

    ЧТО ДЕЛАЕТ НЕСЧАСТНЫМ ЧТО ДЕЛАЕТ СЧАСТЛИВЫМ

    • Ненависть
    • Гнев
    • Зависть
    • Жадность
    • Обидчивость
    • Подозрительность
    • Тщеславие
       

    • Любовь
    • Доброта
    • Великодушие
    • Щедрость
    • Способность прощать
    • Доверчивость
    • Скромность
       

    Подчеркните чувства и эмоции, которые вы испытываете по отношению к людям. Зачеркните чувства и эмоции, которые мешают вам общаться с людьми.

      «Тест эмоций» (авторская модификация теста Басса-Дарки).

    Каждый оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прослушайте следующие утверждения. Если вы реагируете похожим образом, обведите в бланке номер вопроса.

    1 8 15 22 29 Физическая агрессия (Ф) -
    2 9 16 23 30 Косвенная агрессия (К) -
    3 10 17 24 31 Раздражительность (Р) -
    4 11 18 25 32 Негативизм (Н) -
    5 12 19 26 33 Обидчивость (О) -
    6 13 20 27 34 Подозрительность (П) -
    7 14 21 28 35 Вербальная агрессия (В) -

      1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
      2. Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет
      3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
      4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
      5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
      6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
      7. Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны.
      8. Мне не раз приходилось драться.
      9. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
      10.Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
      11. Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся.
      12. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
      13. Я думаю, что многие люди не любят меня.
      14. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
      15. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
      16. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
      17. Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая  бочка.
      18. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.
      19. Меня легко обидеть.
      20. Многие люди мне завидуют. 
      21. Если я злюсь, я могу выругаться.
      22. Если не понимают слов, я применяю силу.
      23. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.
      24. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
      25. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
      26. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
      27. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
      28. Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю.
      29. На удар я отвечаю ударом.
      30. В споре я часто повышаю голос.
      31. Я раздражаюсь из-за мелочей.
      32. Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место.
      33. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
      34. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
      35. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
      


       
       |
      5+
       |
      4+
       |
      3+----------------------------------------------
       |
      2+
       |
      1+ 
       |
       |_____|_____|_____|_____|_____|_____|_____|___
             Ф     К     Р     Н     О     П     В   
        
      

    Подсчитайте число обведенных номеров в каждой строчке. Число на каждой строчке означает уровень ваших негативных эмоций. Отметьте на графике эти семь чисел и соедините их линией. Если ваши точки на графике расположены выше средней линии, можно говорить о выраженности следующих форм агрессии.

    Физическая агрессия (Ф): вы склонны к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы. Задумайтесь о том, что существуют более эффективные методы взаимодействия.

    Косвенная агрессия (К): переориентированная агрессия (битье посуды, хлопанье дверями, пинки подвернувшимся под ногу домашним любимцам) свойственна тем, кто не может управлять своими эмоциями, но понимает, что неосмотрительно направлять их на людей, которые могут пригодиться (родители, друзья, учителя).

    Раздражение (Р): скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать вас изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется — см. «физическая и косвенная агрессия».

    Негативизм (Н): реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице «выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».

    Обидчивость (О): готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь.

    Подозрительность (П): готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.

    Вербальная агрессия (В): за словом в карман вы не полезете. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает.

    Тест основан на самооценке. Его точность зависит от вашей откровенности. Если у вас повышенный уровень агрессии, прежде всего, надо об этом знать. Агрессивное поведение разрушает отношения между людьми и провоцирует конфликты. Людям с повышенным уровнем агрессии необходимо учиться контролировать свои эмоции. Попробуйте направить их в мирное русло — спорт, творчество.

    Людям, которые не умеют управлять своими эмоциями, не следует выбирать профессии, связанные с общением, обслуживанием, воспитанием, обучением. Обращение с животными также требует умения контролировать себя, сдерживать гнев и раздражение. Низкие значения по этому тесту (точки расположены ниже пунктирной линии) свидетельствуют о вашей уступчивости и бесконфликтности. Однако вам может не хватать упорства в достижении своих целей и отстаивании своей позиции.

    Уровень эмоциональности индивидуален: от эмоциональной холодности до сверхчувствительности, при которой легко передаются эмоции собеседника.

    Полисмен увидел человека, который собирался прыгнуть с моста. «Проблемы с деньгами?», — спросил полицейский. «Нет». «Проблемы в семье?» «Нет». «Тогда в чем же дело?» «Меня волнуют мировые проблемы», — ответил самоубийца. «Послушай, все не так уж плохо, давай прогуляемся по мосту и все обсудим», — сказал полисмен. Они около часа бродили взад и вперед, обсуждая мировые проблемы. Потом прыгнули оба.

    Эмоции, как любая инфекция, легче всего распространяются при большом скоплении народа. Недовольный, раздражительный, агрессивный человек способен принести больше вреда, чем больной заразной болезнью. Часто в толпе вспыхивают ссоры, переходящие в драки. Поводом может быть нечаянный толчок, язвительное замечание, даже неодобрительный взгляд. А причина в том, что окружающие «настроены» на ту же волну, что и возмутитель спокойствия, и поэтому заводятся с полуоборота, делая наблюдателей — соучастниками.

  • Как вы понимаете эпиграф к уроку?

  •    
    Рейтинг@Mail.ru   Яндекс цитирования сайта metodkabi.net.ru LiveInternet: показано число просмотров и посетителей за 24 часа Наш сайт в каталоге manyweb.ru Интернет-сообщество учителей: материалы для учителя: планирование, рекомендации, презентации. Форум учителей Психология 100 Все новости образования Некоммерческое партнерство Родительский Комитет
    Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
    Copyright © 2007-2017, Joe