Логин: Пароль:
  
  Время выбирать профессию ! • Регистрация   • Забыли пароль?  

Многие, кто жалуется, что не получают того, что заслужили, просто не знают, как им везёт!
Альфред Ньюмен

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 
Психологическая служба ГОУ СОШ № 230
 
Старт - Краснодарский методический центр информационно-коммуникационных технологий
 
 


Слишком тонкая полемика

"Оно, может, и умно, но больно непонятно".

Знакомая ученица рассказала об откровениях своей учительницы по литературе: "Я начала и бросила - неинтересно. А потом узнала, что "Мастер и Маргарита" - книга антихристианская, поэтому я и не собираюсь ее читать". Этот факт не мешает педагогу вести уроки по роману, входящему в школьную программу и быть лучшим учителем года в нашем городе.

Навряд ли Михаил Афанасьевич мечтал о такой судьбе своего закатного романа.

С Булгаковым произошло то же, что и с большинством русских интеллигентов: пока православие было государственной религией, интеллигенция покусывала его и призывала на его голову "буревестников революции". Но когда к власти пришли Шариковы и Швондеры, многие русские интеллигенты не смогли и не захотели обслуживать новую идеологию. Булгаков был из тех, кому претила безбожная официальная пропаганда.

5 января 1925 года Булгаков пишет в своем дневнике: "Сегодня специально ходил в редакцию "Безбожника". Был с М[ишей] С[тоновым], и он очаровал меня с первых же шагов. - Что, вам стекла не бьют? - спросил он у первой же барышни, сидящей за столом. - То есть как это (растерянно). Нет, не бьют (зловеще). - Жаль. - Хотел поцеловать его в его еврейский нос… Тираж, оказывается, 70 тысяч, и весь расходится. В редакции сидит неимоверная сволочь… когда я бегло проглядел дома вечером номера "Безбожника", был потрясен… Соль в идее: Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно его. Нетрудно понять, чья это работа. Этому преступлению нет цены".1

Номер "Безбожника", который шокировал Булгакова, назывался "Коровий". Из пояснения редакции: "Журнал наш - журнал крестьянский… поэтому пишем мы и о здоровье коровьем, и о том, как знахари и попы людей морочат и скот губят".2

Из программной статьи Н.И.Бухарина, опубликованной в журнале: "…мы предъявляем наши требования: отмена самодержавия на небесах; выселение богов из храмов и перевод в подвалы (злостных - в концентрационные лагеря); передача главных богов, как виновников всех несчастий, суду пролетарского ревтрибунала". Бухарина считают прототипом крупного чиновника Николая Ивановича, оседланного Маргаритой и превращенного в борова.

Роман начинается с беседы на Патриарших прудах двух профессиональных советских богоборцев. Берлиоз - не просто глава столичных литераторов. В ранних редакциях романа он - редактор журнала "Богоборец". Иван Бездомный - антирелигиозный поэт, прототипом которого был пролетарский поэт Демьян Бедный. В их разговоре отражена многолетняя полемика советских атеистов. Одни богоборцы просто отрицали Его существование:

    Точное суждение о Новом Завете:
    Иисуса Христа никогда не было на свете.
    Так что некому было умирать и воскресать.
    Не о ком было Евангелие писать.
    Д.Бедный3

"Образованцы" предлагали более сложные схемы: "Каким-то образом некогда исторически существовавший человек, о котором нам известно крайне мало, но о реальности существования которого мы можем заключить на основании свидетельства Тацита и Талмуда, сделался объектом явно мифических рассказов о воплотившемся боге".4

Самым авторитетным сторонником, если не автором этой версии был Лев Толстой. Советская власть простила Льву Николаевичу его графство, объявила классиком и начала издавать 90-томное собрание сочинений, в которое входили и "богословские" труды писателя.

Булгакову хотелось осадить наглый натиск "коровьего безбожия". Но одно дело - высмеивать очереди, коммунальные склоки и бюрократов. И совсем другое - бросить вызов официальной идеологии. Булгаков вступает в полемику с ней, но ведет ее настолько тонко, что глубина замысла романа до сих пор непонятна большинству читателей.

Булгакову неинтересно спорить с бездарями и невеждами типа Демьяна Бедного. Его оппонент - Лев Толстой. Булгаков излагает художественную версию толстовско-атеистической гипотезы. Но при этом очевидно, что учение Иешуа - не кредо Булгакова и Мастера. Единственный тезис проповеди Иешуа - "все люди добрые" - откровенно высмеивается автором. Стукачи, хапуги, карьеристы и взяточники - вот основное население безбожной советской Москвы, с которым можно бороться только дьявольскими погромами.

В логике и риторике есть прием, который называется reductio ad absurdum (доведение до абсурда). Используя его, Булгаков становится на точку зрения своих оппонентов-атеистов, но, ведомый их логикой, приходит к абсурдным заключениям. В "Пилатовых главах" Булгаков вроде бы соглашается с базовыми тезисами атеизма. Его герой не бог и не сын божий. Он не творит чудес, не имеет дара пророчества, не воскрешает людей. Его учение абстрактно и нежизненно, а победил он лишь потому, что проиграл Спартак (так звучал рекламный лозунг советского атеизма).

Мастер набрасывает образ своего героя такими штрихами: "Иешуа заискивающе улыбнулся…", "Иешуа испугался и сказал умильно: только ты не бей меня сильно, а то меня уже два раза били сегодня", "Иешуа шмыгнул высыхающим носом и вдруг проговорил по-гречески, заикаясь…". Булгаков - не новичок в литературе. Если он использует сниженную лексику, значит, в этом скрыт какой-то смысл. Тогда - одно из двух. Если Булгаков отождествляет Иешуа с Иисусом Христом, то зачем изображает его в таком нелепом виде? Неужели человек, который под страхом репрессий отказывался писать атеистические сценарии, делает это по велению сердца?

Или Булгаков ставит между собой и Мастером некоего посредника? В 1932 году писатель дает роману название "Черный богослов".5 Работа этого "богослова" заключается в изготовлении карикатуры на Христа, образчиком которой является "шмыгающий носом Иешуа". Глаза здравого смысла и научного атеизма Булгаков вставил в глазницы Воланда.

Именно Воланд - главное действующее лицо романа. В обращении к "Правительству СССР" Булгаков называет свою книгу "романом о дьяволе". Д.С.Лихачев как-то заметил, что после "Мастера и Маргариты" нельзя сомневаться в бытии дьявола - настолько реалистичен этот образ. Но "если есть тьма - должен быть свет"! (В.Цой) Тьма - это не физическая тень от шпаги, а мир зла, прикосновение к которому не является условием полноты жизни, как уверяет Воланд. Свет остается за кадром, потому как его не заслужили ни герои романа, ни город взорванных храмов, ни стана расстрелянных ученых, поэтов, священников.

Булгаков строил книгу так, что грамотный читатель в "Пилатовых главах" узнавал клише атеистической пропаганды. Сатанинская и официальная версия совпадают - и "научные" атеисты и Воланд хотели бы видеть во Христе идеалиста-неудачника. Следовательно, не существует "научного" атеизма, а есть замаскированный или забывший о своих истоках сатанизм.

Человек, незнакомый с математикой, не может оценить красоты математической формулы. Булгаков писал для своих - для духовной элиты, "белой гвардии". И сегодня большинство воспринимает лишь верхний пласт романа с его сатирой и гротеском, "православная общественность" обижается и протестует - знакомый несколько лет назад спустил библиотечного "Мастера и Маргариту" в мусоропровод, чем не приблизил дочь к православию.

По тонкому замечанию священника Андрея Дерягина, "ситуация с восприятием романа аналогична завозу картофеля при Екатерине: никто не объяснил, что с ним делать, поэтому люди травились и умирали целыми деревнями".6

Галина Резапкина (по книге А.Кураева "Мастер и Маргарита: за Христа или против")

 


    1 Булгаков М. Собрание сочинений в 8 томах. Т.8. Жизнеописание в документах. Спб., 2002, с.106-107.
    2 Лосев В. Комментарии/Булгаков М. Великий канцлер. Князь тьмы. М., 2000, с.508.
    3 Чудакова М. Жизнеописание М.А.Булгакова, М.1988, с.386.
    4 Робертсон А. Происхождение христианства, М., 1956, с.131.
    5 Неизвестный Булгаков, М., 1993, с. 408.
    6 Кураев А. "Мастер и Маргарита": за Христа или против? М., 2006, с.45.



    Добавление комментария

  Ваше имя:

  Введите текст:
  

  Введите код, изображенный на картинке:
  
  

   
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс цитирования сайта metodkabi.net.ru LiveInternet: показано число просмотров и посетителей за 24 часа Наш сайт в каталоге manyweb.ru Интернет-сообщество учителей: материалы для учителя: планирование, рекомендации, презентации. Форум учителей Психология 100 Все новости образования Некоммерческое партнерство Родительский Комитет
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
Copyright © 2007-2017, Joe