Логин: Пароль:
  
  Сайт психолога-профконсультанта Галины Резапкиной - путеводитель молодёжи в выборе профессии • Регистрация   • Забыли пароль?  

Если долго сидеть на берегу реки, ты увидишь проплывающий по ней труп твоего врага.
Китайское изречение.

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 


СЕМИНАР - 2008

Г.В.Резапкина
«СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ»

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, задача которого – создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся. Профильная ориентация необходима учащимся 8-9 классов для принятия осознанного решения о выборе профиля обучения. Однако профессиональное самоопределение имеет многоступенчатый и динамический характер, поэтому начинать профориентационную работу необходимо намного раньше, иначе все усилия психологов и педагогов будут малоэффективны.

Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.

Задача школы – воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.

Школа может направить свои усилия на отбор, селекцию «перспективных» детей, зарабатывая «очки» на медалистах и стремясь к 100% поступлению выпускников в ВУЗы. Или – на развитие способностей, трудовой мотивации и формирование жизненных ценностей своих учеников. Первый вариант – это накатанная дорога, по которой отечественная школа ведет несколько поколений учеников. Чем-то этот подход сродни спартанскому отношению к слабым и увечным.

Второй путь требует осознанной и слаженной работы всех участников образовательного процесса, хороших программ и учебников, компетентных специалистов в области профильного обучения и предпрофильной подготовки.

Именно в этих целях разработан курс «Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионального и личностного самоопределения учащихся средней школы», представляющий целостною систему формирования психологической готовности учащихся к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.

Новизна подходов к решении профориентационных задач заключается в смещении акцента с диагностики профессиональных способностей и склонностей на развитие универсальных качеств, которые являются фундаментом любой деятельности.

В программе представлен весь спектр профориентационной работы со школьниками: уроки и факультативные занятия, профессиональная диагностика, развивающие занятия, классные часы, внеклассная работа, работа с родителями. На каждом занятии слушатель будут овладевать конкретными методиками психолого-педагогической диагностики и развития профессиональных интересов, склонностей и способностей, адаптированными для использования педагогом.

Основная цель курса:

Изучение специфики профориентационой работы в школе

Развитие навыков психолого-педагогического сопровождения самоопределения учащихся

Освоение современных форм и методов профориентационной работы.

Кроме лекционной формы в обучении используются элементы тренинга, проблемные ситуации, самодиагностика. Слушатели курса будут обеспечены полным комплектом авторских программ и методик.

Курс рассчитан на школьных психологов, классных руководителей, социальных педагогов и других специалистов, стремящихся помочь своим ученикам правильно выбрать профессию и профиль обучения. В целях более полной реализации задач, заявленных в программе, желательно присутствие на семинаре двух представителей образовательного учреждения – классного руководителя и школьного психолога.

Семинар - 2008 Семинар - 2008 Семинар - 2008

Учебный план курса

Занятие 1.
Осознанное профессиональное и личностное самоопределение молодежи как задача государственной важности

  • Профессиональное самоопределение и его место в образовательном процессе.
  • Развитие представлений о профессиональном самоопределении. Современное понимание профессионального самоопределения. Концепция профессионального самоопределения. Основные положения Концепции профильного обучения
  • Роль взрослых в формировании готовности детей и подростков к профессиональному самоопределению. Профессионально важные качества педагога. Методика «Психологический портрет учителя». Самодиагностика приоритетных ценностей, психоэмоционального состояния, самооценки, стиля общения и уровня субъективного контроля. Работа с родителями учащихся

Занятие 2.
Формирование готовности к профессиональному самоопределению

  • Возрастные особенности детей и подростков.
  • Критерии и показатели готовности к профессиональному самоопределению
  • Предпрофильная подготовка как средство формирования готовности к профессиональному самоопределению.
  • Основные направления, формы и методы профориентационной работы.

Занятие 3.
Групповые формы профориентационной работы со школьниками

  • Технология групповой профориентационной работы с подростками: цели, задачи, условия проведения. Профессионально важные качества ведущего.
  • Экспресс-диагностика готовности к выбору профессии «Скорая помощь в выборе профессии» как начальный этап профориентационной работы. Цели, задачи, процедура проведения.
  • Мониторинг профессиональных планов и жизненных ценностей старшеклассников.

Занятие 4.
Активизирующие методы профориентационной работы со школьниками

  • Игры, упражнения, тренинги как эффективное средство активизации профессионального самоопределения учащихся на уроках и внеклассных занятиях.
  • Возможности использования социально-психологического тренинга в целях профессионального самоопределения. Тренинги целеполагания и построения жизненной перспективы.
  • Профориентационный тренинг «Необитаемый остров» для учащихся 6-7 классов.
  • Тренинг профессионального самоопределения «Профессия и карьера» для учащихся 8-9 классов.

Занятие 5.
Технология комплектование профильных классов условиях профильного обучения

  • Цели и задачи комплектования профильных классов. Взаимодействие педагога и психолога. Работа с родителями учащихся.
  • Технология отбора в профильные классы: принципы, формы и методы психолого-педагогической диагностики.
  • Этапы отбора в профильные классы.
  • Рекомендации по обработке и интерпретации результатов.

Занятие 6.
Помощь классного руководителя учащимся 5-9 классов в профессиональном и личностном самоопределении

  • Система классных часов в 5-9 классов «Уроки самоопределения» как средство формирования универсальных профессионально важных качеств.
  • Помощь взрослого в формировании реалистичной самооценки и уровня притязаний детей и подростков.
  • Направленность личности. Развитие эмоционально-волевой сферы детей и подростков.
  • Развитие интеллектуальной сферы и навыков планирования профессиональной карьеры.

Занятие 7.
Развитие универсальных навыков учащихся как условие их успешной социализации и профессионализации

  • Возможности использования программ развития универсальных навыков в учебном процессе.
  • Программа развития коммуникативной компетенции.
  • Программа развития логического мышления.
  • Программа развития навыков планирования жизненного пути.

Занятие 8.
Факультативные занятия и уроки профессионального самоопределения

  • Обзор и анализ программ профессионального самоопределения. Технология проектирование авторской программы.
  • Программа профессионального самоопределения «Я и моя профессия»: цели, задачи, содержание, возможности.
  • Программа «Психология и выбор профессии» как средство формирования реалистичных представлений о себе и профессиональной карьере.

Занятие 9.
Компьютерные и аудиовизуальные средства профессионального и личностного самоопределения учащихся

  • Обзор интернет-ресурсов по вопросам самоопределения молодежи.
  • Презентация электронного учебника «Профессия и карьера».
  • Видеокурс «Дороги, которые мы выбираем». Возможности использования на занятиях и во внеклассной работе.

Семинар - 2008 Семинар - 2008 Семинар - 2008


Запись на семинар: metodkabi.net@mail.ru



   
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс ИКС metodkabi.net.ru
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
       Copyright © 2007-2019, Joe