Логин: Пароль:
  
  Сайт психолога-профконсультанта Галины Резапкиной - путеводитель молодёжи в выборе профессии • Регистрация   • Забыли пароль?  

Я убежден, что состояние пустоты ("экзистенциального вакуума") — беда, главным образом, интеллектуального и образованного человека. С моей точки зрения, сам экзистенциализм — во многом философия, написанная "яйцеголовыми" и для "яйцеголовых»
Г. Оллпорт

 

Главная
 
 
 
 
Тема дня
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 


СЕМИНАР - 2008

Г.В.Резапкина
«СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ»

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, задача которого – создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся. Профильная ориентация необходима учащимся 8-9 классов для принятия осознанного решения о выборе профиля обучения. Однако профессиональное самоопределение имеет многоступенчатый и динамический характер, поэтому начинать профориентационную работу необходимо намного раньше, иначе все усилия психологов и педагогов будут малоэффективны.

Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.

Задача школы – воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.

Школа может направить свои усилия на отбор, селекцию «перспективных» детей, зарабатывая «очки» на медалистах и стремясь к 100% поступлению выпускников в ВУЗы. Или – на развитие способностей, трудовой мотивации и формирование жизненных ценностей своих учеников. Первый вариант – это накатанная дорога, по которой отечественная школа ведет несколько поколений учеников. Чем-то этот подход сродни спартанскому отношению к слабым и увечным.

Второй путь требует осознанной и слаженной работы всех участников образовательного процесса, хороших программ и учебников, компетентных специалистов в области профильного обучения и предпрофильной подготовки.

Именно в этих целях разработан курс «Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионального и личностного самоопределения учащихся средней школы», представляющий целостною систему формирования психологической готовности учащихся к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.

Новизна подходов к решении профориентационных задач заключается в смещении акцента с диагностики профессиональных способностей и склонностей на развитие универсальных качеств, которые являются фундаментом любой деятельности.

В программе представлен весь спектр профориентационной работы со школьниками: уроки и факультативные занятия, профессиональная диагностика, развивающие занятия, классные часы, внеклассная работа, работа с родителями. На каждом занятии слушатель будут овладевать конкретными методиками психолого-педагогической диагностики и развития профессиональных интересов, склонностей и способностей, адаптированными для использования педагогом.

Основная цель курса:

Изучение специфики профориентационой работы в школе

Развитие навыков психолого-педагогического сопровождения самоопределения учащихся

Освоение современных форм и методов профориентационной работы.

Кроме лекционной формы в обучении используются элементы тренинга, проблемные ситуации, самодиагностика. Слушатели курса будут обеспечены полным комплектом авторских программ и методик.

Курс рассчитан на школьных психологов, классных руководителей, социальных педагогов и других специалистов, стремящихся помочь своим ученикам правильно выбрать профессию и профиль обучения. В целях более полной реализации задач, заявленных в программе, желательно присутствие на семинаре двух представителей образовательного учреждения – классного руководителя и школьного психолога.

Семинар - 2008 Семинар - 2008 Семинар - 2008

Учебный план курса

Занятие 1.
Осознанное профессиональное и личностное самоопределение молодежи как задача государственной важности

  • Профессиональное самоопределение и его место в образовательном процессе.
  • Развитие представлений о профессиональном самоопределении. Современное понимание профессионального самоопределения. Концепция профессионального самоопределения. Основные положения Концепции профильного обучения
  • Роль взрослых в формировании готовности детей и подростков к профессиональному самоопределению. Профессионально важные качества педагога. Методика «Психологический портрет учителя». Самодиагностика приоритетных ценностей, психоэмоционального состояния, самооценки, стиля общения и уровня субъективного контроля. Работа с родителями учащихся

Занятие 2.
Формирование готовности к профессиональному самоопределению

  • Возрастные особенности детей и подростков.
  • Критерии и показатели готовности к профессиональному самоопределению
  • Предпрофильная подготовка как средство формирования готовности к профессиональному самоопределению.
  • Основные направления, формы и методы профориентационной работы.

Занятие 3.
Групповые формы профориентационной работы со школьниками

  • Технология групповой профориентационной работы с подростками: цели, задачи, условия проведения. Профессионально важные качества ведущего.
  • Экспресс-диагностика готовности к выбору профессии «Скорая помощь в выборе профессии» как начальный этап профориентационной работы. Цели, задачи, процедура проведения.
  • Мониторинг профессиональных планов и жизненных ценностей старшеклассников.

Занятие 4.
Активизирующие методы профориентационной работы со школьниками

  • Игры, упражнения, тренинги как эффективное средство активизации профессионального самоопределения учащихся на уроках и внеклассных занятиях.
  • Возможности использования социально-психологического тренинга в целях профессионального самоопределения. Тренинги целеполагания и построения жизненной перспективы.
  • Профориентационный тренинг «Необитаемый остров» для учащихся 6-7 классов.
  • Тренинг профессионального самоопределения «Профессия и карьера» для учащихся 8-9 классов.

Занятие 5.
Технология комплектование профильных классов условиях профильного обучения

  • Цели и задачи комплектования профильных классов. Взаимодействие педагога и психолога. Работа с родителями учащихся.
  • Технология отбора в профильные классы: принципы, формы и методы психолого-педагогической диагностики.
  • Этапы отбора в профильные классы.
  • Рекомендации по обработке и интерпретации результатов.

Занятие 6.
Помощь классного руководителя учащимся 5-9 классов в профессиональном и личностном самоопределении

  • Система классных часов в 5-9 классов «Уроки самоопределения» как средство формирования универсальных профессионально важных качеств.
  • Помощь взрослого в формировании реалистичной самооценки и уровня притязаний детей и подростков.
  • Направленность личности. Развитие эмоционально-волевой сферы детей и подростков.
  • Развитие интеллектуальной сферы и навыков планирования профессиональной карьеры.

Занятие 7.
Развитие универсальных навыков учащихся как условие их успешной социализации и профессионализации

  • Возможности использования программ развития универсальных навыков в учебном процессе.
  • Программа развития коммуникативной компетенции.
  • Программа развития логического мышления.
  • Программа развития навыков планирования жизненного пути.

Занятие 8.
Факультативные занятия и уроки профессионального самоопределения

  • Обзор и анализ программ профессионального самоопределения. Технология проектирование авторской программы.
  • Программа профессионального самоопределения «Я и моя профессия»: цели, задачи, содержание, возможности.
  • Программа «Психология и выбор профессии» как средство формирования реалистичных представлений о себе и профессиональной карьере.

Занятие 9.
Компьютерные и аудиовизуальные средства профессионального и личностного самоопределения учащихся

  • Обзор интернет-ресурсов по вопросам самоопределения молодежи.
  • Презентация электронного учебника «Профессия и карьера».
  • Видеокурс «Дороги, которые мы выбираем». Возможности использования на занятиях и во внеклассной работе.

Семинар - 2008 Семинар - 2008 Семинар - 2008


Запись на семинар: metodkabi.net@mail.ru



   
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс ИКС metodkabi.net.ru
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
       Copyright © 2007-2022, Joe