7 класс. Планирование профессионального будущего
Выбор профессии, как и любое дело, начинается с постановки цели, или целеполагания: капризное и расплывчатое «хочу» должно обрести скульптурные формы. Цели должны быть:
- добродетельными, то есть направленными на благо людей или, по крайней мере, на соблюдение принципа «не навреди»;
- конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде и т. д.);
- реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями: физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т. д.;
- позитивными (идти не от чего-то — «не хочу прозябать в нищете и безвестности», а к чему-то — «хочу денег и славы»);
- ограниченными во времени (цель — это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку).
Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами: личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними: деньги, связи, случай. При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить ряд моментов, о которых вы узнаете из следующего задания.
Заполните таблицу:
Главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть). |
|
Цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы). |
|
Пути и средства достижения целей (для кого-то — знания и умения, для кого-то — связи и деньги). |
|
Внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления). |
|
Внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье). |
|
Запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют – на случай, если не удастся сразу достичь главной цели). |
|
Если ваша цель — выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы:
На какой уровень образования я могу рассчитывать (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще), учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности?
Каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать?
Какое материальное вознаграждение (реальный минимум заработной платы) я хочу получить за свой труд?
Какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время, или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу?
Хочу я работать рядом с домом, или мне это безразлично?
Представьте, что вы перенеслись на несколько лет вперед. Каким вы представляете себе свое профессиональное будущее? Где и кем вы работаете? Опишите свой рабочий день. Какие отношения сложились с коллегами? Все ли вас устраивает? Какие препятствия вам пришлось преодолеть (получение специальности, поиск работы) и каким образом? Кто и как помогал вам в осуществлении ваших планов? Какие личные качества и навыки помогли вам реализовать свои профессиональные планы?
Если вам удалось хотя бы мысленно ответить на эти вопросы, подумайте:
- Осуществим ли этот образ будущего?
- Стоит ли тратить время и энергию на его осуществление?
- Действительно ли я хочу его осуществить?
Запишите, каким вы хотите видеть ваше профессиональное будущее — конкретно, реалистично, позитивно и к определенному сроку (от шести месяцев до пяти лет).
|