Логин: Пароль:
  
  Время выбирать профессию ! • Регистрация   • Забыли пароль?  

Секрет удачного выбора сотрудников прост: надо находить людей, которые хотят делать то, что вам надо.
Г.Селье

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 
Психологическая служба ГОУ СОШ № 230
 
Старт - Краснодарский методический центр информационно-коммуникационных технологий
 
 


Холланд + Климов = ?

– От вашей профориентации никакого толку.
   Дети эти тесты всерьез не воспринимают.
– А какие методики вы используете?
– ОПГ, ДДО, Карту интересов.
– Наверное, на 174 вопроса?
– Ну да, а чего мелочиться?

Школьных психологов, социальных педагогов и классных руководителей бросили в эксперимент под названием «профильное обучение», как котят в воду. Но что удивительно: люди, вынужденные заниматься не совсем понятным на первых порах делом, не только выплыли, но и начали выстраивать свои модели предпрофильной подготовки – кто на обломках государственной системы профориентации, кто на пустом месте – руководствуясь своим жизненным опытом и здравым смыслом.

Конечно, жалко, что многолетний опыт отечественной профориентации в очередной раз перечеркнут, обидно, что многим приходится изобретать велосипед… Но, возможно, будь прежние методы профориентационной работы достаточно эффективны, частная проблема выпускников не выросла бы в социально-экономическую проблему. «Частичные услуги» - так самокритично именовалась у нас работа профконсультантов. Уже тогда многие методики, разработанные в семидесятые годы, приходилось переделывать. Уже тогда вопросы типа «нравится ли тебе делать вырезки, выписки и группировать их по определенным признакам», «работать в штормовую погоду на большой реке или море», «интересоваться выполнением плана народного хозяйства», «работать на химическом производстве» веселили старшеклассников. А что значит «работать на телетайпе», мог объяснить не каждый профконсультант. А если бы и смог, что толку?

К сожалению, и сегодня нередко издаются книги, содержащие методики двадцатилетней давности, устаревшие еще на момент создания. Такое впечатление, что авторы сами никогда не работали с детьми, или их сознание настолько сужено, что они не видят очевидного: нельзя предлагать подросткам XXI века тесты, над которыми потешались их родители. В результате профанируется сама идея профильной ориентации.

Профессионала отличает критичность по отношению к себе и другим, способность учиться на своих и чужих ошибках и переосмысливать чужой опыт. Самоуверенно думать, что наши предшественники были глупее нас. Просто они жили в другое время. Психологам известна методика Определения профессионального типа личности Дж. Холланда. Согласно его подходу, людей можно классифицировать в соответствии с шестью типами личности: практическим (реалистическим), исследовательским, художественным, социальным, предпринимательским и конвенциональным. Удовлетворенность своей работой, а, следовательно, ее эффективность, зависит от того, насколько выбранный вид деятельности соответствует типу личности.

В нашей стране эта методика появилась лет двадцать назад. «Родной» американский вариант представлял собой кипу листов формата А4 – бланк, дешифратор, перечень профессий, среди которых были такие экзотические, как бальзамировщик трупов… Позже методика была упрощена и адаптирована. Чтобы определить свой профессиональной тип, тестируемым предлагалось «примерить» и оценить шесть утверждений, описывающих различные профессиональные типы личности. Затем надо было сравнить 42 пары профессий, выбрав одну их двух и записав ее код в бланк.

Если проводить тестирование механически, то можно не заметить недоумение ребят, вынужденных сравнивать «кондитера» и «священнослужителя», «философа» и «врача», «лесника» и «директора». Можно игнорировать замечания «продвинутых» подростков, что «директор» - не профессия. Можно даже пренебречь низкой корреляцией с другими методиками – в конце концов, несовершенство методик – не вина школьного психолога…

А дети-то в чем виноваты?

Два года назад я рискнула объединить типологию Дж. Холланда с классификацией Е.А.Климова. Мне показалось, что более корректно сравнивать профессии, относящиеся к разным типам по Холланду, но к одному и тому же предмету труда по Климову. (On-line диагностика по модифицированной методики Дж. Холланда здесь)

С учетом новых и наиболее востребованных профессий список приобрел такой вид:

Автомеханик (Р) Физиотерапевт (С)
Специалист по защите информации (И)Логистик (П)
Оператор связи (О) Кинооператор (А)
Водитель (Р)Продавец (С)
Инженер-конструктор (И)Менеджер по продажам (П)
Диспетчер (О)Дизайнер компьютерных программ (А)
Ветеринар (Р)Эколог (С)
Биолог-исследователь (И)Фермер (П)
Лаборант (О)Дрессировщик (А)
Агроном (Р)Санитарный врач (С)
Селекционер (И)Заготовитель сельхозпродуктов (П)
Микробиолог (О)Ландшафтный дизайнер (А)
Массажист (Р)Воспитатель (С)
Преподаватель (И)Предприниматель (П)
Администратор (О)Режиссер театра и кино (А)
Официант (Р)Врач (С)
Психолог (И)Торговый агент (П)
Страховой агент (О)Хореограф (А)
Ювелир-гравер (Р)Журналист (С)
Искусствовед (И)Продюсер (П)
Редактор (О)Музыкант (А)
Дизайнер интерьера (Р)Экскурсовод (С)
Композитор (И)Арт-директор (П)
Музейный работник (О)Актер театра и кино (А)
Верстальщик (Р)Гид-переводчик (С)
Лингвист (И)Антикризисный управляющий (П)
Корректор (О) Художественный редактор (А)
Наборщик текстов (Р)Юрисконсульт (С)
Программист (И)Брокер (П)
Бухгалтер (О)Литературный переводчик (А)

Из каждой пары профессий надо выбрать более привлекательную, и в бланке ответов рядом с ее кодом поставить «+». Например, если в паре «автомеханик (Р)» — «физиотерапевт (С)» больший интерес вызывает профессия автомеханика, надо поставить «+» в бланке ответов в строке «Р», если интереснее профессия физиотерапевта – «+» в строке «С». Обе эти профессии относятся к группе «человек-техника», но одна соответствует реалистическому типу личности (Р), а другая – социальному (С).

Р           
И           
С           
О           
П           
А           

Обработка результатов. Подсчитывается количество плюсов в каждой строке. 8—10 — ярко выраженный тип; 5—7 — средне выраженный тип; 2—4 — слабо выраженный тип. Максимальное количество плюсов указывает на отношение к одному из шести типов.

В чистом виде эти профессиональные типы встречаются редко – обычно можно говорить только о преобладающем типе личности. Выбирая профессию, необходимо учитывать свой профессиональный тип. Если профессия не соответствует вашему типу личности, работа будет даваться вам ценой значительного нервно-психического напряжения.

1. РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТИП (Р). Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны — их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. Близкие типы: интеллектуальный и офисный. Противоположный тип — социальный.

Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать. Шенк

2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ (И). Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный тип: предпринимательский.

Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам. М. Ларни

3. СОЦИАЛЬНЫЙ (С). Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы: артистический и предпринимательский. Противоположный тип: реалистический.

Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач. В. Бехтерев

4. ОФИСНЫЙ (О). Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений. Близкие типы: реалистический и предпринимательский. Противоположный тип: артистический.

Офис может работать без шефа, но не без секретаря. Дж.Фонда

5. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ (П). Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. Близкие типы: офисный и социальный. Противоположный тип: исследовательский.

Специальность налетчика куда менее заманчива, чем смежные с ней профессии политика или биржевого спекулянта. О. Генри

6. АРТИСТИЧЕСКИЙ (А). Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством. Близкие типы: интеллектуальный и социальный. Противоположный тип: офисный.

Только поэты и женщины умеют обращаться с деньгами так, как деньги того заслуживают. А. Боннар

В поисках более удачного эквивалента слову «конвенциальный» рассматривались различные варианты, например, «конторский», «канцелярский», но самый удачный вариант – «офисный», придумали сотрудники издательства «Генезис», выпустившие мою книгу «Психология и выбор профессии», где эта методика и была впервые опубликована.

Шкала приспособленности различных типов личности к шести профессиональным областям изображена в виде шестиугольника, углы которого обозначены буквами, обозначающими каждый из шести типов и расположенными в определенном порядке: Р — реалистический тип, И — интеллектуальный, А — артистический, С — социальный, П — предпринимательский, О — офисный.

Связь между типами личности и профессиональными средами обратно пропорциональна расстоянию от одной вершины до другой в любом направлении. Например, офисному (конвенциональному) типу ближе реалистический и предпринимательский, поэтому оба типа личности могут приспособиться к соответствующим профессиональным средам достаточно успешно. Намного дальше от него типа находятся интеллектуальный и социальный, в силу чего эти личности и среды плохо совмещаются. И совершенно несовместимы офисный и артистический, интеллектуальный и предпринимательский, реалистический и социальный типы - между ними самое большое расстояние.

Сама идея связи между психологическим типом человека и его профессией необыкновенно интересна, потому что позволяет не только выявить профессиональный тип личности, но и увидеть родственные и противопоказанные виды деятельности. Вдумчивая интерпретация методики позволяет понять, почему ученым и представителям «помогающих» профессий обычно не свойственен повышенный интерес к материальному благополучия; почему люди артистического склада не выносят жестко регламентированной работы. Методику можно использовать не только в работе со школьниками, но и в целях подбора персонала, в профконсультации безработных.

Хотя предложенный вариант нельзя считать бесспорным (может, кто-нибудь знает безупречные методики?), два года работы по этой методике с подростками и взрослыми, а также положительные отзывы коллег позволяют рекомендовать его к работе в условиях предпрофильной подготовки. Важным дополнением является краткий словарь профессий, в котором приводится содержание профессиональной деятельности, профессионально важные качества и медицинские противопоказания.

Принцип дублирования, или перекрытия тестов предполагает использование не одной, а двух-трех методик разного типа. Методика Холланда может дополняться Матрицей выбора профессии, Опросником профессиональных склонностей. Это повысит прогностическую ценность консультации и позволит сузить поле выбора профессии.

On-line самодиагностика

Галина Резапкина



    Добавление комментария

  Ваше имя:

  Введите текст:
  

  Введите код, изображенный на картинке:
  
  

   
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс цитирования сайта metodkabi.net.ru LiveInternet: показано число просмотров и посетителей за 24 часа Наш сайт в каталоге manyweb.ru Интернет-сообщество учителей: материалы для учителя: планирование, рекомендации, презентации. Форум учителей Психология 100 Все новости образования Некоммерческое партнерство Родительский Комитет
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
Copyright © 2007-2017, Joe