Логин: Пароль:
  
  Время выбирать профессию ! • Регистрация   • Забыли пароль?  

Многие, кто жалуется, что не получают того, что заслужили, просто не знают, как им везёт!
Альфред Ньюмен

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 
Психологическая служба ГОУ СОШ № 230
 
Старт - Краснодарский методический центр информационно-коммуникационных технологий
 
 


Холланд + Климов = ?

– От вашей профориентации никакого толку.
   Дети эти тесты всерьез не воспринимают.
– А какие методики вы используете?
– ОПГ, ДДО, Карту интересов.
– Наверное, на 174 вопроса?
– Ну да, а чего мелочиться?

Школьных психологов, социальных педагогов и классных руководителей бросили в эксперимент под названием «профильное обучение», как котят в воду. Но что удивительно: люди, вынужденные заниматься не совсем понятным на первых порах делом, не только выплыли, но и начали выстраивать свои модели предпрофильной подготовки – кто на обломках государственной системы профориентации, кто на пустом месте – руководствуясь своим жизненным опытом и здравым смыслом.

Конечно, жалко, что многолетний опыт отечественной профориентации в очередной раз перечеркнут, обидно, что многим приходится изобретать велосипед… Но, возможно, будь прежние методы профориентационной работы достаточно эффективны, частная проблема выпускников не выросла бы в социально-экономическую проблему. «Частичные услуги» - так самокритично именовалась у нас работа профконсультантов. Уже тогда многие методики, разработанные в семидесятые годы, приходилось переделывать. Уже тогда вопросы типа «нравится ли тебе делать вырезки, выписки и группировать их по определенным признакам», «работать в штормовую погоду на большой реке или море», «интересоваться выполнением плана народного хозяйства», «работать на химическом производстве» веселили старшеклассников. А что значит «работать на телетайпе», мог объяснить не каждый профконсультант. А если бы и смог, что толку?

К сожалению, и сегодня нередко издаются книги, содержащие методики двадцатилетней давности, устаревшие еще на момент создания. Такое впечатление, что авторы сами никогда не работали с детьми, или их сознание настолько сужено, что они не видят очевидного: нельзя предлагать подросткам XXI века тесты, над которыми потешались их родители. В результате профанируется сама идея профильной ориентации.

Профессионала отличает критичность по отношению к себе и другим, способность учиться на своих и чужих ошибках и переосмысливать чужой опыт. Самоуверенно думать, что наши предшественники были глупее нас. Просто они жили в другое время. Психологам известна методика Определения профессионального типа личности Дж. Холланда. Согласно его подходу, людей можно классифицировать в соответствии с шестью типами личности: практическим (реалистическим), исследовательским, художественным, социальным, предпринимательским и конвенциональным. Удовлетворенность своей работой, а, следовательно, ее эффективность, зависит от того, насколько выбранный вид деятельности соответствует типу личности.

В нашей стране эта методика появилась лет двадцать назад. «Родной» американский вариант представлял собой кипу листов формата А4 – бланк, дешифратор, перечень профессий, среди которых были такие экзотические, как бальзамировщик трупов… Позже методика была упрощена и адаптирована. Чтобы определить свой профессиональной тип, тестируемым предлагалось «примерить» и оценить шесть утверждений, описывающих различные профессиональные типы личности. Затем надо было сравнить 42 пары профессий, выбрав одну их двух и записав ее код в бланк.

Если проводить тестирование механически, то можно не заметить недоумение ребят, вынужденных сравнивать «кондитера» и «священнослужителя», «философа» и «врача», «лесника» и «директора». Можно игнорировать замечания «продвинутых» подростков, что «директор» - не профессия. Можно даже пренебречь низкой корреляцией с другими методиками – в конце концов, несовершенство методик – не вина школьного психолога…

А дети-то в чем виноваты?

Два года назад я рискнула объединить типологию Дж. Холланда с классификацией Е.А.Климова. Мне показалось, что более корректно сравнивать профессии, относящиеся к разным типам по Холланду, но к одному и тому же предмету труда по Климову. (On-line диагностика по модифицированной методики Дж. Холланда здесь)

С учетом новых и наиболее востребованных профессий список приобрел такой вид:

Автомеханик (Р) Физиотерапевт (С)
Специалист по защите информации (И)Логистик (П)
Оператор связи (О) Кинооператор (А)
Водитель (Р)Продавец (С)
Инженер-конструктор (И)Менеджер по продажам (П)
Диспетчер (О)Дизайнер компьютерных программ (А)
Ветеринар (Р)Эколог (С)
Биолог-исследователь (И)Фермер (П)
Лаборант (О)Дрессировщик (А)
Агроном (Р)Санитарный врач (С)
Селекционер (И)Заготовитель сельхозпродуктов (П)
Микробиолог (О)Ландшафтный дизайнер (А)
Массажист (Р)Воспитатель (С)
Преподаватель (И)Предприниматель (П)
Администратор (О)Режиссер театра и кино (А)
Официант (Р)Врач (С)
Психолог (И)Торговый агент (П)
Страховой агент (О)Хореограф (А)
Ювелир-гравер (Р)Журналист (С)
Искусствовед (И)Продюсер (П)
Редактор (О)Музыкант (А)
Дизайнер интерьера (Р)Экскурсовод (С)
Композитор (И)Арт-директор (П)
Музейный работник (О)Актер театра и кино (А)
Верстальщик (Р)Гид-переводчик (С)
Лингвист (И)Антикризисный управляющий (П)
Корректор (О) Художественный редактор (А)
Наборщик текстов (Р)Юрисконсульт (С)
Программист (И)Брокер (П)
Бухгалтер (О)Литературный переводчик (А)

Из каждой пары профессий надо выбрать более привлекательную, и в бланке ответов рядом с ее кодом поставить «+». Например, если в паре «автомеханик (Р)» — «физиотерапевт (С)» больший интерес вызывает профессия автомеханика, надо поставить «+» в бланке ответов в строке «Р», если интереснее профессия физиотерапевта – «+» в строке «С». Обе эти профессии относятся к группе «человек-техника», но одна соответствует реалистическому типу личности (Р), а другая – социальному (С).

Р           
И           
С           
О           
П           
А           

Обработка результатов. Подсчитывается количество плюсов в каждой строке. 8—10 — ярко выраженный тип; 5—7 — средне выраженный тип; 2—4 — слабо выраженный тип. Максимальное количество плюсов указывает на отношение к одному из шести типов.

В чистом виде эти профессиональные типы встречаются редко – обычно можно говорить только о преобладающем типе личности. Выбирая профессию, необходимо учитывать свой профессиональный тип. Если профессия не соответствует вашему типу личности, работа будет даваться вам ценой значительного нервно-психического напряжения.

1. РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТИП (Р). Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны — их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. Близкие типы: интеллектуальный и офисный. Противоположный тип — социальный.

Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать. Шенк

2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ (И). Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный тип: предпринимательский.

Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам. М. Ларни

3. СОЦИАЛЬНЫЙ (С). Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы: артистический и предпринимательский. Противоположный тип: реалистический.

Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач. В. Бехтерев

4. ОФИСНЫЙ (О). Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений. Близкие типы: реалистический и предпринимательский. Противоположный тип: артистический.

Офис может работать без шефа, но не без секретаря. Дж.Фонда

5. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ (П). Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. Близкие типы: офисный и социальный. Противоположный тип: исследовательский.

Специальность налетчика куда менее заманчива, чем смежные с ней профессии политика или биржевого спекулянта. О. Генри

6. АРТИСТИЧЕСКИЙ (А). Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством. Близкие типы: интеллектуальный и социальный. Противоположный тип: офисный.

Только поэты и женщины умеют обращаться с деньгами так, как деньги того заслуживают. А. Боннар

В поисках более удачного эквивалента слову «конвенциальный» рассматривались различные варианты, например, «конторский», «канцелярский», но самый удачный вариант – «офисный», придумали сотрудники издательства «Генезис», выпустившие мою книгу «Психология и выбор профессии», где эта методика и была впервые опубликована.

Шкала приспособленности различных типов личности к шести профессиональным областям изображена в виде шестиугольника, углы которого обозначены буквами, обозначающими каждый из шести типов и расположенными в определенном порядке: Р — реалистический тип, И — интеллектуальный, А — артистический, С — социальный, П — предпринимательский, О — офисный.

Связь между типами личности и профессиональными средами обратно пропорциональна расстоянию от одной вершины до другой в любом направлении. Например, офисному (конвенциональному) типу ближе реалистический и предпринимательский, поэтому оба типа личности могут приспособиться к соответствующим профессиональным средам достаточно успешно. Намного дальше от него типа находятся интеллектуальный и социальный, в силу чего эти личности и среды плохо совмещаются. И совершенно несовместимы офисный и артистический, интеллектуальный и предпринимательский, реалистический и социальный типы - между ними самое большое расстояние.

Сама идея связи между психологическим типом человека и его профессией необыкновенно интересна, потому что позволяет не только выявить профессиональный тип личности, но и увидеть родственные и противопоказанные виды деятельности. Вдумчивая интерпретация методики позволяет понять, почему ученым и представителям «помогающих» профессий обычно не свойственен повышенный интерес к материальному благополучия; почему люди артистического склада не выносят жестко регламентированной работы. Методику можно использовать не только в работе со школьниками, но и в целях подбора персонала, в профконсультации безработных.

Хотя предложенный вариант нельзя считать бесспорным (может, кто-нибудь знает безупречные методики?), два года работы по этой методике с подростками и взрослыми, а также положительные отзывы коллег позволяют рекомендовать его к работе в условиях предпрофильной подготовки. Важным дополнением является краткий словарь профессий, в котором приводится содержание профессиональной деятельности, профессионально важные качества и медицинские противопоказания.

Принцип дублирования, или перекрытия тестов предполагает использование не одной, а двух-трех методик разного типа. Методика Холланда может дополняться Матрицей выбора профессии, Опросником профессиональных склонностей. Это повысит прогностическую ценность консультации и позволит сузить поле выбора профессии.

On-line самодиагностика

Галина Резапкина



    Добавление комментария

  Ваше имя:

  Введите текст:
  

  Введите код, изображенный на картинке:
  
  

   
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс цитирования сайта metodkabi.net.ru LiveInternet: показано число просмотров и посетителей за 24 часа Наш сайт в каталоге manyweb.ru Интернет-сообщество учителей: материалы для учителя: планирование, рекомендации, презентации. Форум учителей Психология 100 Все новости образования Некоммерческое партнерство Родительский Комитет
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
Copyright © 2007-2017, Joe