Логин: Пароль:
  
  Время выбирать профессию ! • Регистрация   • Забыли пароль?  

Специалисты утверждают, что нельзя в гневе шлёпать детей. А когда можно? Когда у вас праздничное настроение?
Розина Барр

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 
Психологическая служба ГОУ СОШ № 230
 
Старт - Краснодарский методический центр информационно-коммуникационных технологий
 
 


Г.В. Резапкина
Уроки самоопределения
(система классных часов для учащихся 5-9 классов)

II. Направленность личности



5 класс. Что такое хорошо и что такое плохо

    Счастье и несчастье человека
    в такой же степени зависит от его нрава,
    как и от судьбы
    Франсуа Ларошфуко

    Круг чтения.
Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок» (чтение отрывков по ролям или просмотр фрагмента мультфильма).

1. На птичьем дворе.
- Славные у тебя детки! - сказала старая утка с красным лоскутом на лапе, - все славные, вот только один... Этот не удался! Хорошо бы его переделать!
Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же ему было уродиться таким безобразным, что весь птичий двор смеется над ним!..
Так прошел первый день, а потом пошло еще хуже. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!»
А мать прибавляла: «Глаза бы на тебя не глядели!»
Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою.

  • Почему птицы обижали «гадкого утенка»?
  • Действительно ли он был так безобразен, как считали птицы?
  • Что вы можете сказать о героях сказки?

    2. В избушке.
    В избушке жила старуха с котом и курицей. Кота она звала сыночком; он умел выгибать спину, мурлыкать и даже пускать искры, если погладить его против шерсти. У курицы были маленькие, коротенькие ножки, потому ее и прозвали Коротконожкой; она прилежно несла яйца, и старушка любила ее, как дочку. Утром чужого утенка заметили. Кот замурлыкал, курица заклохтала.
    - Что там? - спросила старушка, осмотрелась кругом и заметила утенка, но по слепоте приняла его за жирную утку, которая отбилась от дому.
    - Вот так находка! - сказала старушка. - Теперь у меня будут утиные яйца, если только это не селезень. Ну, да увидим, испытаем!
    И утенка приняли на испытание. Но прошло недели три, а яиц все не было. Настоящим хозяином в доме был кот, а хозяйкой - курица, и оба всегда говорили:
    - Мы и весь свет!
    Они считали самих себя половиной всего света, и притом лучшей половиной. Правда, утенок полагал, что можно быть на этот счет и другого мнения. Но курица этого не потерпела.
    - Умеешь ты нести яйца? - спросила она утенка.
    - Нет.
    - Так и держи язык на привязи!
    А кот спросил:
    - Умеешь ты выгибать спину, мурлыкать и пускать искры?
    - Нет.
    - Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди!
    И утенок сидел в углу, нахохлившись.

  • Какие качества объединяют обитателей избушки и птичьего двора?
  • Что вы можете сказать об их самооценке и самооценке утенка?
  • Почему утенок ушел из избушки?
  • 3. Среди своих.
    Запели жаворонки. Пришла весна! Утенок взмахнул крыльями и полетел. Теперь в крыльях его гудел ветер, и они были куда крепче прежнего.
    И вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. Утенок узнал прекрасных птиц, и его охватила какая-то непонятная грусть.
    - Полечу-ка к ним, к этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня насмерть за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним. Но пусть! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод!
    - Убейте меня! - сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти, но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное отражение.
    Но он был уже не гадким темно-серым утенком, а лебедем. Теперь он был рад, что перенес столько горя и бед, - он мог лучше оценить свое счастье и окружавшее его великолепие. А большие лебеди плавали вокруг и гладили его клювами.
    В сад прибежали маленькие дети. Они стали бросать лебедям хлебные крошки и зерна, а самый младший закричал: «Новый прилетел!»
    Дети хлопали в ладоши и плясали от радости, а потом побежали за отцом и матерью и опять стали бросать в воду крошки хлеба и пирожного. Все говорили: «Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!»
    И старые лебеди склонили перед ним голову.
    А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем.
    Он был очень счастлив, но нисколько не возгордился - доброе сердце не знает гордости; ему вспоминалось то время, когда все смеялись над ним и гнали его. А теперь все говорят, что он самый прекрасный среди прекрасных птиц. И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик:
    - Нет, о таком счастье я и не мечтал, когда был еще гадким утенком!

  • Почему для утенка была так важна оценка других?
  • Как вы понимаете слова: «Теперь он был рад, что перенес столько горя и бед»?
  • Что изменилось в самом утенке, когда лебеди приняли его за своего?


  • Примечание. В результате работы с текстом ребята должны сделать выводы о зависимости самооценки от мнения других и о значении самооценки в жизни каждого человека. Сказка дает возможность задуматься о таких качествах, как самоуверенность и неуверенность, зазнайство, милосердие, терпение, великодушие. В следующем задании знакомство с этими качествами углубляется и конкретизируется.

      «Что такое хорошо и что такое плохо».

    Ребятам зачитывается список качеств, которые они должны распределить по двум колонкам:

    аккуратность, беспечность, внимательность, гордость, грубость, заботливость, замкнутость, мстительность, искренность, капризность, медлительность, настойчивость, нерешительность, обидчивость, общительность, отзывчивость, подозрительность, раздражительность, сдержанность, сострадание, терпеливость, торопливость, трусость, эгоизм.

    В этом списке есть нейтральные качества, которые нельзя отнести ни к хорошим, ни к плохим – торопливость, медлительность, замкнутость, общительность. Хорошо, если ребята сами обратят на это внимание.

  • В каких случаях эти качества полезны, а в каких – вредны? Приведите примеры.
  • Подчеркните качества, которые вы в себе замечаете.
  • Какие качества труднее было признать «своими» - положительные или отрицательные?

  •    
    Рейтинг@Mail.ru   Яндекс цитирования сайта metodkabi.net.ru LiveInternet: показано число просмотров и посетителей за 24 часа Наш сайт в каталоге manyweb.ru Интернет-сообщество учителей: материалы для учителя: планирование, рекомендации, презентации. Форум учителей Психология 100 Все новости образования Некоммерческое партнерство Родительский Комитет
    Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
    Copyright © 2007-2017, Joe