Логин: Пароль:
  
  Время выбирать профессию ! • Регистрация   • Забыли пароль?  

Многие, кто жалуется, что не получают того, что заслужили, просто не знают, как им везёт!
Альфред Ньюмен

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 
Психологическая служба ГОУ СОШ № 230
 
Старт - Краснодарский методический центр информационно-коммуникационных технологий
 
 


Г.В. Резапкина
Уроки самоопределения
(система классных часов для учащихся 5-9 классов)

II. Направленность личности



5 класс. Что такое хорошо и что такое плохо

    Счастье и несчастье человека
    в такой же степени зависит от его нрава,
    как и от судьбы
    Франсуа Ларошфуко

    Круг чтения.
Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок» (чтение отрывков по ролям или просмотр фрагмента мультфильма).

1. На птичьем дворе.
- Славные у тебя детки! - сказала старая утка с красным лоскутом на лапе, - все славные, вот только один... Этот не удался! Хорошо бы его переделать!
Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же ему было уродиться таким безобразным, что весь птичий двор смеется над ним!..
Так прошел первый день, а потом пошло еще хуже. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!»
А мать прибавляла: «Глаза бы на тебя не глядели!»
Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою.

  • Почему птицы обижали «гадкого утенка»?
  • Действительно ли он был так безобразен, как считали птицы?
  • Что вы можете сказать о героях сказки?

    2. В избушке.
    В избушке жила старуха с котом и курицей. Кота она звала сыночком; он умел выгибать спину, мурлыкать и даже пускать искры, если погладить его против шерсти. У курицы были маленькие, коротенькие ножки, потому ее и прозвали Коротконожкой; она прилежно несла яйца, и старушка любила ее, как дочку. Утром чужого утенка заметили. Кот замурлыкал, курица заклохтала.
    - Что там? - спросила старушка, осмотрелась кругом и заметила утенка, но по слепоте приняла его за жирную утку, которая отбилась от дому.
    - Вот так находка! - сказала старушка. - Теперь у меня будут утиные яйца, если только это не селезень. Ну, да увидим, испытаем!
    И утенка приняли на испытание. Но прошло недели три, а яиц все не было. Настоящим хозяином в доме был кот, а хозяйкой - курица, и оба всегда говорили:
    - Мы и весь свет!
    Они считали самих себя половиной всего света, и притом лучшей половиной. Правда, утенок полагал, что можно быть на этот счет и другого мнения. Но курица этого не потерпела.
    - Умеешь ты нести яйца? - спросила она утенка.
    - Нет.
    - Так и держи язык на привязи!
    А кот спросил:
    - Умеешь ты выгибать спину, мурлыкать и пускать искры?
    - Нет.
    - Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди!
    И утенок сидел в углу, нахохлившись.

  • Какие качества объединяют обитателей избушки и птичьего двора?
  • Что вы можете сказать об их самооценке и самооценке утенка?
  • Почему утенок ушел из избушки?
  • 3. Среди своих.
    Запели жаворонки. Пришла весна! Утенок взмахнул крыльями и полетел. Теперь в крыльях его гудел ветер, и они были куда крепче прежнего.
    И вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. Утенок узнал прекрасных птиц, и его охватила какая-то непонятная грусть.
    - Полечу-ка к ним, к этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня насмерть за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним. Но пусть! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод!
    - Убейте меня! - сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти, но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное отражение.
    Но он был уже не гадким темно-серым утенком, а лебедем. Теперь он был рад, что перенес столько горя и бед, - он мог лучше оценить свое счастье и окружавшее его великолепие. А большие лебеди плавали вокруг и гладили его клювами.
    В сад прибежали маленькие дети. Они стали бросать лебедям хлебные крошки и зерна, а самый младший закричал: «Новый прилетел!»
    Дети хлопали в ладоши и плясали от радости, а потом побежали за отцом и матерью и опять стали бросать в воду крошки хлеба и пирожного. Все говорили: «Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!»
    И старые лебеди склонили перед ним голову.
    А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем.
    Он был очень счастлив, но нисколько не возгордился - доброе сердце не знает гордости; ему вспоминалось то время, когда все смеялись над ним и гнали его. А теперь все говорят, что он самый прекрасный среди прекрасных птиц. И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик:
    - Нет, о таком счастье я и не мечтал, когда был еще гадким утенком!

  • Почему для утенка была так важна оценка других?
  • Как вы понимаете слова: «Теперь он был рад, что перенес столько горя и бед»?
  • Что изменилось в самом утенке, когда лебеди приняли его за своего?


  • Примечание. В результате работы с текстом ребята должны сделать выводы о зависимости самооценки от мнения других и о значении самооценки в жизни каждого человека. Сказка дает возможность задуматься о таких качествах, как самоуверенность и неуверенность, зазнайство, милосердие, терпение, великодушие. В следующем задании знакомство с этими качествами углубляется и конкретизируется.

      «Что такое хорошо и что такое плохо».

    Ребятам зачитывается список качеств, которые они должны распределить по двум колонкам:

    аккуратность, беспечность, внимательность, гордость, грубость, заботливость, замкнутость, мстительность, искренность, капризность, медлительность, настойчивость, нерешительность, обидчивость, общительность, отзывчивость, подозрительность, раздражительность, сдержанность, сострадание, терпеливость, торопливость, трусость, эгоизм.

    В этом списке есть нейтральные качества, которые нельзя отнести ни к хорошим, ни к плохим – торопливость, медлительность, замкнутость, общительность. Хорошо, если ребята сами обратят на это внимание.

  • В каких случаях эти качества полезны, а в каких – вредны? Приведите примеры.
  • Подчеркните качества, которые вы в себе замечаете.
  • Какие качества труднее было признать «своими» - положительные или отрицательные?

  •    
    Рейтинг@Mail.ru   Яндекс цитирования сайта metodkabi.net.ru LiveInternet: показано число просмотров и посетителей за 24 часа Наш сайт в каталоге manyweb.ru Интернет-сообщество учителей: материалы для учителя: планирование, рекомендации, презентации. Форум учителей Психология 100 Все новости образования Некоммерческое партнерство Родительский Комитет
    Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
    Copyright © 2007-2017, Joe