Логин: Пароль:
  
  Время выбирать профессию ! • Регистрация   • Забыли пароль?  

«Видите ли, помимо тех вещей, которым всякий может научиться, – умение хорошо одеваться и правильно говорить, и все такое, – леди отличается от цветочницы не тем, как она себя держит. Для профессора Хиггинса я навсегда останусь цветочницей, потому что он держит себя со мной, как с цветочницей; но я знаю, что для вас я могу стать леди, потому что вы держите себя со мной как с леди».
Б. Шоу, Пигмалион

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 
Психологическая служба ГОУ СОШ № 230
 
Старт - Краснодарский методический центр информационно-коммуникационных технологий
 
 


«Свободный ум» против «здравого смысла»

Найдется ли человек, который не разделял бы озвученную авторами Образовательной системы «Школа-2100» установку – «ориентация на все лучшее в российской педагогической традиции, от Ушинского и Льва Толстого до «педагогики сотрудничества». «Хочешь любви, большой, но чистой?» - «Кто же ее не хочет?» - отвечала крестьянская девушка заезжему ловеласу в известном фильме.

На каждой странице объемного руководства к Образовательной системе – хорошие и умные слова. Самое популярное словосочетание – «должен быть»: «должна быть развивающей», «должна быть самостоятельной…», «должен осознавать», «должно быть сформировано», «должно быть обеспечено» и т.д. В надежде, что наконец-то появятся учебники, в которых изложено, как всего этого достичь, стараюсь не замечать фактические и грамматические ошибки, стилистическую небрежность, повторы и излишнее теоретизирование. Шутка ли – авторы выносили детище, зачатое еще до перестройки, в 1988 году ВНИК «Школа». Тогда еще первые кооперативы начинались. Правда, сами уточняют, что этот подход не нов – в истории образования он формулировался неоднократно. Но вот беда, никому пока «так и не удалось последовательно реализовать его в той или иной образовательной системе». Кроме, надо полагать, создателей «Школы 2100». Свершилось!

Как филолога по первому образованию меня особо интересует литература. В нетерпении открываю глянцевую обложку, на которой изображен очкарик с заячьими ушами. «Капельки солнца» из серии «Свободный ум», книга для чтения в 1 классе. Какие-то говорящие зайцы, один из которых превратился в мальчика и пошел в школу… Материал подается через призму восприятия этого мальчика-зайчика, которого называют то Пусом, то Петей Зайцевым…

Вообще-то в младшем школьном возрасте происходит очень важный процесс, который называется самоидентификацией. Ребенок (да и взрослый!) идентифицирует себя с героем. Поэтому так важно с детства читать хорошую, правильную литературу и смотреть хорошие, правильные фильмы, где ясно расставлены смысловые акценты – «что такое хорошо и что такое плохо», где главный герой – хороший человек. А не заяц. Пусть даже хороший. С этого места мой свободный ум начинает конфликтовать с моим здравым смыслом.

Читаю знакомые с детства тексты, перемежающиеся вредными советами Остера, спотыкаясь о регулярные превращения мальчика в зайца и наоборот («Составьте по картинкам устный рассказ «Заяц Пус мечтает»), и честно стараюсь увидеть, как авторы реализуют идеи Бахтина, Блонского, Выготского, Роджерса, Франкла, Ухтомского и еще десятка корифеев отечественной и зарубежной психологии, цитируемых авторами «Школы 2100»? В чем принципиальное отличие от других систем? «Деятельностный подход, «личностно ориентированное образование», «педагогика свободы» против «педагогики необходимости»… Жонглирование словами, которые суть уже не более, чем образовательные штампы.

Вероятно, дело было так. Ученые, как это часто бывает, слепили идеальную, по их разумению, образовательную модель из кусков умных, но бесконечно далеких от жизни диссертаций. Затем нашли авторов, которые собрали текст, особо не заботясь, чтобы он соответствовал теоретической модели. В школе это называют «подгонкой». Третья составляющая книги – концепция оформления. Рисуночки, конечно, страшноватые. Да и детские гримасы и ужимки на фотографиях могут умилить только их родителей. Наверное, авторы не имеют никакого отношения к оформлению. Наверное, и рамочка со штрих-кодом на каждом рисунке не входила в их планы. А в чьи входила? Кто-нибудь может объяснить, какую смысловую или художественную нагрузку несет стилизованный штрих-код на каждой странице книги для чтения в первом классе?

Но посмотрим, что скрывает «Маленькая дверь в большой мир». Так нейтрально Бунеевы назвали учебник литературы для второго класса. «Большой мир» встречает детей стихотворением Марины Цветаевой:

            …Я страшную сказку читаю
            О старой колдунье беззубой.
            О старой колдунье и гномах,
            О принцессе, ушедшей закатом.
            Как жутко в лесу незнакомом
            Бродить ей с невидящим братом!
            Одна у колдуньи забота:
            Подвести его к пропасти прямо!

Если спутником первоклассника был оборотень, неудивительно, что проводником второклассника стал младший домовой. Если в первом классе доминировала «зоологическая» тема», то сейчас на первый план выходит оккультно-сказочная тема.

Саша, с которым на этот раз будет идентифицировать себя второклассник, послушный воле домового Афанасия, отправляется в путешествие по страницам сказок. Большой мир – это мир домовых, мумми-тролей, хоббитов, эльфов и гномов, каждый из которых имеет свое имя, а также героев народных и авторских сказок.

В первом классе мое сознание «плыло», пытаясь следовать за превращениями Пуса-Пети. Сейчас стала стираться грань между сном и явью: чтение сказки преподносится в виде путешествия во сне, а реальность домового Афанасия подтверждается железным аргументом: «дедушка не знает про меня, потому что он в меня не верит». Литературные вкусы Афанасия, усатого брюнета с топором, красным носом и глазами навыкате, мягко говоря, своеобразны.

Мне лично нравятся страшные рассказы. И я с интересом прочла зловещую литовскую сказку Мальчик Золотой Холок и девочка Золотая Коса про то, как новорожденных детей кладут в ящик и бросают в воду. Но если бы я встретилась с этой сказкой в более нежном возрасте, ночные кошмары мне были бы обеспечены как минимум на четыре ночи – четыре урока дети переживают за героев сказки.

А если бы я следом прочитала отрывок «Пауки и мухи» из романа Толкиена, одними кошмарами я бы не отделалась. И не потому, что я такая впечатлительная. Это, действительно, сильный, яркий фрагмент. До сих пор в ушах звучит рефрен: «Жирный паук, старый дурак!» Но, вырванный из контекста сложнейшего романа, написанного для взрослых (как это не покажется странным для авторов учебников), он теряет нравоучительный смысл, вытесняя все чувства, кроме страха, брезгливости и отвращения. И этими эмоциями дети должны жить пять уроков! Кстати, любимая авторами тема пауков через несколько уроков снова всплывет в отрывке из «Золотого ключика».

А психологи удивляются, почему повышается детская тревожность!

Песня гномов из «Хоббита», вероятно, так нравится авторам, что они вставляют ее через несколько уроков как самостоятельное произведение:

            Бейте тарелки, бейте розетки!
            Вилки тупите, гните ножи!
            Об пол бутылки! В печку салфетки!
            Будет порядок – только скажи!
            Рвите на части скатерти, гости!
            Лейте на стулья жир от котлет!
            Корки и кости под ноги бросьте!
            Мажьте горчицей ценный паркет!

И так далее… Такую лихую песню гномы грянули в ответ на просьбу их спасителя Бильбо Беггинса быть осторожней с его посудой. В комментариях к уроку объясняется, что это – «призыв к действию», выясняется «настроение гномов, когда они исполняют эту песню (задиристое, лихое, очень веселое)» и предлагается читать ее детям хором.

А родители удивляются, откуда у детей разрушительные наклонности! К сожалению, это не единственный пример из книги, когда детям задается модель асоциального поведения.

Возникает ощущение, что авторы перелопатили мировую детскую литературу с единственной целью: найти фрагменты, описывающие негативное поведение любимых героев, с которыми идентифицируют себя дети, и вырвать их из контекста, исказив тем самым их смысл.

Вот как это происходит. Из «Золотого ключика» Толстого выхвачен фрагмент, в котором Мальвина воспитывает Буратино. Буратино ведет себя отвратительно:

      «Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда девочка отвернулась,… он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся. Пролил какао на скатерть…»

И так далее. Кроткая и терпеливая в сказке Толстого Мальвина в учебнике изображена злобной мегерой, которая пристает с уроками к озорному Буратино, который завидует свободе пуделя Артемона. Неизвестный художник ухитрился изуродовать даже положительных героев. Детям естественно ассоциировать себя с непослушным и невоспитанным Буратино, а свою учительницу – с нудной Мальвиной, которую можно не слушать:

      «Вот дура девчонка… Нашлась воспитательница, подумаешь… У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое…»

Кстати, слово «дура» встречается на страницах учебника чащи других. После этого учитель спрашивает, получится ли из Мальвины воспитательница?» Я бы не рискнула ответить на этот вопрос. Интересно, что говорят второклассники.

За четыре урока дети должны прочитать и проанализировать два произвольно взятых и слабо связанных по смыслу фрагмента, которые плотно населены отрицательными персонажами: Лис, губернатор города Дураков, отчаянный трус жирный кот в золотых очках, тайный советник, подлец и трус, служба безопасности в лице двух глупых и трусливых доберманов (хорошенькое знакомство с исполнительной властью), мошенники лиса Алиса и кот Базилио, злобный директор Карабас и его подхалим Дуремар…

Детям, знакомым с сюжетом сказки, будет скучно, а не знакомым – непонятно.

Так же обходятся Бунеевы и с другими произведениями. Классика мировой детской литературы представлена в учебнике куцыми отрывками, способными дезориентировать ребенка, отбить охоту к самостоятельному чтению, исказить замыслы Ершова, Толстого, Родари и других замечательных детских писателей.

В учебниках есть много прекрасных стихов и рассказов. Но всему свое время. Не уверена, что второклассники смогут понять глубину философской сказки Экзюпери «Маленький принц». В лучшем случае для большинства он останется в памяти сказочным человечком типа гнома. Тяжело детям, только научившимся читать, понять отрывок из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» или из былин, перегруженных архаизмами. А самое главное – зачем?

При близком знакомстве с текстами возникает убеждение, что их выбор не случаен, это не извращенный вкус авторов, которые каким-то образом получили этот заказ. Внимательное чтение уже первых двух учебников (а всего их уже 9!) убеждает, отбор и подача материала подчинены какой-то странной логике. Хочется понять ее, чтобы найти и обезвредить мины и ловушки, искусно расставленные на станицах школьных учебников.

Сверхзадача уроков литературы в начальной школе – развитие представлений о добре и зле, которые формируются в семье. Главный упрек авторам – даже не игнорирование (или незнание?) возрастных особенностей младших школьников, игнорирование (или незнание?) законов восприятия, а усиленное (чтобы не сказать целенаправленное) размывание, искажение представлений о добре и зле, которые, к сожалению, сформированы не у каждого младшего школьника. Вместо этого насаждается мистическое, оккультное мышление, воспитывается протестное поведение и негативное восприятие взрослых – будь то родители, учителя или представители власти.

Как все это сопрягается с благородными целями, заявленными в пафосном предисловии к Образовательной системе «Школа 2100. Педагогика здравого смысла»? Да никак. Специалисты из Минобра, дающие «добро» на запуск программ и учебников, справедливо полагают, что содержание учебников должно соответствовать их теоретическому обоснованию в виде пояснительных записок и концепций. На практике чаще бывает по-другому – теоретики пишут хорошие правильные слова, не имеющие ничего общего с готовыми программами и учебниками. Но детей учат по учебникам, а не по концепциям! Допускаю, что разработчики Концепции не имеют никакого отношения к авторам рецензируемых учебников. Думаю, что ими двигали самые благие намерения. Очень жаль, что «свободный ум» авторов учебников оказался не в ладу со «здравым смыслом» авторов концепции. Так бывает…

Галина Резапкина


   Надежда. : 7 марта 2013, 00:24:39  
    В 1999 году я перешла из обычной начальной школы с простыми советскими методами воспитания в необычную школу- интернат, где на тот момент было всего два или три класса, учились там дети родителей, которым приходилось много работать и поэтому после обычных уроков у нас был обед, прогулка, и свободное время до 7ми часов, которое все тратили так, как считали нужным, а именно- спешили поскорее покончить с домашним заданием, чтобы успеть наиграться со школьными друзьями и вернуться домой с чувством выполненного долга. Учебники у нас тоже были необычные и интересные, один из них я сейчас нашла, приехав в гости к родителям. Это книга для чтения \"В одном счастливом детстве\" для 3го класса. Я чуть не заплакала от счастья, пролистав её снова и вспомнив те годы.
    Я не соглашусь с Вами, Галина. Вы просто не помните себя ребенком! Либо у Вас не было детства.
    Этот учебник предназначался для детей 9-10 лет, мне было 9. Время, когда учиться и вставать по утрам уже не хочется, а сам ты еще не подросток, но уже и не ребенок. Чем отличалась эта книга от обычного, скучного учебника? Она понимала ребенка. После летних каникул, походов в лес, после всех этих шалашей, индейцев, костров, землянок и полной свободы мы снова и снова попадали в школу 1го сентября, и всегда на нас набрасывался Букварь, рассказы про учебу и ненавистные всеми коллажи из глобуса, линейки и кленовых листьев.. Но у нас была книга \"В одном счастливом детстве\"- и с ней мы медленно прощались с летом, примерно так до ноября месяца. Первый раздел так и называется- прощание с летом. Глупо? Для взрослого может и да. Но детьми мы, попадая в школу осенью, могли говорить только о лете- нарушая дисциплину, страдая от необходимости сидеть в душном классе, перешептывались, или просто мечтали о новом лете, не желая включаться в учебный процесс. Это нормальное поведение ребенка. Благодаря тому, что все рассказы, отрывки из повестей и стихи первого раздела учебника были посвящены воспоминаниям о лете, пропадала необходимость ждать перемены для новых разговоров о том, кто и как провел лето- мы говорили об этом на уроках, сам учебник говорил о том, что он тоже скучает по теплым денькам, и нам было спокойно от того, что нас понимают. Нам не приказывали рассказать главную идею произведения, нам предлагали прочитать взрослое стихотворение Бальмонта, а потом автор спрашивал \"Ребята, а вы любите смотреть ночью на звёздное небо? Что вы чувствуете при этом?\"
    Да и далее- \"Найдите в тексте описание летнего дня на берегу реки. Как вы думаете, почему у героя рассказа возникло ощущение счастья, когда он оказался наедине с природой?\" \"Найдите строчки, в которых можно увидеть краски летнего дня.Обратите внимание, какие они яркие, сочные!\" \"Представьте, что вы ночуете в беседке, расскажите о звуках и запахах осеннего сада\". Это так, по Вашему, насаждается мистическое, оккультное мышление? Да, в учебнике представлены взрослые серьезные произведения вперемешку с простыми, не наделенными глубоким смыслом, юмористическими рассказами- но после каждого прочитанного произведения мы с удовольствием напрягали свои умы, пытаясь описать всевозможными прилагательными наши чувства и эмоции от прочитанного, да, иногда это выходило нелепо и неграмотно, но нас слушали, а после учитель мог уже сам рассказать, как он видит тот или иной момент- и мы понимали, где допустили ошибки, где переиграли с этими же прилагательными... Это было живое обучение, живое общение- нам прививали интерес к чтению. Не надо думать, что дети идиоты. Я читала Маленького принца в 9 лет, мне понравилось, и совсем не важно- поняла я всё или не поняла. Спустя годы я перечитала и поняла по- другому. А потом снова перечитала и снова появился новый смысл. Это же литература! К ней вообще нельзя подходить с Вашими этими \"здравыми смыслами\"! Да, с рождением ребенка в моей голове многое изменилось и я начала замечать, что большинство сказок начинаются со слов \"Жили- были Машенька и её батюшка, матушка её давно умерла и отец взял в жены злую сварливую женщину, которая стала Машеньке мачехой...\" и так далее в том же духе. Но когда я была ребенком, я не видела этих слов, я не относилась к сказке так прямо и примитивно, как это делает взрослый- я видела глубже. И сказки были не о несчастной судьбе сироты, а о разнице между добром и злом, об умении прощать тех, кто причинил тебе зло, о том, что нужно трудиться и не лениться... Вот и всё. А Вы- \"...Мальвина дура...\" Ну, конечно, она дура. А что Вы хотите- чтобы дети видели в учителе авторитет, неприкасаемую личность, вождя пролетариата? Да, ребенок ассоциирует себя с Буратино- и книга в этом случае будет на стороне ребенка, она не говорит \"делай, что хочешь\", она подмигивает и говорит- ты не один такой, вот Буратино тоже заскучал учиться, не волнуйся- надо закончить дело, а после и побегаем. Да и к тому же, ни для кого не секрет тот факт, что Мальвина зануда. Тем более, что до знакомства с книгой у большинства читателей было знакомство с одноименной кинолентой- и если там взрослый и увидит в Мальвине терпеливость и само воплощение мудрости, для ребенка это именно пример вечно ворчащей, твердящей правила себе под нос девочки, не умеющей ни фантазировать, ни нарушать эти правила...
    Вы задаете странные вопросы- зачем? Как некоторые родители говорят- а зачем ребенку читать вслух, а зачем 3хлетнего водить в театр, а зачем ей читать Пушкина, если я сама его не люблю, зачем в 3 года вставать на лыжи... Да просто так, потому что маленькому человечку все интересно и любопытно, он может ничего не понять из сказанных Вами слов, но услышать прекрасную мелодию, которую составляют из себя последовательные слова сложнейших стихотворений Пастернака- ведь это песни!, он может Увидеть, какого цвета небо над головой Маленького принца, он может стать другом Тома Сойера.
    Сами авторы пишут читателям \"В книге есть произведения хорошо известных детских писателей и совсем новые для вас имена. А это значит, круг вашего чтения расширяется. Замечательно! А еще вы прочитаете произведения, которые не были написаны специально для детей, но, мы уверены, будут понятны и найдут отклик в вашем сердце. Впереди столько интересных встреч с настоящей литературой, что вам можно только позавидовать!\" И это, я считаю, главное в том настроении, которое книга передает читателю- ты осознаешь, что слишком мал для такой- то книги, но прочитав отрывок из неё, ты понимаешь- эта взрослая литература очень даже интересная и совсем не занудная. Именно с желанием читать, учиться и находить новые и новые книги я и попрощалась с этими учебниками, перейдя в другую школу, где снова были глобусы с кленовыми листами, Павлики Морозовы и ученики, не умеющие излагать свои мысли. С бывшими одноклассниками я не общаюсь- большинство из них кажутся мне скучными людьми, не знаю, насколько повлияла на них привычная Вам система образования. А вот со своей подругой, которая училась в той же школе- интернате, я встретилась на факультете коммуникативного дизайна петербургского института. Судьба остальных учеников сложилась весьма успешно- не скажу, что все они мне интересны, но они, однозначно, люди думающие и читающие. Конечно, закончив школу, я как и все, стала забывать правописание и часто делаю ошибки, но уж поверьте- поменьше многих. Книга авторов, которых Вы так злобно оклеветали обругали, сделала меня живым человеком- да, с протестным мышлением- спустя годы мне, например, пришлось отказаться от занятий английским в университете, потому что новые системы образования предложили мне отвратительнейший учебник, где предлагалось на примере утреннего рациона мисс Бритни Спирз познакомиться с названиями продуктов. Я выросла человеком, который сам выбирает книгу для чтения, образ жизни и отношение к политике.
    Вашу статью мне даже жутковато читать. Надеюсь, Вы и правда просто забыли о том, что такое быть ребенком. Но из Ваших слов, описывающих связь между протестным поведением, негативным восприятием власти и книгами, дающими детям Свободный Ум, я предполагаю, что у Вас просто такое видение мира- с детства нужно воспитывать патриотизм, искоренять любые попытки вольнодумства и свободолюбия, прививать подчиненческое поведение. К сожалению, нетленное произведение Бредберри когда- нибудь станет пророческим для нашей страны, и Вам найдется теплое место под знаменами спасителей человечества от мусора, разрушающего целостность этой гнилой системы. Эта книга останется для меня олицетворением демократии- а она в нашей стране была недолго, но я помню её- когда музыкальные каналы показывали не голопопых певиц и пропагандировали алкоголь, а новую музыку, гениальную музыку, новые фильмы и новое искусство, они учили нас танцевать и рассказывали про новые виды спорта, и все хотели чем- то заниматься, мастерили сами сноуборды, переделывали велосипеды, искали магазины с аэрозольной краской, танцевали брейкдэнс и верили в будущее. Этот учебник и та система образования были прекрасным способом сделать нашу страну миром чистых, добрых, интересных и открытых людей, но, к сожалению, это не входило ни в планы власти, ни в планы разрушивших ссср... Вы пишете о проблемах самоопределения, но мне даже жаль, что Вас занесло в эту сферу деятельности.
   Галина : 19 марта 2013, 11:15:55  
    Надежда, спасибо за горячий отклик. В вашем тексте меня заинтересовало одно место:
    "...Эта книга останется для меня олицетворением демократии- а она в нашей стране была недолго, но я помню её- когда музыкальные каналы показывали не голопопых певиц и пропагандировали алкоголь, а новую музыку, гениальную музыку, новые фильмы и новое искусство, они учили нас танцевать и рассказывали про новые виды спорта, и все хотели чем- то заниматься, мастерили сами сноуборды, переделывали велосипеды, искали магазины с аэрозольной краской, танцевали брейкдэнс и верили в будущее\".
    Не уточните, о каких годах идет речь и сколько лет вам было тогда?
   Любовь : 5 апреля 2015, 18:25:54  
    Я на все сто процентов согласна с мнением Надежды относительно "Капелек солнца" и других учебников обсуждаемой системы. Меня тоже учили по ним и я, как ни странно, не стала ни революционеркой, ни бандиткой, ни пациенткой психиатра. Вы, Галина, нашли проблему там, где её нет и раздули до вселенских масштабов.


    Добавление комментария

  Ваше имя:

  Введите текст:
  

  Введите код, изображенный на картинке:
  
  

   
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс цитирования сайта metodkabi.net.ru LiveInternet: показано число просмотров и посетителей за 24 часа Наш сайт в каталоге manyweb.ru Интернет-сообщество учителей: материалы для учителя: планирование, рекомендации, презентации. Форум учителей Психология 100 Все новости образования Некоммерческое партнерство Родительский Комитет
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
Copyright © 2007-2017, Joe