Логин: Пароль:
  
  Время выбирать профессию ! • Регистрация   • Забыли пароль?  

Ничего не делайте под воздействием гнева, раздражения или зависти.
Александр Невский

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 
Психологическая служба ГОУ СОШ № 230
 
Старт - Краснодарский методический центр информационно-коммуникационных технологий
 
 


Осторожно: учебник!

Привыкнуть можно ко всему. Сообщения о взрывах и терактах уже не так шокируют, а специальные информационные выпуски воспринимаются как незапланированные фильмы ужасов: «Но мы-то живы!» За семь лет (а именно на такой период обучения рассчитана серия учебников по основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов общеобразовательных учреждений) можно привыкнуть и к режущей слух аббревиатуре, и труднопроизносимому названию – «Основы безопасности жизнедеятельности».

О чем авторы учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» С.Н. Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков предлагают рассказывать детям и подросткам на протяжении 245 часов на фоне непрекращающейся заботе о снижении учебной нагрузки и сохранении здоровья школьников? Что такого они имеют сказать детям такого, о чем нельзя узнать на уроках физики, географии, биологии, истории, обществознания, литературы, на тематических классных часах и внеклассных занятиях?
Откроем учебник для седьмого класса. В его первом разделе («Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях природного характера») рассказывается о «землетрясениях, вулканах, оползнях, селях, обвалах, снежных лавинах, ураганах, бурях, смерчах, наводнениях, цунами, лесных и торфяных пожарах». Фактически дублируется материал, изучаемый на уроках природоведения, истории, географии.
Логика каждой главы раздела по-своему безупречна: исторические примеры, причины стихийных бедствий, классификация, последствия, меры по уменьшению потерь, правила безопасного поведения. Судя по структуре и стилю изложения, за основу учебника взяты если не диссертационные исследования, то авторефераты. Поэтому читать это скучно и трудно. Благодаря обилию терминов и технических подробностей учебник напоминает инструкции МЧС. Некоторое разнообразие вносят многочисленные исторические факты и свидетельства очевидцев природных катастроф. Однако такое обилие негативной информации не может пройти для подростков бесследно. Диапазон реакций широк и зависит от личностных особенностей каждого подростка и его жизненного опыта. Безусловно, в учебнике есть важные рекомендации о правилах поведения во время стихийных бедствий. Но весь раздел занимает три четверти учебника, а объем полезной информации ничтожно мал.

Вызывает много вопросов последняя глава этого раздела – «Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях». Поверхностное знакомство в шестом классе с такими сложными и многогранными понятиями, как страх, внимание, ощущение и восприятие, память и мышление, воображение и характер, «за уши» притянутыми к теме курса, в учебнике седьмого класса сменяется обрывчатыми и бессистемными сведениями о характере и темпераменте. Очень жаль, что эта благодатная тема, которая могла бы дать ребенку мощный импульс для самопознания и саморазвития, преподносится не в форме практических заданий, упражнений и тестов, а в виде сомнительных сентенций и банальностей. Внушаемым, тревожным и мнительным детям информация о том, что «холерик начнет лихорадочно метаться», «меланхолик наверняка впадет в глубокое уныние», «флегматики из-за своей заторможенности…» может только повредить. Дело даже не в том, что сами определения даны некорректно, вводя в заблуждение – они способны травмировать детей, которые будут искать «недостатки своей нервной системы» (с. 160).

Следующий раздел – «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи», который по логике должен быть центральным в данном курсе, со всеми рисунками уместился на четырнадцать страницах. Это – самое ценное, что можно найти во всем учебнике.

Третий раздел – «Основы здорового образа жизни» – состоит из двух глав. В первой довольно скучно изложены советы по организации учебы и отдыха, настолько очевидные и бесспорные даже для семиклассников, что у одних они могут вызвать усмешку, а у других – протестные реакции. Тема вторая глава – «Основы репродуктивного здоровья подростков» – далека от темы и задач всего курса и никак логически не связана с предыдущим материалом. Вопросы, которые неуклюже затронуты на всех трех (!) листах этой главы (влюбленность, эротика, эрогенные зоны, половая система человека и проблемы сексуальных отношений в подростковом возрасте, беременность и подросток) уместнее освещать позже и в другой форме. Лучше всего – в семье. Школьной программой изучение данной темы предусмотрено на уроках биологии в девятом классе. Но если в учебнике биологии материал подается безоценочно, вне связи с личным сексуальным опытом девятиклассников, то в учебнике для семиклассников встречаются фразы, имеющие характер скрытого внушения: «Конечно, решаете вопрос о возможности интимной близости вы сами...», «Ваш первый сексуальный опыт повлияет на отношение к сексу в будущем: парень, который «провалился» в первый раз, боится повторить свою неудачу» (с.193).

В целом способ подачи учебного материала затрудняет реализацию таких важнейших требований к уроку, как поддержание интереса учащихся к теме на протяжении всего урока, смена видов деятельности, опора на предыдущие знания, жизненный опыт, контроль деятельности учащихся.

Таким образом, учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» (7 класс) (С.Н. Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков) в данном виде не отвечает задачам повышения качества школьного образования ни по форме, ни по содержанию, не говоря уже о его сомнительной морально-этической ценности. Не удивлюсь, если остальные «продукты данной линии» приготовлены по той же рецептуре.

К сожалению, учебник рекомендован Министерством образования РФ. Данное пособие выходит уже шестым изданием. Из аннотации следует, что учебник разработан в соответствии с требованиями программы курса ОБЖ для образовательных учреждений. В связи с этим возникает вопрос к научным редакторам и рецензентам, среди которых кандидаты медицинских и педагогических наук: неужели не очевидно, что ущерб детской психике значительно перекрывает пользу от пособия?

Остается надеяться на единственную защиту от дурных распоряжений – их дурное выполнение.

Галина Резапкина

   
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс цитирования сайта metodkabi.net.ru LiveInternet: показано число просмотров и посетителей за 24 часа Наш сайт в каталоге manyweb.ru Интернет-сообщество учителей: материалы для учителя: планирование, рекомендации, презентации. Форум учителей Психология 100 Все новости образования Некоммерческое партнерство Родительский Комитет
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
Copyright © 2007-2017, Joe