Логин: Пароль:
  
  Сайт психолога-профконсультанта Галины Резапкиной - путеводитель молодёжи в выборе профессии • Регистрация   • Забыли пароль?  

Я убежден, что состояние пустоты («экзистенциального вакуума») — беда, главным образом, интеллектуального и образованного человека. С моей точки зрения, сам экзистенциализм — во многом философия, написанная «яйцеголовыми» и для «яйцеголовых».
Г. Оллпорт

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 


Осторожно: учебник!

Привыкнуть можно ко всему. Сообщения о взрывах и терактах уже не так шокируют, а специальные информационные выпуски воспринимаются как незапланированные фильмы ужасов: «Но мы-то живы!» За семь лет (а именно на такой период обучения рассчитана серия учебников по основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов общеобразовательных учреждений) можно привыкнуть и к режущей слух аббревиатуре, и труднопроизносимому названию – «Основы безопасности жизнедеятельности».

О чем авторы учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» С.Н. Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков предлагают рассказывать детям и подросткам на протяжении 245 часов на фоне непрекращающейся заботе о снижении учебной нагрузки и сохранении здоровья школьников? Что такого они имеют сказать детям такого, о чем нельзя узнать на уроках физики, географии, биологии, истории, обществознания, литературы, на тематических классных часах и внеклассных занятиях?
Откроем учебник для седьмого класса. В его первом разделе («Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях природного характера») рассказывается о «землетрясениях, вулканах, оползнях, селях, обвалах, снежных лавинах, ураганах, бурях, смерчах, наводнениях, цунами, лесных и торфяных пожарах». Фактически дублируется материал, изучаемый на уроках природоведения, истории, географии.
Логика каждой главы раздела по-своему безупречна: исторические примеры, причины стихийных бедствий, классификация, последствия, меры по уменьшению потерь, правила безопасного поведения. Судя по структуре и стилю изложения, за основу учебника взяты если не диссертационные исследования, то авторефераты. Поэтому читать это скучно и трудно. Благодаря обилию терминов и технических подробностей учебник напоминает инструкции МЧС. Некоторое разнообразие вносят многочисленные исторические факты и свидетельства очевидцев природных катастроф. Однако такое обилие негативной информации не может пройти для подростков бесследно. Диапазон реакций широк и зависит от личностных особенностей каждого подростка и его жизненного опыта. Безусловно, в учебнике есть важные рекомендации о правилах поведения во время стихийных бедствий. Но весь раздел занимает три четверти учебника, а объем полезной информации ничтожно мал.

Вызывает много вопросов последняя глава этого раздела – «Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях». Поверхностное знакомство в шестом классе с такими сложными и многогранными понятиями, как страх, внимание, ощущение и восприятие, память и мышление, воображение и характер, «за уши» притянутыми к теме курса, в учебнике седьмого класса сменяется обрывчатыми и бессистемными сведениями о характере и темпераменте. Очень жаль, что эта благодатная тема, которая могла бы дать ребенку мощный импульс для самопознания и саморазвития, преподносится не в форме практических заданий, упражнений и тестов, а в виде сомнительных сентенций и банальностей. Внушаемым, тревожным и мнительным детям информация о том, что «холерик начнет лихорадочно метаться», «меланхолик наверняка впадет в глубокое уныние», «флегматики из-за своей заторможенности…» может только повредить. Дело даже не в том, что сами определения даны некорректно, вводя в заблуждение – они способны травмировать детей, которые будут искать «недостатки своей нервной системы» (с. 160).

Следующий раздел – «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи», который по логике должен быть центральным в данном курсе, со всеми рисунками уместился на четырнадцать страницах. Это – самое ценное, что можно найти во всем учебнике.

Третий раздел – «Основы здорового образа жизни» – состоит из двух глав. В первой довольно скучно изложены советы по организации учебы и отдыха, настолько очевидные и бесспорные даже для семиклассников, что у одних они могут вызвать усмешку, а у других – протестные реакции. Тема вторая глава – «Основы репродуктивного здоровья подростков» – далека от темы и задач всего курса и никак логически не связана с предыдущим материалом. Вопросы, которые неуклюже затронуты на всех трех (!) листах этой главы (влюбленность, эротика, эрогенные зоны, половая система человека и проблемы сексуальных отношений в подростковом возрасте, беременность и подросток) уместнее освещать позже и в другой форме. Лучше всего – в семье. Школьной программой изучение данной темы предусмотрено на уроках биологии в девятом классе. Но если в учебнике биологии материал подается безоценочно, вне связи с личным сексуальным опытом девятиклассников, то в учебнике для семиклассников встречаются фразы, имеющие характер скрытого внушения: «Конечно, решаете вопрос о возможности интимной близости вы сами...», «Ваш первый сексуальный опыт повлияет на отношение к сексу в будущем: парень, который «провалился» в первый раз, боится повторить свою неудачу» (с.193).

В целом способ подачи учебного материала затрудняет реализацию таких важнейших требований к уроку, как поддержание интереса учащихся к теме на протяжении всего урока, смена видов деятельности, опора на предыдущие знания, жизненный опыт, контроль деятельности учащихся.

Таким образом, учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» (7 класс) (С.Н. Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков) в данном виде не отвечает задачам повышения качества школьного образования ни по форме, ни по содержанию, не говоря уже о его сомнительной морально-этической ценности. Не удивлюсь, если остальные «продукты данной линии» приготовлены по той же рецептуре.

К сожалению, учебник рекомендован Министерством образования РФ. Данное пособие выходит уже шестым изданием. Из аннотации следует, что учебник разработан в соответствии с требованиями программы курса ОБЖ для образовательных учреждений. В связи с этим возникает вопрос к научным редакторам и рецензентам, среди которых кандидаты медицинских и педагогических наук: неужели не очевидно, что ущерб детской психике значительно перекрывает пользу от пособия?

Остается надеяться на единственную защиту от дурных распоряжений – их дурное выполнение.

Галина Резапкина

    P.S. Когда лет двадцать назад началась антиалкогольная кампания, всех учителей-предметников обязали использовать возможности своего предмета для борьбы с пьянством. Гуманитариям было проще, потому что в некоторых произведениях можно было усмотреть хотя бы косвенное осуждение этого порока, как, например, в «Муму» Тургенева. Ума не приложу, как с поставленной задачей справлялись учителя математики или физики. Тогда чиновникам от образования не пришло в голову выделить это направление воспитательной работы в отдельный предмет. А мы посмеивались, не зная, что ждет нас впереди…


   Инесса Усольцева : 5 марта 2015, 15:05:43  
    Браво!
    Жаль только, что никто мнение ни Ваше, ни мое, ни еще тясычи родителей не слушает. Остается только и вправду надеятся на здравый смысл учителелй...
    Теперь вот планируют и "пропоповский" "Основы религий" (две трети объема отдано под православие) растянуть до 11-го класса, и даже рассмотрят введение отдельного курса "Информационной безопасности". Уверена, в самом начале будут рассмотрены стихийные бедствия, их классификация и т.д.
    Самое ведь главное - не здоровье детей, а трудоустроенность авторов учебников и их рецензентов.


    Добавление комментария

  Ваше имя:

  Введите текст:
  

  Введите код, изображенный на картинке:
  
  

   
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс ИКС metodkabi.net.ru
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
       Copyright © 2007-2019, Joe