После обработки результатов по каждой методике, перед нами стоит задача их анализа и обобщения. «Профиль» выявляет группу учащихся с выраженными интересами к одному или нескольким профилям обучения. Анализ результатов диагностики упрощает то, что шкалы методики «Профиль» почти полностью соответствуют существующим профилям обучения:
Методика «Профиль» |
Профили обучения |
1 – физика и математика;
2 – химия и биология;
3 – радиотехника и электроника;
4 – механика и конструирование;
5 – геогра¬фия и геология;
6 – литература и искусство;
7 – история и политика;
8 – педагогика и медицина;
9 – предпринимательство и домоводство;
10 – спорт и военное дело.
|
1. Физико-математический профиль
2. Естественнонаучный профиль (1- физика и химия), (2- биология и география)
3. Социально-экономический профиль
4. Гуманитарный профиль
5. Филологический профиль
6. Информационно-технологический профиль
7. Агро-технологический профиль
8. Индустриально - технологический профиль
9. Художественно-эстетический профиль
10. Оборонно-спортивный профиль.
|
Результаты работы над Опросником профессиональных склонностей уточняют и конкретизируют эти данные. Так, если выраженный интерес к военному делу и спорту (десятая колонка) по методике «Профиль» подкрепляется склонностью к экстремальным видам деятельности (пятая шкала) по Опроснику профессиональных склонностей, уже есть основания для выбора оборонно-спортивного профиля. Интерес к педагогике и медицине (восьмая колонка по методике «Профиль»), подтвержденный склонностью к работе с людьми (первая шкала по Опроснику профессиональных склонностей), указывает на гуманитарную направленность подростка. Результаты методики «Эрудит» оценивают степень усвоения отдельных циклов учебной программы и уровень сформированности основных мыслительных функций. Определение типа мышления носят уточняющий характер. Так, выраженное абстрактно-символическое мышление указывает на некоторые склонности к предметам физико-математического цикла, словесно-логическое мышление – к предметам гуманитарного цикла, наглядно-образное мышление – к эстетическим видам деятельности, предметно-действенное мышление – к практической работе и экстремальным видам деятельности.
Результаты отдельных методик нельзя рассматривать изолированно друг от друга: информация, полученная с помощью одних методик, обычно перекрывается и уточняется другими. Сочетание четырех разноплановых методик дает достоверную картину профессиональных интересов и склонностей подростков, позволяя рекомендовать учащимся определенный профиль обучения. Рассмотрим, как результаты диагностики соотносятся с распределением учащихся по профилям обучения.
Рассмотрим, как результаты диагностики соотносятся с распределением учащихся по профилям обучения:
Профиль обучения |
Методика «Профиль» |
Опросник профессиональных склонностей |
Опросник типа мышления |
Методика «Эрудит» |
Физико-математический профиль |
Физика-математика |
Склонность к исследовательской (интеллектуальной) деятельности |
Абстрактно-символическое Предметно-действенное |
Физика и математика «Поиск закономерностей» «Установление аналогий» |
Естественно-научный профиль (физика и химия) |
Физика- математика Химия-биология |
Склонность к исследовательской (интеллектуальной) деятельности |
Абстрактно-символическое Предметно-действенное |
Физика и математика Естественные науки «Аналогии» «Поиск закономерностей» |
Естественно-научный профиль (биология и географии) |
Химия-биология География-геология |
Склонность к исследовательской (интеллектуальной) деятельности |
Абстрактно-символическое Предметно-действенное |
Естественные науки «Установление аналогий» «Поиск закономерностей» |
Социально-экономический профиль |
Предпринима-тельство История-политика |
Склонность к планово-экономической деятельности |
Абстрактно-символическое Словесно-логическое |
Общественные науки «Аналогии» «Обобщение» «Классификация» |
Гуманитарный профиль |
Педагогика-медицина |
Склонность к работе с людьми |
Словесно-логическое Предметно-действенное |
Общественные науки Гуманитарные науки «Аналогии» «Обобщение» «Классификация» |
Филологический профиль |
Литература-искусство |
Склонность к эстетическим видам деятельности |
Словесно-логическое Наглядно-образное |
Гуманитарные науки «Аналогии» «Обобщение» «Классификация» |
Информационно-технологический профиль |
Физика-математика Радиотехника-электроника |
Склонность к исследовательской (интеллектуальной) деятельности |
Абстрактно-символическое Словесно-логическое |
Физика и математика «Поиск закономерностей» |
Агро-технологический профиль |
География-геология |
Склонность к исследовательской и экстремальной деятельности |
Предметно-действенное Абстрактно-символическое |
Естественные науки «Поиск закономерностей» |
Индустриально - технологический профиль |
Радиотехника-электроника Механика-конструирование |
Склонность к практической деятельности |
Предметно-действенное Наглядно-образное |
«Поиск закономерностей» |
Художественно-эстетический профиль |
Литература-искусство |
Склонность к эстетической деятельности |
Наглядно-образное Предметно-действенное |
Гуманитарные науки |
Оборонно-спортивный профиль |
Спорт-военное дело |
Склонность к экстремальной деятельности |
Предметно-действенное |
  |
Заключение может представлять собой краткий психологический портрет, в котором отражены основные результаты диагностики, существенные для принятия о выборе профиля обучения. Заключение опирается на объективные данные тестирования, поэтому следует избегать домыслов и гипотез. Оно должно быть написано грамотно и корректно, в однозначных понятиях, доступных самим учащимся.
Специалист, проводящий отбор в профильные классы по запросу администрации, невольно нарушает основные принципы профдиагностики – добровольность и конфиденциальность. В ряде стран, например, во Франции, текст заключения по результатам оценки профессиональной компетенции обсуждается с самим испытуемым, который вправе потребовать исключения из текста фрагментов, способных повредить ему при устройстве на работу. Оправданием этого может быть только убежденность, что это делается профессионально и в интересах учащихся. В нашем случае принимается решение, которое может повлиять на судьбу ученика, поэтому даже сама возможность обсуждение результатов диагностики один на один дает ученику ощущение своей значимости, ответственности за свой выбор, снижает напряженность, неизбежную в условиях отбора и конкуренции. Необходимо информировать родителей о целях и результатах отбора, в случае необходимости можно познакомить их с технологией проведения отбора, показать заполненные бланки. Важно, чтобы взрослые действовали согласованно и ответственно в вопросах профильной ориентации, иначе подросток, столкнувшийся с противоречивой информацией, будет дезориентирован.
Хотя данный блок методик позволяет рекомендовать учащимся определенный профиль обучения, одной психологической диагностики недостаточно для принятия решения о зачислении в профильный класс: необходимо учитывать объективные успехи в освоении профилирующих предметов и мотивацию, то есть желание самого учащегося. Как правило, низкой успеваемости по предмету сопутствует слабый интерес к нему (если только плохие оценки не вызваны необъективной оценкой со стороны учителя). Но хорошие оценки не всегда означают интерес к предмету – одной из распространенных ошибок в выборе профессии является «перенос» интереса к яркому, талантливому учителю на его предмет. При комплектовании профильных классов необходимо собирать, анализировать и обобщать не только результаты диагностики, но и сведения, полученные в ходе личных наблюдений, бесед с учителями и родителями. В этом смысле комплектование профильных классов – вопрос не трех часов. Время, затрачиваемое на обработку и подготовку заключений, в несколько раз превышает время, необходимое на проведение самого тестирования. На обработку одного бланка и написание одного заключения может уйти до часа рабочего времени. В среднем работа с одним классом занимает неделю. Использование компьютерных программ «Профиль», "Тип мышления", "Эрудит", Определение профессиональных склонностей упрощают эту процедуру.
Бланк для проведения тестирования среди учащихся можно загрузить по ссылке.