Логин: Пароль:
  
  Время выбирать профессию ! • Регистрация   • Забыли пароль?  

У нас есть особый орган психологического познания – не объективные научные данные, не данные тестов и экспериментов; этим способом познания неповторимой индивидуальности является любовь, или научный эквивалент этого слова – доминанта на другом, доминанта на собеседнике.
Т.Флоренская

 

Главная
 
 
Тема дня
 
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 
Психологическая служба ГОУ СОШ № 230
 
Старт - Краснодарский методический центр информационно-коммуникационных технологий
 
 


Психодиагностика в стиле ретро

(о задачах психологической диагностики и путях их решения)

Как же прав был Александр Асмолов, остерегаясь "психолога с тестом в руках"!

Не касаясь здесь вопроса квалификации и личности психолога ввиду глобальности темы, остановлюсь на важном, но не единственном орудии его труда - психодиагностическом инструментарии. Кто сегодня занимается разработкой и апробацией методов психологической диагностики? Или точнее: сегодня кто-нибудь занимается разработкой и апробацией методов психологической диагностики?

За двадцать лет резко поменялась вся наша жизнь, появилось множество новых реалий. Предлагать современным школьникам методики, над которыми потешались еще их родители - значит, полностью дискредитировать саму идею психологической диагностики. Читаю глазами девятиклассника верстку книги, которая выходит огромным тиражом, и с тоской пытаюсь понять, что мне больше нравится: "Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада" или "Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) В другой версии: "Следить за качеством грампластинок, составлять программы вычислительных машин, работать на пишущей машинке". ("Дифференциально-диагностический опросник" Е. А. Климова).

Боюсь, что удовольствие от процесса "делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку" школьникам XXI века, свободно владеющим текстовыми редакторами, тоже непонятно. Как и ряд других вопросов, встречающихся в Опроснике профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой и Карте интересов А. Е. Голомштока. Честь и хвала этим авторам - они были первыми, их методики, возможно, помогли детям 80-х уточнить свои профессиональные интересы и склонности, тем более, что с методологической точки зрения претензий к этим опросникам нет. Задача современных ученых и практиков - наполнить их новым содержанием, что в принципе несложно: надо просто знать возрастную психологию, понимать, что и как необходимо "измерить", а, главное - зачем? Но практики ждут, что предложит высокая наука. А ученые, похоже, имеют очень смутное представление о мире современного подростка, да и о специфике современного образования. Некоторые из них очень недовольны, когда выясняется, что жизнь школы идет не по их схемам и концепциям, а по своим законам.

Конечно, дилетантизм в разработке методов психологической диагностики недопустим. Если вспомнить, что достоверность самых надежных методик не превышает 80%, внимательное рассмотрение того, с чем мы идем к детям, вызывает стойкое чувство вины. Недавно слушательница семинара рассказала о методике "Цели - средство - результат", которая "очень нравится детям". На следующем занятии мы разобрали эту методику, проанализировав три группы вопросов, которые якобы диагностировали эти параметры. Ничего близкого к заявленным задачам мы не обнаружили. Оказалось, что некий А. Карманов просто придумал ее для курсовой и разместил ее в интернете, откуда она пошла гулять по рукам некритичных психологов.

К сожалению, это - не единичный случай. Уверена, что авторы, десятилетиями включающие в свои программы и сборники методику с многообещающим названием "Коммуникативные и организационные способности" (КОС), сами ее не проходили и вообще в нее не вникали, иначе бы знали: ее результатам нельзя доверять. На некоторые методики впору ставить такие предупреждения! Вместо этого по ним в массовом и принудительном порядке до сих тестируют школьников… А потом удивляются, почему слово "профориентация" не вызывает у них энтузиазма, если только не заменяет еще более постылый урок.

Какие методики нужны сегодня? Учитывая возрастающую роль самообразования, методики должны предполагать возможность самодиагностики, следовательно, иметь однозначную и понятную интерпретацию, выводимую из ответов, изложенную в поддерживающей форме, исключающую категорические выводы типа "Ты должен…", "Ты не можешь…" и т.д.

Пример того, как не надо - известный тест Г. Айзенка в учебном пособии для восьмиклассников с интерпретацией, удивительным образом выведенной из сочетания нейротизма и экстраверсии:

"Если у тебя есть художественные способности, то ты можешь стать писателем, композитором, художником, скульптором и т.д."

"Ты можешь стать изобретателем"

"Ты можешь быть хорошим актером, учителем, социальным работником, психологом, конферансье, руководителем детского коллектива и др. Но будь серьезнее".

Больше всего досталось эмоционально нестабильным ребятам:

"Властный, мнительный, педантичный. Всегда стремишься к первенству. Наслаждаешься любым превосходством. Склонен к насмешке, бываешь язвительным. Легко утомляешься (Э16-20, У20-24)".

"Ты часто всем недоволен, ворчлив, склонен к придиркам. Завистлив. Не уверен в себе, пасуешь перед трудностями. Тебе трудно заводить друзей (Э8-16, У20-24)".

(Психология, 8 класс, учебное пособие, Москва-Воронеж, МОДЭК, 2002)

Айзенк, вероятно, и не подозревал, какие глубины таит его методика.

В этом же пособии дается проективная методика "Геометрический рисунок человека" и образцы рисунков! В других странах использование проективных методик возможно только в особых случаях и с согласия клиента, понимающего, какого рода информация может быть получена с их помощью. У нас же ТЦО Люшера, Рисунок человека, Рисунок семьи, Несуществующее животное и другие методики сведены до уровня гороскопа. Даже интерпретация этой методики, приведенная в пособии, так же расплывчата: "наверное, у тебя хорошая, грамотная, развитая речь. Если нет - займись ее развитием". "Формула 415 говорит о литературных, прежде всего поэтических способностях", "повышенная эмоциональность может помогать, а может и мешать тебе".

Информационная перегрузка учащихся и напряженный ритм школьной жизни диктует свои требования к продолжительности работы с методикой. Желательно, чтобы время ее выполнения не превышало 20 минут. Чтобы понять, сколько вопросов необходимо и достаточно, попробуйте прочитать вслух 144 вопроса Карты интересов. Отметьте про себя, на каком вопросе вы почувствуете скуку и усталость. По моим ощущениям, на слух воспринимается максимум 50 вопросов. Поэтому Карту интересов я сократила до 50, упорядочив шкалы в соответствии с десятью основными специализациями профильных классов. Не стоит злоупотреблять прямыми вопросами типа "Любишь ли ты уроки математики, физики, химии…" - они вызывают справедливое недоумение подростков, убивших целый урок, чтобы узнать очевидные для них вещи ("Просто спросили бы, что мне нравится, я бы сразу сказал "техника").

Содержательная часть методики должна отвечать современным реалиям и здравому смыслу. Лет двадцать назад в нашей стране появилась методика Определение профессионального типа личности Дж. Холланда, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. "Родной" американский вариант представлял собой толстую кипу листов формата А4 - бланк, дешифратор с кодами профессий, их перечень, среди которых такие экзотические, как бальзамировщик трупов…

Позже методика была упрощена и адаптирована. Но и в "новом" варианте, разработанном в 90-годы, пары профессий были подобраны некорректно, что отмечали сами ребята: "кондитер" и "священнослужитель", "философ" и "врач", "лесник" и "директор"...

Типология Дж. Холланда хорошо сочетается с традиционной и теоретически обоснованной типологией Е. А. Климова, выделяющего следующие типы профессий: человек - человек, человек - техника, человек - природа, человек - знаковая система, человек - художественный образ.

По Холланду, профессиональная успешность зависит в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды. Представители одной и той же профессии во многом схожи, обладают общими взглядами, во многих ситуациях реагируют одинаково, создавая тем самым определенную профессиональную среду.

Пять лет назад я объединила типологию Дж. Холланда с классификацией Е. А. Климова. В новом варианте сравниваются профессии, относящиеся к разным типам по Холланду, но к одному и тому же предмету труда по Климову, например, "автомеханик" и "физиотерапевт". По Климову, они относятся к типу "Человек" - "Техника", а по Холланду - к реалистическому и социальному типу. Таким образом, конкретизируется сфера выбора внутри одного предмета труда. Подбор пар профессий - задача не простая, но решаемая даже в рамках проектной работы учащихся на профориентационных занятиях. Для этого надо "всего-навсего" составить два списка - профессии по Климову и профессии по Холланду. А потом искать совпадения, комплектовать пары с учетом востребованности профессий и располагать их в определенной последовательности. Неплохо в качестве дополнения к методике дать Словарь профессий с их кратким описанием.

Происхождение методики "Тип мышления" установить не удается - все запросы в качестве автора указывают меня. Вероятно, из-за того, что после основательной переработки использую ее в целях уточнения особенностей мышления школьников. Методика косвенным образом позволяет узнать ведущий тип мышления (предметно-действенный, абстрактно-символический, словесно-логический или наглядно-образный), то есть индивидуальный способ преобразования информации. Тип мышления накладывает отпечаток на стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности.

Однако некоторые вопросы, относящиеся к шкале "Креативность", вызывают серьезные сомнения в плане выявления ими креативности, например, "Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу", "Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче", "Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат", "Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно", "Не люблю ходить одним и тем же путем".

"Креативность" - модное словечко. Узнать, с помощью этой методики, что ты - креативная личность, наверное, приятно. Но это уже область психологической поддержки, а не психологической диагностики. Поэтому в последнее время я отказалась от этой шкалы. Казалось бы, интеллектуальные тесты, в отличие от опросников, менее подвержены инфляции. Но и здесь не лишним будет принцип "доверяй, но проверяй". Несколько лет назад на одной конференции известный ученый, доктор психологических наук, рассказал психологическому сообществу, что его лаборатория, которая 14 лет занимается адаптацией и апробацией Теста структуры интеллекта Амтхауэра, обнаружила там 44 ошибки. Психологи, которые не один год работали с этой методикой, были в шоке.

Методики из печально известного питерского сборника с нахальным названием "Лучшие психологические тесты" со всеми ошибками в ключах и опечатками кочуют из книги в книгу. Каюсь, сама, работая со ШТУРОМ, не замечала глупейшей опечатки: в 23 задании третьего субтеста вместо "дуга" написано "цуга". На ошибку, смущаясь, указал молодой программист, делающий компьютерную версию методики.

Но дело не только в ошибках и опечатках - наблюдения показали, что с 1992 по 2002 год показатели учащихся по ШТУРу падали так стремительно, что добрая половина имен и понятий, включенных в методику, подросткам стала непонятна. Вины авторов ШТУРа во главе с глубокоуважаемым мною К. М. Гуревичем здесь нет - просто дети меняются слишком быстро, и, к сожалению, не в лучшую сторону.

В модифицированной версии ШТУРа - методике "Эрудит" - число заданий сокращено до 80-ти, что позволяет выполнить работу за один урок, а сами задания сгруппированы по четырем субтестам и приведены в соответствие с современной школьной программой.

Ревизия психодиагностического инструментария - дело совершенно необходимое, если мы не хотим окончательно дискредитировать практическую психологию образования. Необходима объективная экспертиза используемых и рекомендуемых методов диагностики профессиональных интересов и склонностей, интеллектуальной, эмоционально-волевой и характерологической сферы.

Модернизация - это не только и не столько компьютерные программы и терминалы, выдающие готовый ответ в виде квитанции. Если мы загоним в компьютер вопросы про участие в санитарных дружинах и кружках юных натуралистов, председателей профкомов и колхозов, мы замучаемся объяснять детям, что это такое. Оставим это занятие историкам. А сами будем критичны и требовательны к психодиагностическому инструментарию, невзирая на грифы и регалии его разработчиков, и не раз проверим методику на себе и близких, прежде чем идти с ней в класс. Иначе нас скоро вытеснят астрологи и графологи, использующие более конкурентоспособные по сравнению с нашими методы диагностики.
 

КАК КОТ СТАЛ КИТОМ
(опыт модификации методики Н. В. Бузина)

Аналогом Теста структуры интеллекта Амтхауэра и методики ШТУР является Краткий ориентировочный тест (КОТ). Благодаря математическим способностям редактора газеты "Школьный психолог" два года назад в нем удалось исправить несколько ошибок. КОТ привлекает относительной компактностью (50 вопросов в отличие от 187 вопросов в ТСИ Амтхауэра) и заложенной в нем возможностью определить не только общий уровень интеллектуального развития, но и структуру интеллекта. Действительно, вопросы теста исследуют общую осведомленность, речевое развитие, переключаемость внимания, математические способности, логику, сформированность пространственных представлений. Но складывается впечатление, что коллектив под руководством Н. В. Бузина работу над методикой не довел до конца: обработка предусматривает только общий показатель.

Недостаточно было скомпоновать вопросы таким образом, чтобы задания одной группы оказались в одной строке, облегчив обработку результатов: почти 40 из 50 заданий касались речевого развития и математических способностей, а заданий на осведомленность, переключаемость внимания, логику и пространственные представления для корректного сопоставлении - очень мало. Необходимо было "выровнять" число вопросов по шести параметрам, для чего было добавлено 12 новых заданий, а часть однотипных задай речевой и математической группы исключены.

Кроме того, в ходе использования методики в рамках проекта "Психолого-педагогические технологии формирования общей одаренности" Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. стало очевидным, что некоторые формулировки заданий требуют изменений, а времени, отводимого на работу с методикой, недостаточно.

Новый КОТ, он же КИТ (Краткий интеллектуальный тест) включает 30 заданий, которые можно выполнять в любой последовательности. Методика адресована учащимся 6-8 классов. Ориентировочное время выполнения - 15-20 минут (приложение).

Методика находится в стадии апробации, поэтому преждевременно делать выводы о возможностях ее использования. Рекомендуется давать ее в сочетании с Тестом интеллектуального потенциала П. Ржичана - одной из самых серьезных методик, направленных на выявление уровня развития невербального интеллекта.

Инструкция. Выполните задания, выбрав один вариант из предложенных или предложив свой, записав его в бланке рядом с номером задания.

ответ ответ ответ ответ ответ сумма баллов
1   7   13   19   25    
2   8   14   20   26    
3   9   15   21   27    
4   10   16   22   28    
5   11   17   23   29    
6   12   18   24   30    

   
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс цитирования сайта metodkabi.net.ru LiveInternet: показано число просмотров и посетителей за 24 часа Наш сайт в каталоге manyweb.ru Интернет-сообщество учителей: материалы для учителя: планирование, рекомендации, презентации. Форум учителей Психология 100 Все новости образования Некоммерческое партнерство Родительский Комитет
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
Copyright © 2007-2017, Joe