Мы тренируемся, работаем и деремся не за абстрактные идеи, а за себя, за свое понимание окружающего мира. Даже если мы делаем что-либо для этого мира и не требуем "оплаты", то это означает, что всего лишь столь уверены в своей правоте, что готовы утверждать ее за свой счет.
Андрей Кочергин
Цели занятия: знакомство с участниками тренинга (уточнение представлений о себе и своих взглядах, убеждениях, ценностях); уточнение понятий "мировоззрение", "убеждение", ценность; самодиагностика приоритетных ценностей (методика "Определяем приоритеты"), индивидуальные и групповые упражнения по теме занятия.
За последние двадцать лет изданы тонны книг по вопросам профессионального самоопределения и защищены тысячи кандидатских и докторских диссертаций. Но благие цели помощи подросткам в выборе профессии разбиваются о межведомственные барьеры, финансовые и кадровые проблемы.
"Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: "А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?" Они спрашивают: "Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?" И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: "Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби", - они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: "Я видел дом за сто тысяч франков", - тогда они восклицают: "Какая красота!"
Сент-Экзюпери, Маленький принц
Упражнение "Знакомство". Участникам тренинга раздаются бумажки, на которых написано: "Любимый фильм", "Любимый поэт", "Любимый актер", "Любимый певец", "Любимый художник", "Любимый город", "Любимая книга", "Любимый цветок", "Любимый ученик", "Любимая музыка", "Любимое время года", "Любимое животное", "Любимое занятие" и т.п. Каждый называет свое любимое, сопровождая кратким комментарием. Время работы - 15-20 минут.
- Назовите по именам всех участников. Чье высказывание вам запомнилось? Почему? На какой вопрос вы бы хотели ответить?
Упражнение "Список". Участники объединяются в две группы. Одна получает задание составить список из 10 книг, которые необходимо прочитать каждому, другая - список из 10 фильмов, которые необходимо посмотреть. Окончательное решение должно быть принято всеми участниками. Время работы - 10-15 минут. Затем каждая группа зачитывает свой список, комментируя выбор книг и фильмов. Участники из другой группы могут добавлять свои варианты.
- В каком возрасте вы познакомились с этими произведениями? Какое влияние на вас оказали они на вас? Считаете ли вы, что искусство способно воспитывать мировоззрение? Должна ли школа давать мировоззрение? Что такое мировоззрение?
Теоретическая часть (15-20 минут). Мировоззрение, убеждения, ценности
Тема жизненных ценностей в последнее время стала настолько модной, что мало кто из политиков и государственных деятелей не затрагивает ее в своих выступлениях. Они призывают молодых людей "превратить свой талант в товар", "зарабатывать и создавать семью", "быть успешными и конкурентоспособными", "красивыми и здоровыми".
Вся наша жизнь состоит из цепочки выборов, важнейшие из которых - выбор спутника жизни и выбор жизненного пути. Любой выбор - это самоограничение и отказ от альтернативных вариантов. В основе принятия решений лежат убеждения и ценности, которые составляют основу мировоззрения. Мировоззрение - это "система представлений о мире, нас самих и общества - как осознанных, так и неосознанных". Мировоззрение делает жизнь человека осмысленной. Мировоззрение - основа всякого познания (Песталоцци). Педагоги и психологи, не имеющие правильных жизненных ориентиров, подобны евангельским слепцам, которые ведут других прямиком в яму.
Основные жизненные ценности постоянны на различных этапах развития человечества. Это жизнь, здоровье, любовь, семья, образование, труд, мир, красота, творчество, познание. Эти ценности конструктивны, поскольку направлены на развитии личности и общества в целом. Развитие - это движение, причём движение "вперёд и вверх", против "общественного ветра" (В.А.Ясвин). Есть ценности деструктивные, в основе которых - стремление к богатству и власти.
Убеждения изучают философия и психология, риторика и логика, социология и педагогика. Исследователи единодушны в том, что убеждение - это установка, в основе которой лежит ценность (ценностная ориентация). В структуре каждого убеждения есть когнитивная, эмоциональная и поведенческая составляющая.
Убеждения определяют отношение человека к различным идеям, явлениям и поступкам. Они различаются по глубине и прочности. Они всегда субъективны, потому что связаны с эмоциональной сферой. Убеждение, ориентированное на практическую деятельность (актуализированное) - это мотив. За убеждением следует осознанный поступок.
Убеждения выполняют ряд важных функций в психике человека: они выступают в качестве ориентировочной основы деятельности, являются основой мировоззрения человека, формируют веру (в том числе религиозную), актуализируют волю, влияют на переход потребности в мотив, участвуют в формировании идеалов, интересов и, что очень важно, профессиональной направленности личности. Умения, навыки и компетенции во многом зависят от убеждений. Убеждения являются фундаментом для воображения, оказывают большое влияние на формирование характера и развитие способностей.
Формирование убеждений - сложный процесс, требующий участия всех структур личности. Убеждение может формироваться за счёт авторитета убеждающего, в результате собственного опыта, примера, убедительных аргументов или интуитивного познания.
Этапы формирования убеждений
- Актуализация потребности.
- Внутриличностный конфликт (когнитивный диссонанс, сопровождающийся эмоциональным дискомфортом).
- Накопление информации для разрешения внутриличностного конфликта.
- Комбинаторная обработка накопленной информации.
- Возникновение образа.
- Подкрепление.
- Возникновение убеждения.
Формирование убеждений имеет ряд закономерностей и осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- Наличие подкрепления.
- Эмоциональная зависимость.
- Системность воздействия.
- Обратная связь.
- Опора на имеющиеся убеждения.
- Определённость.
- Индивидуальное обладание убеждением.
- Практическая направленность.
- Ценностно-оценочное отношение.
- Разрешение внутриличностного конфликта.
Формирование убеждений - целенаправленный процесс, поэтому важно вслед за целеполаганием, отбором и структурированием содержания выбрать оптимальные формы, методы и средств, направленные на подкрепление в ходе объяснения, доказательства, наблюдения и самостоятельной практической деятельности.
- Перечислите традиционные средства убеждения, используемые в школьной практике (реальные факты и статистические данные, ссылка на авторитетные мнения, обычаи и традиции, призывы, лозунги, приказы, примеры, теории и гипотезы).
Целенаправленное и непротиворечивое формирование убеждений на различных этапах профессионального самоопределения помогает подросткам осознанно выбрать профессию в соответствии со своими предпочтениями и оказывает позитивное воздействие на их профессиональное самосознание.
Упражнение "Девиз". Участники должны охарактеризовать людей, живущих под следующими девизами:
- Не верь, не бойся, не проси
- Бытие определяет сознание
- Сознание определяет бытие
- Делай, что должен, и будь что будет
- Бери от жизни все
- Ты этого достоин
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе
- Работа не волк, в лес не убежит
- Если ты ничего не можешь, ты ничего не должен хотеть
- Не в свои сани не садись
- Хочешь жить - умей вертеться
- Кто не работает - не ест
- Просите - и дадут вам, ищите - и найдете, стучите - и откроют вам
- Падающего подтолкни
- Цель оправдывает средства
- Честь превыше прибыли
- Какие жизненные стратегии выражают эти формулировки? Охарактеризуйте людей, живущих по этим стратегиям. С кем из них бы вы предпочли иметь дело?
- Какой из этих девизов вам ближе всего? Придумайте девиз, который точнее всего отражает вашу жизненную позицию.
- Несколько веков идут споры о том, что первично - экономика или идеология, материя или сознание. Что вы думаете об этом?
- В настоящее время идет активное размывание критериев добра и зла, вреда и пользы, приводящее к смещению, искажению ценностей. Существуют ли для вас четкие критерии этих понятий? Какими вы хотели бы видеть своих детей и учеников?
Поиск эффективных моделей взаимодействия, которые сегодня являются условиями выживания человечества, предпринимались и предпринимаются на протяжении веков. Так, Франклин пришел к выводу, что из всех добродетелей важнейшее значение имеют следующие, которые он расположил по степени важности:
- Воздержание (есть не до пресыщения, пить не до опьянения).
- Молчание (говорить только то, что может принести пользу мне или другому).
- Порядок (каждой вещи - свое место, каждому делу - свое время).
- Решительность (неукоснительно выполнять то, что решено).
- Бережливость (тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим).
- Трудолюбие (не терять времени попусту, всегда быть занятым чем-либо полезным).
- Искренность (честность в словах, мыслях и поступках).
- Справедливость (быть объективным, но великодушным).
- Умеренность (избегать крайностей, сдерживать себя в эмоциях и поступках).
- Чистота (не допускать телесной нечистоты, заботиться о чистоте одежды и дома).
Будущий "автомобильный король" Генри Форд родился в простой фермерской семье. С детства влюбленный в технику, он буквально из металлолома собрал первый автомобиль, а в 1903 году вместе с компаньонами основал "Форд Мотор Компани". Отличаясь не только техническим, но и организаторским талантом, Форд понял, что прибыль можно получить только в том случае, если автомобиль станет основным транспортным средством Америки.
Форд понимал, что массовое производство невозможно без массового потребителя. Его рабочие стали покупателями его автомобилей, потому что на заводах "красного капиталиста" была высокая заработная плата, восьмичасовой рабочий день и выплата доходов по акциям. Форд использовал самые современные методы производства. Он обосновал новый подход к производству и сбыту продукции, получивший название "фордизм". Представления Форда об экономике и производстве шли вразрез с общепринятыми взглядами - любой хозяин стремился положить прибыль себе в карман, а Форд направлял ее на развитие производства, снижая цены. Многие идеи Форда были успешно реализованы в советской экономике первой половины XX века. Советский Союз приобрел у Форда технологию и оборудование для выпуска автомобилей. "Дженерал Моторс" готовил кадры для Горьковского автозавода. В книге "Моя жизнь и мои достижения" Форд писал: "Жажда денег - вернейшее средство их не добиться. Но если служишь ради самого служения, ради удовлетворения, которое дается сознанием правоты дела, то деньги сами собой появляются в избытке".
Память о Форде увековечена в "Зале автомобильной славы" в Детройте, но главным памятником этому выдающемуся человеку стала основанная им корпорация, а также многочисленные музеи, фонды, учебные и исследовательские учреждения его имени.
Принципы хозяйствования Форда, Свод нравственных принципов в хозяйствовании "Честь превыше прибыли" (см. Конструктор программ и тренингов, Психологические истории).
- Что вы думаете об этих идеях и принципах? Какие из них вы разделяете, а какие - нет? Возможна ли их реализация в современных условиях? Что мешает их внедрению?
Методика "Определяем приоритеты"
На школу в целом и на учителя в частности возложено такое количество задач, что трудно их даже перечислить. Пронумеруйте список из 12 направлений работы учителя по степени их важности лично для вас: рядом с самой важной, по вашему мнению, задачей поставьте 1, рядом со второй по значимости - 2 и т.д. до 12. Если вы считаете, что в этом списке чего-то не хватает, запишите в пустой строчке свой вариант. Время работы - 15-20 минут.
|
Уважение к личности ученика (признание ценности каждого человека, независимо от его достижений) |
|
Создание условий для полноценного и разностороннего развития учащихся |
|
Сохранение психического и физического здоровья ученика |
|
Воспитание нравственного человека (ответственность, доброта, трудолюбие, честность и т.д.) |
|
Развитие творческих способностей и навыков исследовательской работы |
|
Воспитание конкурентоспособной в условиях экономики личности |
|
Сотрудничество с родителями (взаимопонимание, общие требования) |
|
Требовательность и постоянный контроль со стороны взрослых |
|
Экологическое воспитание учащихся (любовь к природе, забота о ее сохранении) |
|
Эстетическое развитие учащихся (воспитание чувства прекрасного, интереса к литературе и искусству) |
|
Подготовка к будущей профессиональной деятельности (помощь в выборе профессии и планирования карьеры) |
|
Подготовка к будущей семейной жизни (понимание роли жены и матери, мужа и отца) |
|
|
Домашнее задание. Разработайте проект реализации приоритетного для вас направления. К следующему занятию подготовьте краткую (5-10 минут) защиту своего проекта. Участники, выбравшие одни и те же приоритеты, могут объединиться и разработать проект реализации своего направления. По завершению работы проводится презентация проектов и их защита.
"С чего начать"
Один человек решил сделать мир совершенным. Он сказал: "Дайте мне семь лет, и я изменю мир!" Семь лет он встречался с президентами, собирал мудрецов, разрабатывал и внедрял проекты по переустройству мира. Но мир остался прежним.
Тогда он сказал себе: "Наверное, эта задача мне не по зубам. Для начала надо изменить свою страну. Когда другие увидят, как у нас хорошо, они последуют нашему примеру. Мне нужно для этого 700 дней. Он работал не покладая рук, привлек руководителей и политиков, ученых, промышленников, банкиров. Но страна осталась прежней.
"Ну хоть свой город я смогу изменить за семь месяцев!" - воскликнул наш герой. За семь месяцев развил бешеную активность, встретился с каждым жителем, но город остался прежним.
Тогда он решил изменить свою жену за семь недель. С тем же результатом.
И тут он задумался: может быть, надо начать с себя? И взял себе семь дней сроку. А когда он изменился - изменилась его жена, его город, его страна, его мир.
Сегодня мы затронули тему формирования жизненных ценностей и смыслов. При каких условиях возможна их трансляция? Во-первых, при наличии этих ценностей - невозможно передать то, чего не имеешь. Во-вторых, чтобы изменить людей, их надо любить - влияние на них пропорционально любви к ним (Песталоцци). В-третьих, нужны адекватные задачам формы и методы, затрагивающие эмоциональную сферу, характер общения, исключающий морализаторство. На наших занятиях мы будем искать ответы на эти вопросы.