Логин: Пароль:
  
  Сайт психолога-профконсультанта Галины Резапкиной - путеводитель молодёжи в выборе профессии • Регистрация   • Забыли пароль?  

Если ты построил воздушные замки, это вовсе не значит, что твой труд пропал напрасно: именно так и должны выглядеть настоящие замки. Осталось лишь подвести под них основание.
Г. Торо

 

Главная
 
 
 
 
Тема дня
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 


    Г. В. Резапкина 



Как помочь детям найти свое место в жизни
Основные положения образовательной области «Самопределение» [прим.]

Под общем понятием «самоопределение» подразумевают множество граней развивающейся личности, неразрывно связанных между собой: личностное, профессиональное, социальное, культурное, национальное, политическое, религиозное самоопределение. Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения – метапредметная задача, требующая осмысленной и слаженной работы педагогов-психологов, классных руководителей, учителей-предметников, которая должна решаться в течение всего обучения в школе и поддерживаться в семье и обществе. На самоопределение человека влияет множество факторов, среди которых выделим главные:

1) окружающая среда (семья, школа, окружение, СМИ, социально-экономическая и общественно-политическая ситуация в регионе и стране);
2) генезис возрастных психологических свойств, в т.ч. самосознания;
3) индивидуальные особенности личности, обусловленные предыдущим жизненным опытом;
4) информированность субъектов самоопределения об окружающем мире и о своих особенностях;
5) пример авторитетного взрослого;
6) самооценка и уровень притязаний личности.

Формы и методы психолого-педагогического сопровождения самоопределения должны отвечать следующим требованиям:

1) активизирующий, воспитывающий и развивающий характер;
2) простота, информативность и доступность в использовании;
3) учет возрастных особенностей, интересов и ценностей подростков.

В основе модели психолого-педагогического сопровождения самоопределения лежит представление о самоопределении как результате взаимодействия внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие человека. Правильная организация образовательной среды способна нейтрализовать негативное влияние внешних факторов и содействовать своевременному самоопределению школьников.

Школа должна помогать учащимся сориентироваться в основных смыслах и ценностях общества, причем это должна быть не только ориентировка в конкретном трудовом процессе, но и ориентировка в социокультурном контексте труда и всей жизни. А.Г. Асмолов и М.С. Нырова пишут по этому поводу: «Наши ученики в школе вряд ли способны в итоге запомнить расфасованную по урокам информацию по истории или экономике, но они должны обрести смысловую картину мира, того мира, в котором они живут»[1].

В.П. Зинченко убежден, что школа (в том числе и профессиональная) должна быть, прежде всего, «школой смысла»: «Мы забыли о том, что школа, вуз должны выводить прежде всего в люди, а уже потом в солдаты, рабочие, ученые, патриоты и т.д.»[2].

Идеи отечественных ученых перекликаются со взглядами В. Франкла, считающего, что основная задача образования - не передача традиций и знаний, а «формирование способности находить уникальные смыслы» [3].

Один из основателей аксиологии, исследующей предмет универсальных ценностей, обеспечивающих целостное благополучное существование человека и мира, лауреат Нобелевской премии Р.У. Сперри утверждал, что «мир, в котором мы живем, движим не только бессознательными силами, но в более решающей степени, – человеческими ценностями... и что борьба за спасение планеты становится, в конечном итоге, борьбой за ценности более высокого порядка».

Р.У. Сперри аргументировано показал, что «наши текущие глобальные кризисы являются в большей мере результатом неадекватных социальных ценностей и воззрений... что человеческая судьба и судьба всей нашей биосферы оказались в полной зависимости от тех воззрений и ценностей, которые выберут следующие поколения... в соответствии с которыми они будут жить и которыми они будут руководствоваться»[4].

Но еще задолго до Сперри великий русский психолог Б.Г. Ананьев говорил о невозможности планирования и проектирования оптимальных режимов воспитания без учета особенностей как возрастно-половых характеристик личности, так и характеристик высшей структуры личности, ее мировоззрения, направленности, ценностных ориентаций и целей[5].

При разработке концепции авторы опирались на идеи отечественных и зарубежных педагогов, психологов, философов, физиологов: Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, А.А. Ухтомского, М. Шелера, Э. Фромма, В. Франкла, Р. Сперри, А.Г. Асмолова, А.В. Быкова, В. А. Иванникова, Н.А. Бернштейна, П. Деннисона и других.

Цели и задачи образовательной области «Самоопределение» можно представить в виде трех взаимосвязанных блоков:


Личностное развитие
 

Интеллектуальное развитие
 

Нравственное развитие
 

Цели: формирование реалистичной самооценки, развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков

Цели: развитие функций, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий

Цели: развитие морального сознания, предпосылки воспитания конструктивных мотивов учебной и трудовой деятельности, осознанный выбор приоритетов и ценностей
 

Развитие способности осознавать свое состояние (физическое, эмоциональное и т.д.), потребности, мотивы поступков, интересы и склонности.
Развитие способности управлять своим физическим, эмоциональным состоянием (приемы саморегуляции в стрессовой ситуации, в т.ч. для снятия учебного стресса), потребностями, поведением, интересами и склонностями.
Развитие способности распознавать и учитывать состояние другого человека (физическое, эмоциональное и т.д.)
Развитие навыков самоконтроля и самоорганизации.
Навыки конструктивного общения (умение слушать и слышать, выражать свои чувства в социально приемлемой форме (благодарить, просить о помощи, просить прощения, протестовать, защищать свои интересы, формулировать, аргументировать, отстаивать или изменять своё мнение)
 

Формирование произвольного внимания и навыков запоминания.
Развитие навыков целеполагания и планирования (навык принятия решения в условиях изменчивости, неполноты информации и т.д.)
Развитие самостоятельности и критичности мышления.
Развитие основных мыслительных операций (смысловое чтение, умение классифицировать, обобщать, находить закономерности, аналогии и т.д.)
Развитие пространственно-временных представлений.
Координация движений (целостная координация тела, тонкая моторика)

Развитие способности различать, что такое хорошо и что такое плохо (на примере проблемных ситуаций, чтения и анализа литературных произведений, просмотра и обсуждения видеоматериалов)
Развитие потребности в самопознании и саморазвитии
Формирование ответственного отношения к здоровью (понятие «личностной экологии»)
Достижение баланса между своими и чужими интересами (понятия об эгоизме и альтруизме)
Навык ответственного поведения (осознание понятий «права», «обязанности», «свобода», «ответственность»)
Навык осмысленного следования правилам (осознание важности правил и последствий их нарушения)

Основным методами обучения являются диалогическое общение, самодиагностика, рефлексия, активизирующие методы, проектная деятельность. Важна эмоциональная насыщенность занятий, которая достигается благодаря использованию фрагментов из художественных и мультипликационных фильмов, музыки, литературы, примеров из жизни.

В течение двух лет предполагается разработка и апробация на базе сети федеральных экспериментальных площадок учебно-методического комплекта «Самоопределение», включающего серию учебных пособий, рабочих тетрадей, методических рекомендаций для преподавателей, а затем – создание электронно-образовательного ресурса, дающий возможность самостоятельной работы с методиками, просматривать видеофрагменты, слушать аудиозаписи, выполнять практические занятия, пользоваться гиперссылками. В ходе разработки и обсуждения учебно-методического обеспечения образовательной области «Самоопределение» в концепцию будут внесены уточнения и дополнения.

Изучение образовательной области «Самоопределение» требует часа в неделю за счет регионального или школьного компонента БУП. Учитывая сложность и ответственность задачи, особые требования предъявляются к преподавателям, которые должны обладать глубокими знаниями в области психологии и педагогики, хорошо ориентироваться в других предметных областях, в первую очередь – литературе, истории и обществознании, биологии, экономике. Поэтому внедрение новой образовательной области «Самоопределение» потребует подготовки квалифицированных специалистов, в том числе психологической. Необходимые условия эффективного ведения занятий – внутреннее согласие педагога с подходами и принципами образовательной области «Самоопределение», его профессиональная компетентность, благополучное психоэмоциональное состояние, отказ от авторитарных методов, готовность к диалогу, любовь и живой интерес к детям.

Литература
    1. Асмолов А.Г., Нырова М.С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива. Новгород, 1993.

    2. Зинченко В.П. Культура и современность // Вопросы философии, №2, 1996.

    3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Фаир-Пресс, 1990.

    4. Сперри Р.-У. Перспективы менталистской революции и возникновение нового научного мировоззрения / Мозг и разум. Институт философии РАН. М.: Наука, 1994.

    5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1968.


   
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс ИКС metodkabi.net.ru
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
       Copyright © 2007-2022, Joe