Как помочь детям найти свое место в жизни Основные положения образовательной области «Самопределение» [прим.]
Под общем понятием «самоопределение» подразумевают множество граней развивающейся личности, неразрывно связанных между собой: личностное, профессиональное, социальное, культурное, национальное, политическое, религиозное самоопределение. Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения – метапредметная задача, требующая осмысленной и слаженной работы педагогов-психологов, классных руководителей, учителей-предметников, которая должна решаться в течение всего обучения в школе и поддерживаться в семье и обществе. На самоопределение человека влияет множество факторов, среди которых выделим главные:
1) окружающая среда (семья, школа, окружение, СМИ, социально-экономическая и общественно-политическая ситуация в регионе и стране);
2) генезис возрастных психологических свойств, в т.ч. самосознания;
3) индивидуальные особенности личности, обусловленные предыдущим жизненным опытом;
4) информированность субъектов самоопределения об окружающем мире и о своих особенностях;
5) пример авторитетного взрослого;
6) самооценка и уровень притязаний личности.
Формы и методы психолого-педагогического сопровождения самоопределения должны отвечать следующим требованиям:
1) активизирующий, воспитывающий и развивающий характер;
2) простота, информативность и доступность в использовании;
3) учет возрастных особенностей, интересов и ценностей подростков.
В основе модели психолого-педагогического сопровождения самоопределения лежит представление о самоопределении как результате взаимодействия внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие человека. Правильная организация образовательной среды способна нейтрализовать негативное влияние внешних факторов и содействовать своевременному самоопределению школьников.
Школа должна помогать учащимся сориентироваться в основных смыслах и ценностях общества, причем это должна быть не только ориентировка в конкретном трудовом процессе, но и ориентировка в социокультурном контексте труда и всей жизни. А.Г. Асмолов и М.С. Нырова пишут по этому поводу: «Наши ученики в школе вряд ли способны в итоге запомнить расфасованную по урокам информацию по истории или экономике, но они должны обрести смысловую картину мира, того мира, в котором они живут»[1].
В.П. Зинченко убежден, что школа (в том числе и профессиональная) должна быть, прежде всего, «школой смысла»: «Мы забыли о том, что школа, вуз должны выводить прежде всего в люди, а уже потом в солдаты, рабочие, ученые, патриоты и т.д.»[2].
Идеи отечественных ученых перекликаются со взглядами В. Франкла, считающего, что основная задача образования - не передача традиций и знаний, а «формирование способности находить уникальные смыслы» [3].
Один из основателей аксиологии, исследующей предмет универсальных ценностей, обеспечивающих целостное благополучное существование человека и мира, лауреат Нобелевской премии Р.У. Сперри утверждал, что «мир, в котором мы живем, движим не только бессознательными силами, но в более решающей степени, – человеческими ценностями... и что борьба за спасение планеты становится, в конечном итоге, борьбой за ценности более высокого порядка».
Р.У. Сперри аргументировано показал, что «наши текущие глобальные кризисы являются в большей мере результатом неадекватных социальных ценностей и воззрений... что человеческая судьба и судьба всей нашей биосферы оказались в полной зависимости от тех воззрений и ценностей, которые выберут следующие поколения... в соответствии с которыми они будут жить и которыми они будут руководствоваться»[4].
Но еще задолго до Сперри великий русский психолог Б.Г. Ананьев говорил о невозможности планирования и проектирования оптимальных режимов воспитания без учета особенностей как возрастно-половых характеристик личности, так и характеристик высшей структуры личности, ее мировоззрения, направленности, ценностных ориентаций и целей[5].
При разработке концепции авторы опирались на идеи отечественных и зарубежных педагогов, психологов, философов, физиологов: Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, А.А. Ухтомского, М. Шелера, Э. Фромма, В. Франкла, Р. Сперри, А.Г. Асмолова, А.В. Быкова, В. А. Иванникова, Н.А. Бернштейна, П. Деннисона и других.
Цели и задачи образовательной области «Самоопределение» можно представить в виде трех взаимосвязанных блоков:
Личностное развитие |
Интеллектуальное развитие |
Нравственное развитие |
Цели: формирование реалистичной самооценки, развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков |
Цели: развитие функций, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий |
Цели: развитие морального сознания, предпосылки воспитания конструктивных мотивов учебной и трудовой деятельности, осознанный выбор приоритетов и ценностей |
Развитие способности осознавать свое состояние (физическое, эмоциональное и т.д.), потребности, мотивы поступков, интересы и склонности.
Развитие способности управлять своим физическим, эмоциональным состоянием (приемы саморегуляции в стрессовой ситуации, в т.ч. для снятия учебного стресса), потребностями, поведением, интересами и склонностями.
Развитие способности распознавать и учитывать состояние другого человека (физическое, эмоциональное и т.д.)
Развитие навыков самоконтроля и самоорганизации.
Навыки конструктивного общения (умение слушать и слышать, выражать свои чувства в социально приемлемой форме (благодарить, просить о помощи, просить прощения, протестовать, защищать свои интересы, формулировать, аргументировать, отстаивать или изменять своё мнение)
|
Формирование произвольного внимания и навыков запоминания.
Развитие навыков целеполагания и планирования (навык принятия решения в условиях изменчивости, неполноты информации и т.д.)
Развитие самостоятельности и критичности мышления.
Развитие основных мыслительных операций (смысловое чтение, умение классифицировать, обобщать, находить закономерности, аналогии и т.д.)
Развитие пространственно-временных представлений.
Координация движений (целостная координация тела, тонкая моторика)
|
Развитие способности различать, что такое хорошо и что такое плохо (на примере проблемных ситуаций, чтения и анализа литературных произведений, просмотра и обсуждения видеоматериалов)
Развитие потребности в самопознании и саморазвитии
Формирование ответственного отношения к здоровью (понятие «личностной экологии»)
Достижение баланса между своими и чужими интересами (понятия об эгоизме и альтруизме)
Навык ответственного поведения (осознание понятий «права», «обязанности», «свобода», «ответственность»)
Навык осмысленного следования правилам (осознание важности правил и последствий их нарушения)
|
Основным методами обучения являются диалогическое общение, самодиагностика, рефлексия, активизирующие методы, проектная деятельность. Важна эмоциональная насыщенность занятий, которая достигается благодаря использованию фрагментов из художественных и мультипликационных фильмов, музыки, литературы, примеров из жизни.
В течение двух лет предполагается разработка и апробация на базе сети федеральных экспериментальных площадок учебно-методического комплекта «Самоопределение», включающего серию учебных пособий, рабочих тетрадей, методических рекомендаций для преподавателей, а затем – создание электронно-образовательного ресурса, дающий возможность самостоятельной работы с методиками, просматривать видеофрагменты, слушать аудиозаписи, выполнять практические занятия, пользоваться гиперссылками. В ходе разработки и обсуждения учебно-методического обеспечения образовательной области «Самоопределение» в концепцию будут внесены уточнения и дополнения.
Изучение образовательной области «Самоопределение» требует часа в неделю за счет регионального или школьного компонента БУП. Учитывая сложность и ответственность задачи, особые требования предъявляются к преподавателям, которые должны обладать глубокими знаниями в области психологии и педагогики, хорошо ориентироваться в других предметных областях, в первую очередь – литературе, истории и обществознании, биологии, экономике. Поэтому внедрение новой образовательной области «Самоопределение» потребует подготовки квалифицированных специалистов, в том числе психологической. Необходимые условия эффективного ведения занятий – внутреннее согласие педагога с подходами и принципами образовательной области «Самоопределение», его профессиональная компетентность, благополучное психоэмоциональное состояние, отказ от авторитарных методов, готовность к диалогу, любовь и живой интерес к детям.
Литература
1. Асмолов А.Г., Нырова М.С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива. Новгород, 1993.
2. Зинченко В.П. Культура и современность // Вопросы философии, №2, 1996.
3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Фаир-Пресс, 1990.
4. Сперри Р.-У. Перспективы менталистской революции и возникновение нового научного мировоззрения / Мозг и разум. Институт философии РАН. М.: Наука, 1994.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1968.
|
|