Логин: Пароль:
  
  Сайт психолога-профконсультанта Галины Резапкиной - путеводитель молодёжи в выборе профессии • Регистрация   • Забыли пароль?  

Насколько соблазнительны популярные разговоры о самоосуществлении и самореализации человека! Как будто человек предназначен лишь для того, чтобы удовлетворять свои собственные потребности или же себя самого.
В.Франкл

 

Главная
 
 
 
 
Тема дня
 
 
Моё образование начинается здесь!
 
Детский психолог для специалистов
 
Профессиональные, психологические тесты
 


Методика «Психологический портрет учителя»

Г.В. Резапкина

On-line тестирование

Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обеспечить это становление. В каждой школе есть люди, способные к профессиональному и личностному росту, свободные от догм и стереотипов. Именно они помогают своим воспитанникам преодолеть отчуждение от школы, благодаря этим учителям ученики идут на уроки не с отвращением и страхом, а с интересом и удовольствием. Эти учителя получают удовольствие от своей работы. Изучение их личностных особенностей, а также анализ результатов отечественных и зарубежных исследований профессиональных компетенций учителя позволило выделить блок профессионально важных качеств, среди которых - приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания и уровень субъективного контроля.

На основе этих параметров был создан психологический портрет учителя. Хороший учитель справедлив и честен перед собой, своими учениками и коллегами, он чувствует состояние другого человека, умеет наладить контакт с каждым учеником. Настоящий учитель гибок, то есть способен проявлять большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации. Он умеет задавать вопросы, может показать свою компетентность в преподаваемом предмете, устанавливает четкие процедуры проверки знаний учеников, стремится помочь учащимся. Любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы. Хорошему учителю свойственно положительное восприятие самого себя, учеников, коллег.

Суммируя качества, необходимые для эффективной работы учителя, выделим следующие:

  1. Принятие каждого ученика, признание и уважение его как личности
  2. Благополучное психоэмоциональное состояние
  3. Позитивное самовосприятие
  4. Личностно ориентированное преподавание, гибкость, спонтанность поведения
  5. Ответственность

Все эти параметры можно выявить с помощью методики "Психологический портрет учителя", в основу которой легли представления автора о хорошем учителе, подкрепленные отечественными и зарубежными исследованиями об эффективности преподавательской деятельности и собственным многолетним опытом работы в школе.

Теоретические основы методики - учение А.А.Ухтомского о доминанте, труды В.Сухомлинского, духовно-ориентированная психология Т.А.Флоренской, Я-концепция Р.Бернса, подходы У.Джеймса, А. Маслоу, К.Роджерса, Т.Гордона.

В новую версию методики включена шкала удовлетворенность трудом, которая косвенным образом выявляет интерес учителя к своей работе, профессиональную мотивацию, удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками и руководством, условиями труда (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Интегральная удовлетворенность трудом/ Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп).

Из новой версии методики исключена шкала социальной желательности, поэтому ее достоверность зависит от уровня самооценки и самопонимания самого учителя. Методика не может быть использована в административных целях - для оценки работы учителя, при аттестации, решении кадровых вопросов и т.д.

Человеку, способному к саморефлексии, методика "Психологический портрет учителя" поможет увидеть психологические причины профессиональных затруднений прежде, чем они станут очевидны окружающим, и принять решение - меняться самому, менять работу или оставить все, как есть. Это - только начало работы над собой. Продолжением может быть участие в тренинге развития профессионального самосознания.

    Инструкция. Уважаемые коллеги! Этот тест поможет вам уточнить свой стиль преподавания и узнать некоторые личностные особенности. Из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции и отметьте в соответствующей клетке крестиком или другим значком.

    Образец бланка
    ПЦ ПЭС СО СП УСК УТ
    1) 2) 3) 1) 2) 3) 1) 2) 3) 1) 2) 3) 1) 2) 3) 1) 2) 3)
    1       2       3       4       5       6      
    7       8       9       10       11       12      
    13       14       15       16       17       18      
    19       20       21       22       23       24      
    25       26       27       28       29       30      
    31       32       33       34       35       36      
    37       38       39       40       41       42      
    43       44       45       46       47       48      
    49       50       51       52       53       54      
    55       56       57       58       59       60      
                                                   

      1. В воспитании важнее всего
        1) окружить ребенка теплотой и заботой;
        2) уважительное отношение к старшим;
        3) выработать у него определенные взгляды и умения.
      2. Если кто-то в классе отвлекается, я не могу вести урок
        1) да;
        2) нет;
        3) в зависимости от настроения.
      3. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю
        1) интерес;
        2) смущение;
        3) раздражение.
      4. Если класс не приведен в порядок,
        1) моя реакция зависит от ситуации;
        2) я не обращаю на это внимания;
        3) я не могу начать урок.
      5. В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой
        1) часто;
        2) в зависимости от ситуации;
        3) редко.
      6. Меня считают успешным профессионалом
        1) да;
        2) затрудняюсь ответить;
        3) нет.
      7. Для меня важнее
        1) отношения с учениками;
        2) с коллегами;
        3) отношения с самим собой.
      8. Меня утомляет интенсивное общение с людьми
        1) да;
        2) иногда;
        3) нет.
      9. Присутствие на уроке посторонних
        1) воодушевляет меня;
        2) никак не отражается на моей работе;
        3) выбивает меня из колеи.
      10. Я делаю замечание ребенку, нарушающему порядок в общественном месте
        1) зависимости от ситуации;
        2) нет;
        3) обычно.
      11. Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей
        1) да;
        2) не всегда;
        3) нет.
      12. У меня сложились хорошие отношения с коллегами
        1) да;
        2) не со всеми;
        3) нет.
      13. Во время перемены я предпочитаю общаться
        1) с учениками;
        2) с коллегами;
        3) лучше побыть в одиночестве.
      14. Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении
        1) нет;
        2) не всегда;
        3) да.
      15. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других
        1) да;
        2) нет;
        3) не уверен.
      16. Я предпочитаю работать под руководством человека, который
        1) поддерживает мою инициативу;
        2) не проявляет интереса к моей работе;
        3) четко регламентирует мою работу.
      17. Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного
        1) обычно;
        2) иногда;
        3) сомневаюсь.
      18. Дома я рассказываю о своей работе
        1) часто;
        2) иногда;
        3) нет.
      19. Случайные встречи с учениками за пределами школы
        1) доставляют мне удовольствие;
        2) вызывают у меня чувство неловкости;
        3) не вызывают у меня особых эмоций.
      20. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливой (-ым) или несчастной (-ым)
        1) часто;
        2) редко;
        3) никогда.
      21. Замечания со стороны коллег и администрации
        1) меня мало волнуют;
        2) иногда задевают меня;
        3) травмируют меня.
      22. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана
        1) в зависимости от ситуации;
        2) предпочитаю импровизацию;
        3) всегда.
      23. Для меня очень важно признание моих успехов другими людьми
        1) нет;
        2) затрудняюсь с ответом;
        3) да.
      24. Я занимаюсь делом, которое соответствует моим способностям
        1) да;
        2) затрудняюсь с ответом;
        3) нет.
      25. Суждение, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть
        1) принимаю;
        2) не принимаю;
        3) принимаю частично.
      26. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких
        1) да;
        2) иногда;
        3) хватает.
      27. Мысль о предстоящей встрече с учениками или коллегами
        1) доставляет мне удовольствие;
        2) особых эмоций не вызывает;
        3) меня тяготит.
      28. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне
        1) предпочитаю выяснить отношения;
        2) игнорирую этот факт;
        3) я плачу ему той же монетой.
      29. От того, как воспитывают детей в семье, зависит
        1) почти все;
        2) кое-что;
        3) ничего не зависит.
      30. Я испытываю удовольствие, когда думаю о своей работе
        1) обычно;
        2) иногда;
        3) никогда.
      31. В работе для меня важнее всего
        1) привязанность учеников;
        2) признание коллег;
        3) душевный комфорт.
      32. Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния
        1) часто;
        2) иногда;
        3) не зависит.
      33. В дружелюбном отношении со стороны коллег я не сомневаюсь
        1) да;
        2) затрудняюсь ответить;
        3) нет.
      34. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять
        1) пытаюсь понять его точку зрения;
        2) перевожу разговор на другую тему;
        3) я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку.
      35. Если я захочу, я смогу расположить к себе любого
        1) да;
        2) в зависимости от ситуации;
        3) вряд ли.
      36. Меня устраивает организация труда в нашем коллективе
        1) да;
        2) не совсем;
        3) нет.
      37. Если при мне незаслуженно наказывают ученика
        1) я тут же заступлюсь за него;
        2) один на один сделаю замечание коллеге;
        3) сочту некорректным вмешиваться.
      38. Работа дается мне ценой большого напряжения
        1) да;
        2) иногда;
        3) нет.
      39. У меня нет сомнений в своем профессионализме
        1) да, сомнений нет;
        2) затрудняюсь ответить;
        3) есть сомнения.
      40. По-моему, в школьном коллективе важнее всего
        1) возможность работать творчески;
        2) отсутствие конфликтов;
        3) трудовая дисциплина.
      41. На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на "нет".
        1) нет;
        2) не знаю;
        3) да.
      42. Хорошая зарплата для меня - не главный мотив труда
        1) да;
        2) затрудняюсь ответить;
        3) нет, главный.
      43. Высказывание "Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит"
        1) принимаю полностью;
        2) не принимаю;
        3) заставляет задуматься.
      44. Мысли о работе мешают мне уснуть
        1) часто;
        2) редко;
        3) никогда не мешают.
      45. На собраниях и педсоветах я
        1) часто выступаю по волнующим меня вопросам;
        2) иногда выступаю по волнующим меня вопросам;
        3) предпочитаю слушать других.
      46. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика
        1) нет;
        2) затрудняюсь ответить;
        3) да.
      47. Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, сами виноваты в этом
        1) да;
        2) в некоторых случаях;
        3) нет.
      48. Ситуации, когда мне не удается выполнить всю возложенную на меня работу, бывают
        1) крайне редко;
        2) время от времени;
        3) часто.
      49. Во время каникул я испытываю потребность в общении с учениками
        1) да;
        2) нет;
        3) иногда.
      50. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями
        1) редко;
        2) обычно;
        3) всегда.
      51. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных
        1) да;
        2) не помню;
        3) нет.
      52. Непредвиденные ситуации на уроках
        1) можно эффектно использовать;
        2) лучше игнорировать;
        3) только мешают учебному процессу.
      53. Большинство неудач в моей жизни происходило по моей собственной вине
        1) да;
        2) не всегда;
        3) нет.
      54. Я получаю удовольствие от работы
        1) да;
        2) временами;
        3) нет.
      55. В конфликте между учителем и учеником я в душе встаю на сторону
        1) ученика;
        2) учителя;
        3) сохраняю нейтралитет.
      56. В начале или конце учебного года у меня проблемы со здоровьем
        1) как правило;
        2) не обязательно;
        3) проблем со здоровьем нет.
      57. Мои ученики относятся ко мне с симпатией
        1) да;
        2) не все;
        3) не знаю.
      58. Требования начальства не вызывают у меня протеста, даже если я считаю их необоснованными
        1) вызывают;
        2) не знаю;
        3) не вызывают.
      59. Успех зависит от способностей и трудолюбия, а не от удачного стечения обстоятельств
        1) да;
        2) затрудняюсь ответить;
        3) нет.
      60. Руководство обычно принимает и поддерживает мои идеи
        1) да;
        2) иногда;
        3) нет.

    Преобладание одного из трех вариантов ответа (более пяти выборов) в каждой из шести шкал дает основание отнести поведение учителя, его чувства и реакции к определенной группе, обобщенные характеристики которой представлены в "Комментариях и интерпретации". Чем больше балл, тем выше степень соотнесения с интерпретацией. Если в двух столбцах из трех набрано одинаковое количество баллов (например, по четыре или по пять), значит, поведение сочетает признаки двух групп. Это может свидетельствовать о том, что поведенческие установки учителя окончательно не сформированы, он только ищет свой неповторимый профессиональный почерк. Другая возможная причина - разнообразие поведенческих стереотипов. В любом случае работа с методикой поможет оценить наличную модель профессионального поведения и выбрать оптимальную.

    КОММЕНТАРИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

    1. ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ (ПЦ)

    Профессионально важные качества учителя - любовь к детям, стремление понять и помочь. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью учителя, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие детей, даже если он прекрасно знает свой предмет и методику преподавания.

    1.1. Преобладание первого варианта говорит об особой значимости для учителя интересов и проблем школьников. В основе отношений лежит безусловное принятие учеников, которые безошибочно чувствуют человека, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На уроках такого учителя ученики чувствуют себя в безопасности и комфорте. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворной работы и сохраняет психическое здоровье как учителя, так и учеников.

    1.2. Преобладание второго варианта говорит об особой значимости для учителя его отношений с коллегами, об ориентации на их мнение, что может свидетельствовать о групповой зависимости, которая нередко объясняется низкой самооценкой. Учителя мало интересует внутренний мир ученика. В отношениях с таким учителем ученики ведут себя настороженно, напряженно, не видят в нем союзника. Отношения в лучшем случае не носят личностной окраски или пронизаны чувством недоверия и отчуждения.

    1.3. Преобладание третьего варианта говорит о "самодостаточности" учителя, концентрации на своих переживаниях и проблемах. В отношениях с коллегами и учениками преобладает сдержанность, отчужденность, которая может быть вызвана как личностными особенностями, так и неблагополучным психоэмоциональным состоянием (избегание контактов, вызванное усталостью и нервным истощением). Возможно, круг интересов учителя не исчерпывается школьными проблемами, есть и другие возможности самореализации. Нередко в этом случае человек ищет опору в себе и вне школы.

    2. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ (ПС)

    Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.

    2.1. Преобладание первого варианта говорит о неблагополучном психоэмоциональном состоянии учителя. Его главные признаки: острая реакция на раздражающие факторы; низкая эмоциональная устойчивость; склонность к тревоге; трудности социальной адаптации; наличие психосоматической симптоматики; сниженные результаты при исследовании интеллекта. В отдельных случаях преобладание первого варианта может быть вызвано стремлением преувеличить свои проблемы.

    2.2. Преобладание второго варианта или присутствие в равной степени всех трех вариантов ответов позволяет предположить нестабильность психоэмоционального состояния учителя, которое, как правило, определяется тремя факторами в их различных сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности, определяющие неадекватную реакцию на них.

    2.3. Преобладание третьего варианта говорит о благополучном психоэмоциональном состоянии, которое определяет эффективность работы учителя, дает возможность не терять самообладания в экстремальных ситуациях и принимать верные решения. Эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность учителя благотворно влияют на психологический климат в школе, если только человек не стремится преуменьшить свои проблемы.

    3. САМООЦЕНКА (С)

    Самооценка, или самовосприятие - это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его "личная педагогическая философия" во многом определяются его самооценкой.

    3.1. Предпочтение первого варианта говорит о позитивном самовосприятии, свойственном человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Учителям, обладающим позитивным самовосприятием, легко создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесные контакты и оказывая им психологическую поддержку. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, а не враждебности; ученика воспринимают как личность, заслуживающую уважения. Благодаря таким учителям возможно личностное развитие школьников.

    3.2. Преобладание второго варианта, а также наличие в равной степени всех трех вариантов ответов говорит о неустойчивой самооценке, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем. В эти моменты учитель преображается: он раскован, уверен в себе, у него все получается. Снижение самооценки в "полосе неудач" негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.

    3.3. Преобладание третьего варианта свидетельствует о негативном самовосприятии. Такому человеку трудно вступать в свободное общение с другими. Ему свойственно принижать значение личности другого человека точно так же, как и своей, поэтому он стремится повысить свою самооценку, нередко за счет учеников. Переход на неформальный стиль преподавания, требующий от него большого интеллектуального, эмоционального и нравственного напряжения, обнажает уязвимые места, создает угрозу внутренней согласованности учителя.

    4. СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ (СП)

    На формирование стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы учителя или осложнять выполнение учителем своих профессиональных обязанностей.

    4.1. Преобладание первого варианта ответов говорит о демократическом стиле учителя. Учитель привлекает учеников к принятию решений, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. Удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.

    4.2. Преобладание второго варианта ответа указывает на черты либерального, или "попустительского" стиля. Такой учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль работы учащихся ведет без системы, проявляет нерешительность, испытывает чувство зависимости от учащихся. Для такого учителя характерна низкая самооценка, чувство тревоги и неуверенности в себе, низкий жизненный тонус, неудовлетворенность своей работой.

    4.3. Преобладание третьего варианта говорит об авторитарных тенденциях. Учитель использует свои права, не считаясь с мнением детей и требованием ситуации. Главные методы воздействия - приказ, поучение. Для такого учителя характерна низкая удовлетворенность профессией, хотя он может иметь репутацию "сильного педагога". Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, теряют активность и самостоятельность, их самооценка падает. Возможны конфликтные ситуации. Авторитарный стиль в чистом виде представляет собой стрессовую воспитательную стратегию.

    5. УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ (УСК)

    Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени.

    5.1. Преобладание первого варианта говорит о высоком уровне субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами (помощь или препятствия со стороны людей и обстоятельств). Такие люди не склонны подчиняться давлению других, остро реагируют на посягательства на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе.

    5.2. Наличие в равной степени всех трех вариантов или преобладание второго говорит о недостаточной сформированности ответственности за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни.

    5.3. Преобладание третьего варианта говорит о сниженном уровне субъективного контроля. Люди с низким уровнем субъективного контроля склонны приписывать ответственность за события своей жизни, как счастливые, так и несчастные, другим людям, случаю, судьбе. Есть прямая зависимость между уровнем субъективного контроля учителя и степенью его удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Учителя, имеющие низкий уровень субъективного контроля, более других подвержены феномену "сгорания".

    6. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ (УТ)

    Удовлетворенность трудом - общее понятие, отражающее степень душевного благополучия профессионала. Удовлетворенность трудом зависит от интереса к своей работе, личностных качеств человека, психологического климата в коллективе, условий работы, профессиональной успешности.

    6.1. Преобладание первого варианта говорит о высокой степени удовлетворенности своим трудом, проявляющейся в интересе к процессу и результатам своей деятельности; конструктивных взаимоотношениях с коллегами и руководством, основанных на взаимоуважении. Уровень притязаний человека, удовлетворенного своим трудом, соответствует уровню его профессиональных достижений.

    6.2. Наличие в равной степени всех трех вариантов или преобладание второго говорит о недостаточной удовлетворенности человека своим трудом, низкой профессиональной мотивации, слабом интересе к процессу и результатам своей профессиональной деятельности, трудностях трудовой адаптации.

    6.3. Преобладание третьего варианта говорит о неудовлетворенности человека своим трудом, проявляющейся в отсутствии интереса к своей работе, демотивации, невозможности полноценной профессиональной самореализации на данном рабочем месте, проблемах трудовой адаптации. Конечно, каждый человек неповторим, и поведение его невозможно до конца "просчитать" с помощью самых хитроумных тестов. Такая цель и не ставилась. Задача данной методики - дать учителю "информацию к размышлению" - информацию не всегда приятную, порой не соответствующую собственным представлениям о себе и потому вызывающую раздражение. Человеку, способному быть объективным и критичным не только к своим ученикам, но и к себе самому, она поможет осознать свои сильные и слабые стороны и полностью реализовать свой творческий потенциал.

    Конечно, каждый человек неповторим, и поведение его невозможно до конца "просчитать" с помощью самых хитроумных тестов. Такая цель и не ставилась. Задача данной методики - дать учителю "информацию к размышлению" - информацию не всегда приятную, порой не соответствующую собственным представлениям о себе и потому вызывающую раздражение. Человеку, способному быть объективным и критичным не только к своим ученикам, но и к себе самому, она поможет осознать свои сильные и слабые стороны и полностью реализовать свой творческий потенциал.

    Скачать:    Опросник,   Бланк ответов,   Интерпретация ответов On-line тестирование


   
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс ИКС metodkabi.net.ru
Копирование и использование материалов сайта разрешается только с согласия aвтора и обязательным явным указанием адреса вэб-сайта www.metodkabi.net.ru
       Copyright © 2007-2022, Joe